В полку Димкиных причин для мук и страданий прибыло: теперь помимо стихов им задают еще и запоминание наизусть отрывков вполне прозаических. Лет нам уже десять, класс четвертый, а потому вроде как уже самое время развивать память не только ритмическую, но и ассоциативно-смысловую.
Все так.
НО...
Прихожу вчера вечером домой и застаю его за такой вот зубрежкой - сидит, мучается, сопит и бормочет что-то невнятное на тот счет, что, дескать, помрет он молодым и красивым под грузом неподъемного знания. Я, стало быть, по камнеедскому своеобычаю подумал было, что просто лениво ему, ну и все в таком духе...
Но как бы там ни было, а ребенку явно помощь требуется.
Вхожу в образ сильно состарившихся Чипа с Дейлом, беру в руки тот самый источник знаний, который ребенок мой иначе как дурацким не величает, и начинаю разбираться детально: пытаюсь зачитать вслух то, что выучить нам требуется.
Ага.
Когда сказал "пытаюсь" - ни в единой букве не ошибся.
Попытался я, и попытался, надо признать, не сильно успешно. Поскольку запнулся на первой же строчке.
Ладно, хоть и не ожидал я такого уровня заковыристости от школьного текста, а все же продрались и сквозь него.
Потом еще какое-то время провел в раздумьях тяжелых относительно того, как разъяснить Димке слова "покаяние", воздержание" и "узда". Причем не так, чтобы самих по себе, а в смысловом контексте литературного шедевра.
Худо-бедно, с грехом пополам и с той самой матушкой, но мы-таки нестройным хором это дело выучили.
Один вопрос меня до сих пор мучает - зачем все это десятилетнему ребенку, не понимающему ни исторического, ни культурного контекста, в которых писалось то, с чем мы весь вечером напару промучались?..
Молчит учебник, не дает никаких разъяснений.
Сказано только - "О деятельности Ярослава Мудрого". И все. Как если бы имя ребенку что-нибудь объясняло...
Печально и до крайности огорчительно это все.
Ну а чтобы и Вы тоже имели представление о причине нашей с Димкой тоски, то вот Вам, извольте:
"Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей."
Без комментариев более, други мои...
Во многих знаниях многие печали... Вот только собственно знания Димке и не дали. Печаль токмо одну.
Так что каяться, воздерживаться и читать - в утешение. И точка.