Заметил за собой, что с некоторых пор не считаю нисколько зазорным эдак невзначай заглянуть в словарь-другой.
Благо, нынче это просто и не требует приложения массы физических и интеллектуальных усилий. Никаких тебе простите-как-пройти-в-библиотеку-в-три-часа-ночи.
Все ограничивается лишь ловкостью рук, ну и еще стабильностью работы соответствующих ресурсов.
Согласитесь, ведь не во всякой ситуации и не у всякого отнюдь собеседника уместно будет переспрашивать значение непонятности, прозвучавшей из уст визави. Ну или скажем, как сейчас - надо мне несколько более подробно понять значение какого-то слова и сравнить его с собственным обывательским пониманием его же - вуаля! Дело нескольких секунд.
Доступность и простота использования - вот явные отличительные признаки современного понимания информации как таковой.
К примеру, вводим в поисковую строку слово "
критика"... и ага! - извольте кушать и приятного Вам аппетита, о любознательный пользователь! Благодарим Вас за использование в своих изысканиях именно нашей уникальной интеллектуальной системы поиска, а также во избежание опасных для Вас последствий спешим осведомиться - Вам как "
критику" подавать?! Сладко-поджаристую или перчено-варёную? Какой-то иной способ предпочтете? А чем запивать угодно будет? Осмелимся предложить Вам в качестве апперетива пару ссылок на околокритические темы - дабы подготовить рецепторы и всячески продлить вкусовые ощущения от основного блюда...
Впрочем, Вы и сами все знаете, лавры первооткрывателей этой Terra Incognita давно завяли, так и не найдя своих героев.
Так вот, возвращаясь к нашим критически настроенным отарам. Основа, если угодно - внутренний костяк, сиречь благородный овен-родоначальник всей породы - урожденный эллин, рожденный под солнцем Адриатики.
Kritikē - искусство разбирать, судить.Искусство, заметьте! Искусство... Таким оно явилось на не столь обильные и тучные пастбища родного языка.
Что же дальше открывается пытливому взору алкающего зерна истины? Каким потомством разродился византиец?
А дальше, собственно, имеем то, что мы имеем. Вполне традиционный, как мне кажется, для отечественной ментальности поворот событий.
С высот искусства зверь тяжело упал до низин
разноса и ущелий
осужденья.
Но и того нам мало - дабы уже никогда не вспоминать сиянье драгоценного руна в зените, слово
"критик" обрастает такого рода синонимичным рядом, как
зоил, порицатель и хулитель (
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова). Запаршивили барашки, одним словом, вросли и укоренились.
Разумеется, моя выборка значений и синонимов пристрастна и проливает свет лишь на одну из сторон медали - и вовсе не на самую приглядную. Вы совершенно правы, так оно и есть.
Какова же цель подобных изысканий?
Я полагаю, настало самое время раскрыть то, ради чего все это затевалось. Суть моего гаданья на требухе несчастного барашка сводится к попытке понять, осмыслить и, возможно, как-то смириться (как с неизбежным злом) с жестокосердием и претенциозностью современной театральной критики. Причем, именно театральной.
Нет критики более злой и уничижительной. Нет и более разрушительной по своим последствиям (если говорить о критике художественной).
В отличие от кинематографа, музыки, телевиденья, изобразительного искуства и прочая, тетральный критик в своей безграничной возможности возвысить или опустить ниже низшего есть властитель умов, самодержец и чуть ли не Г-дь Б-г. Почему?
Откуда взялась такая уязвимость театра?
Я подозреваю, что обусловлено это, вероятно, архаичностью театрального искусства. Разумеется, это всего лишь предположение и оно небесспорно. К несчастью, я не слишком силен в теории театра и не берусь утверждать его правоту - в любом случае, я не задавался целью выяснить и аргументированно обосновать эту причину. Наверняка отыщутся те, кто куда как более сведущ в этом предмете. Отыщутся и смогут доступно разъяснить ее нам, обывателем.
Зато я могу с определенной долей уверенности утверждать, что знаю отчего все прочие разновидности искусства к критике чувствительны куда как менее. Тут есть два, абсолютно противоположных по своей направленности, фактора - в отношении кино, музыки и книг причина их "толстокожести" кроется в доступности и массовости. Безусловно и тут потребитель прислушивается к мнению критики, однако в силу очевидной легкости проверки предпочитает скорее сравнивать свое мнение с мнением специалистов, нежели слепо на полагаться на последнее. Изобразительное искусство, напротив, сейчас имеет весьма ограниченный круг аудитории, которую, вероятно, можно было бы с некоторыми допущениями называть интеллектуальной элитой. Эта часть общества предпочитает, как известно, всем прочим точкам зрения свою собственную, и потому воспринимает любого рода критику всего лишь как повод составить собственное мнение.
Театр же, как мне кажется, занимает некую промежуточную нишу - с одной стороны его успешность и востребованность определяется именно массовостью, а с другой - аудитория театральная все же ограничена некой устойчивой группой театралов и интересующихся. Люди случайные в театр ходят изредка - либо и в самом деле случайно, либо если все та же пресловутая критика очень уж расстаралась.... Ну и звезды сложились соответствующим образом.
Еще к этому необходимо прибавить такое важное обстоятельство, как то, что театров в городе много, количество их постоянно увеливается, а вот объем театральной аудитории остается примерно таким же - ну или во всяком случае растет не столь динамично.
Соответственно, имеем практически классический образчик превышения уровня предложения над уровнем спроса.
Отсюда и внезапный рост авторитета театрального критика.
Но не только он.
Сдается мне, что и ангажированность его корни имеет те же самые - если черпать мудростьвсе из той же теории экономики.
Все это банально и нисколько не ново, разумеется.
Полагаю даже, что весь этот словесный мусор возник лишь вследствие какого-то моего внутреннего протеста против сложившихся правил игры. И против тех людей, которые именуют себя театральными критиками. Мне очень жаль, что слово
критика воспринимается ими лишь с тех самых, хулительных позиций. И совсем уже грустно, когда за словом этим прячется непонимание...
Вы только не воспринимайте, пожалуйста, весь этот спич как некую обличительную речь... не стоит, право же. )
Я по-прежнему люблю театр, просто перестал читать то, что о нем пишут...)))
P.S. : ... и вот еще несколько слов в завершение темы театральной критики, если позволите. Я тут буквально на днях привез из Северной столицы одну чудную историю из жизни семилетнего племяшки моей Рыжей...
Так вот повела его на недавних каникулах бабушка в театр - не силком, заметьте, не по принуждению. Даже наоборот - ребятенок к идее отнесся весьма благосклонно. Пошли, стало быть, в местный ТЮЗ на некую музыкальную детскую постановку (насколько мне помнится, что-то такое из музыкального наследия г-на Энтина). Расселись чинно-благородно - ожидают, значит, начала действа...
И далее все как положено - ярко, красочно, весело и с привлечением к происходящему на сцене ребятишек из зала.
Вокруг, как водится на таких представлениях, шум-гам и легкий кавардак - ну дети же.
Сиди, вобщем, и радуйся... Однако, не тут-то было. У нашего героя с самого начала представления как если бы улыбку с лица кто украл или выключателем каким тайным щелкнул. Опечалимшись сидит мрачнее тучи... Но молчит.
Отзвучала музыка, отгремели апплодисменты...
Фигура вторая (как известно из всенародно обожаемой фильмы "Любовь и голуби" - печальная) настает.
Стоят бабушка с внуком перед театром и решают куда бы это им далее направить свои стопы.
А никуда не направить. Никуда, и все тут. Безаппелляционно.
И Бигмачных мне Ваших, бабушка, без надобности. Кушайте сами.
Ну Вы понимаете теперь, наверное, в каком состоянии дитятя пребывает, да?
Ну что делать... везет его бабушка с рук на руки (родительские) сдавать.
Ребенок же молчит и дуется всю дорогу. Ребенок Печального Образа, как же-с...
Вот и настал момент прощанья - все, разумеется, не в духе, никто ничего толком не понимает.
Дитя все же попращаться с бабушкой вознамерилось и между делом эдак замечает, что, дескать, испортили Вы мне, бабуленька весь день.
Целиком и без остаточка.
И еще после молвит, после раздумий кратких: А театр-то Ваш тупой.
Занавес, однако. Чтобы никто сцен немых, ничего не объясняющих, наблюдать не мог.
P.P.S. Ну и теперь уже самое-самое последнее... не то, чтобы к теме относящееся, а так... где-то как-то мимо пролетало.)
Я вот не знал, а Вы, быть может, вполне себе в курсе... Оказывается, государи мои и государыни, была у Карла Маркса работа такая, как это раньше принято было называть - "основополагающая"... А именовалась она "
Критика готской программы".
"Люблю, - он отвечал,- я вкус в нем нахожу". (С)