-Рубрики

 -Стена

HellSwan HellSwan написал 16.05.2011 01:55:49:

1

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Мой_цитатник _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ Live__ART WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.02.2011
Записей: 1123
Комментариев: 558
Написано: 2109


История моды середины XVIII века. МАРКИЗА де ПОМПАДУР

Пятница, 18 Марта 2011 г. 19:11 + в цитатник



Ф.Буше. Портрет мадам де Помпадур, 1756.

Непревзойденной мастерицей гримировки долгое время считалась всесильная мадам де Помпадур. Наводили грим, сидя за туалетным столиком важнейшим предметом той эпохи. Снабженный зеркалом, украшенный кружевом, убранный муслином, он содержал весь арсенал косметических средств: неисчислимое количество жидкостей для гримирования и высветления, пудры, парфюмы, краски, средства от веснушек и прыщиков и прочие «женские примочки и притирания». Именно здесь лицо превращалось в произведение искусства. Грим применялся столь обширно, что порой мужья не узнавали своих жен.

Гримирование было исключительно привилегией знатных дам, другим, в том числе и женщинам легкого поведения, оно был запрещено. Дама высшего света уже издалека бросалась в глаза своим искусным гримом. Щеки были сильно нарумянены остальная часть лица бледна до крайности, покрывали лицо свинцовыми белилами, поскольку бледная кожа считалась признаком аристократа.

С этой целью производили кровопускание и пили уксус. Для полной иллюзии проводили на лице голубые прожилки, будто бы проглядывающие сквозь нежную, тонкую кожу.



В. И. Якоби. «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны

При этом умывались далеко не каждый день, чтобы сохранить макияж. Популярными были молочные и земляничные маски для лица. В макияже главным был красный грим самых разных тонов. Расходовали его в больших количествах. Так, в год Франция расходовала 2 миллиона баночек с красным гримом.

На каждую даму уходило в год косметики с полпуда. На многочасовых увеселениях пудра и румяна на основе цинковых белил подсыхали и отваливались кусками, поэтому дамы вынуждены были поправлять грим на своих ярко нарумяненных щеках, который делал их похожими не на людей, а «на ободранных телят».

Гримировали даже мертвых, чтобы они выглядели как можно красивее. Некоторые дамы в своем завещании точно описывали, как следует загримировать их после смерти. Нежность шеи умершей подчеркивали прозрачные платки с синими прожилками.



Потребности в пудре в Европе того времени были огромными. Для французов и француженок ее требовалось столько, что во Франции случались перебои с рисовой или пшеничной мукой, из которых производилась разноцветная пудра для косметики. Пудрили лицо кисточками или мехом. Зато обильно напудренные волосы и не в меру раскрашенные лица помогали в самом главном: скрывать возраст.

...Кстати, пудрились даже дети, но не для того, чтобы выглядеть старше, а из-за моды: всем следовало казаться одинакового возраста, т. е. молодыми...

Среди портных и портних появились настоящие корифеи своего дела, например, широко известная тогда модистка из Амьена м-ль Мари-Жанна Бертэн по прозвищу Роза (любимый цветок эпохи), обслуживавшая саму королеву, вздорную и капризную австриячку Марию-Антуанетту, за необыкновенные наряды прозванную «мадам дефицит». Роза Бертэн (1744-1813) была столь популярна в парижских верхах (например, у сменившей в опочивальне Людовика XV маркизу де Помападур мадам дю Барри или у знаменитого трансвестита шевалье д'Еона), что удостоилась неофициального титула «министерши моды». Организованное этой «королевой иглы и наперстка» солидное ателье с двадцатью высококлассными портнихами на улице Ришелье в Париже явилось прообразом французских Домов Моды, столь популярных сегодня, а ее влияния на знатных дам при дворе было сродни влиянию современных кутюрье на общественное сознание.



Мари-Жанна Бертэн обладала всеми необходимыми качествами: несомненным вкусом, умением понимать невысказанные желания клиенток, чувством гармонии и восприимчивостью к требованиям времени. Как никто другой она умела хранить тайны и использовать талант для упрочения своего положения. Шить у «министерши моды» означало одеваться лучше других, и все знатные дамы Парижа спешили заручиться расположением Модистки Ее Ееличества.

В отделке платья Роза Бертэн не знала себе равных. Именно при переделывании платья королевы к очередному балу она якобы и произнесла столь знаменитую фразу: «Новое — это хорошо забытое старое». Впрочем, не исключено, что авторство этого крылатого выражения и не принадлежит легендарной модистке: Роза Бертэн не писала мемуаров.

Особым шиком считались декоративные подвязки с пряжками и завязками. Роль дамской подвязки как «держательницы» чулок была второстепенной.

Дамы могли поправлять подвязки прилюдно, кокетливо демонстрируя ноги. Постепенно подвязка, которая первоначально носилась ниже колена, переместилась выше колена. Так дама оказывалась в двойном выигрыше: во-первых, нога зрительно удлинялась и, во-вторых, появилась возможность возбуждать мужчин высоко обнаженной ножкой, прилюдно демонстрируя то, что в остальных случаях можно было обнажать лишь в интимной обстановке будуара. Недаром именно тогда появилась знаменитая французская поговорка: «Лицо женщины — это ее... ноги!»

...Об этом никогда не забывала волевая и умная герцогиня Мария-Анна де Шатору (1717-1744), имевшая большое влияние на короля Франции Людовика XV. Говорили, что Его Величество «попался» именно на точеные ножки де Шатору.

Лишь преждевременная смерть де Шатору открыла дорогу в королевскую опочивальню другим амбициозным дамочкам, в первую очередь Жанне-Антуанетте де Этиоль... — будущей мадам де Помпадур. На 20 лет став фавориткой короля и одновременно королевой французских мод, маркиза де Помпадур дала миру моды немало: неглиже; прическу-«кораблик», красно-розовый оттенок волос; сделала популярным атлас; нарядный фартучек с кружевами и, наконец, знаменитый мешочек для рукоделия - прообраз дамской сумочки, названный помпадуркой.


Из книги Нерсесова Я.Н. "Они определяли моду"


МАРКИЗА де ПОМПАДУР



ДЕТСТВО: СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ ПРЕДСКАЖЕТ ГАДАНЬЕ
Жанна Антуанетта Пуассон родилась в 1721 году. До сих пор не вполне ясно, кто был настоящим отцом девочки: лакей, выбившийся в интенданты, на новой должности проворовавшийся и сбежавший от правосудия, бросив семью; или дворянин Норман де Турнэм, регулярно дававший деньги на содержание и обучение маленькой Жанны.
Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени - госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую, некрасивую девочку и произнесла пророчество: "Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!"


ОТРОЧЕСТВО: СТАВКА БОЛЬШЕ ЧЕМ ЖИЗНЬ
Итак, Жанне Антуанетте 19 лет, она не красива, не богата, не отличается крепким здоровьем. Каковы ее шансы составить приличную партию? Как ни странно, но жених для Жанны нашелся достаточно быстро - некий Шарль де Этиоль, племянник Нормана де Турнэма. Шарль, конечно, не сказочный принц, но он из хорошей семьи, к тому же богат. Другая бы руками и ногами ухватилась за такое предложение, другая, но не Жанна Антуанетта. Она тянет и тянет с окончательным ответом. Причина? Предсказание, сделанное мадам Лебон 10 лет назад. Какой Шарль, если в перспективе может быть король?


ДИАНА-ОХОТНИЦА: ПЕРВАЯ ПОПЫТКА
Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон... После чего к ее матери пришел человек, передавший "просьбу" маркизы де Шатору (тогдашней фаворитки Людовика) "избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон".
Это был крах ее надежд. Жанна выходит замуж за Шарля де Этиоля, но короля из списков не вычеркивает. Ведь гадалка не сказала, что она будет королевой, она будет фавориткой, значит, нужно быть как можно ближе к двору.

ДИАНА-ОХОТНИЦА: ВТОРАЯ ПОПЫТКА
В 1744 году неожиданно умирает маркиза де Шатору. Двор начинает лихорадить, сколачиваются "партии" в поддержку той или иной кандидатуры на роль фаворитки.
В марте 1745 года на балу внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и... скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек.
Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу. Конкурентки в трауре - платок брошен...


Пару слов о характере мужчины, за которого велась столь упорная борьба: Людовик XV стал королем в пятилетнем возрасте. К моменту знакомства с Жанной де Этиоль 35-летний Людовик перепробовал все возможные наслаждения и потому... дико скучал. Жанна Ануанетта интуитивно угадала, чем зацепить пресыщенного короля.

ДИАНА-ОХОТНИЦА: ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА, ЧУТЬ НЕ СТАВШАЯ РОКОВОЙ
О, женщины, просиживающие вечерами в ожидании телефонного звонка от "единственного и неповторимого", берите пример с маркизы де Помпадур: если обстоятельства к вам не благоволят, сами создайте благоприятные обстоятельства.
Что стоило Жанне получить место рядом с королевской ложей - история умалчивает. Но сколько бы она за это ни заплатила, дивиденды были получены почти мгновенно - король пригласил ее на ужин... В этот вечер Жанна допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она отдалась королю.

На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения "осчастливленных" им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.
Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. "Лицо" сообщило мадам, что король считает ее "не совсем бескорыстной", к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее "несколько вульгарной".
Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения - может быть, он не понравился ей в постели?

О, МОЙ КОРОЛЬ, Я ВСЯ ВАША
Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой.
Следующая встреча короля и будущей фаворитки проходила в традициях крепкой мелодрамы. Жанна тайно (с помощью подкупленных лиц) пробралась во дворец и пала к ногам короля. Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа (посмотрел бы Людовик на чахлого Шарля де Этиоля в роли ревнивого Отелло).
Это был гениальный ход - при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.

РОЖДЕНИЕ МАДАМ ДЕ ПОМПАДУР
14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую подругу. Двор принял ее в штыки: она была не знатного рода, поэтому получила прозвище Гризетка (этим приближенные короля явно давали понять Жанне, что не видят разницы между ней и уличными девками). Чтобы положить конец кривотолкам, король присваивает своей фаворитке титул маркиза де Помпадур.

Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева (не удивительно - за первые 12 лет брака она родила королю 10 детей) почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась - интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.

1001 НОЧЬ МАДАМ ДЕ ПОМПАДУР
О том, что у новой фаворитки "проблемы с темпераментом" очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, "даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет". А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля - достаточно было развеселить его.
Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество... Его Величеству не бывает скучно.

Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.
Именно с подачи маркизы в Париже создается Военная школа для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян. Когда заканчиваются отпущенные на строительство деньги, маркиза вносит недостающую сумму. В октябре 1781 года в школу прибудет для обучения студент Наполеон Бонапарт.
В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.

УЖЕ НЕ ЛЮБОВНИЦА, НО ДРУГ
К 1751 году маркиза поняла, что не сможет долго удерживать внимание короля - рано или поздно он обратит свой взор на более молодых женщин - мадам де Помпадур берет это дело в свои руки.
Многочисленные любовницы отбираются под личным руководством маркизы. Но ни одна из них не задерживается дольше, чем на год.
Маркиза же познакомит Людовика с Луизон Морфи. Связь продлится два года, но однажды, решив, что теперь она может все, Луизон спросит Его Величество: "Как там поживает старая кокетка?" Через три дня Луизон вместе с дочерью, которую она родила от Людовика, навсегда покидает знаменитый домик в Оленьем парке.

ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП
Маркиза была женщиной весьма циничной, во всех сборниках афоризмов содержится ее знаменитое: "После нас? Хоть потоп".
Но этим не ограничивается ее «вклад» в культурное наследие человечества... Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.
Наконец, она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений. К сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.

Текст: Ирина Шанина

http://www.rol.ru/

Рубрики:  ЖЗЛ
Мода и стиль
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку