Нейроны и прочее чернилами на шёлковой парче. |
Когда Грег Данн получил степень доктора наук по неврологии в Пенне в 2011 году, он купил себе камеру сенсорной депривации в качестве подарка. Это такой бак, в который не попадают свет, звуки и запахи. Помещенный в раствор английской соли в баке, человек пребывает как бы состоянии невесомости. Так, новоиспеченный доктор перешел из мира науки в мире творчества и медитации.
Теперь он работает художником и живет в Филадельфии. Данн говорит, что когда он был студентом, его сильно вдохновила красота нейронов, работающие в качестве цветных пятен. Пятно Гольджи, например, представляет собой один-два черных нейрона на золотом фоне.
«В них воплощен тот самый дзен, который близок и мне», — говорит Данн.
Но не спешите записывать нейробиолога в помешавшиеся мистики.
То, что он однажды увидел под микроскопом, напомнило ему лаконичную элегантность папируса и другие формы азиатской живописи. Поэтому он начал рисовать нейроны в похожем стиле. Его собственные разработанные методы нанесения краски представляли собой выдувание капель чернил на поверхность. Чернила разливались так же, как растут нейроны, замечает Данн, влекомые случайными силами и обходящие микроскопические препятствия.
«Мне нравится концепция опираться на аналогичные силы, чтобы творить», — говорит художник.
Данн продал свои работы в исследовательские лаборатории и госпитали, и его картины, как говорит сам автор, пользуются успехом у неврологов, невропатологов и других людей, заинтересованных в изучении мозга, а также среди людей с нейродегенеративными заболеваниями.
«Думаю, глядя на изображения, люди начинают понимать суть вещей, которая их волнует».
Изображения в галерее созданы фантазией художника, но укреплены его знанием анатомии мозга.
«Одним из моих разочарований в аспирантуре была необходимость абсолютной приверженности к истине, принципам и фактам», — сетует Данн. — «Я вдохновляюсь анатомией, но не являюсь ее рабом».
Итак, на изображении в начале топика:
На этой картине изображается сечение моторной коры, области, которая участвует в планировании движений. Вам должен быть знаком этот знаменитый слой V-пирамидальных нейронов.
Золото, палладий, слюда, эмаль и краска на алюминиевой панели.
Это мозжечок, область мозга, ответственная за движения, равновесие и двигательную память.
Золото, краска и эмаль на алюминиевой панели.
Данн отмечает, что для этой картины нет никакого реального биологического описание. Это просто субъективная репрезентативная физическая анатомия.
Золото и краска на алюминиевой панели.
На этом изображении показана растущая кора головного мозга на 15 неделе беременности.
Золото, эмаль, металлический порошок и краска на алюминиевой панели.
Эта картина в стиле суми-е изображает слоистую структуру сетчатки. Визуальная обработка начинается с фоторецепторов (наверху) и прогрессирует в ганглиях (внизу), прежде чем информация будет направлена в таламус и визуальный кортекс для дальнейшей обработки.
Чернила на шелковой парче.
На этой картине показана слоистая структура коры головного мозга, где обрабатывается сенсорная и моторная информация.
Эмаль на композитном сусальном золоте.
А здесь показано сечение гиппокампа, области мозга, которая задействуется в процессах обучения и памяти.
Эмаль на композитном золоте и алюминиевом листе.
Клетки NG2+ (желтое золото) это специальные глии, тип клеток, которые помогает нейронным синапсам регулировать синаптическую передачу. Здесь они изображены среди пирамидальных клеток в гиппокампе (белое золото).
Золото и краска на металлической панели.
Это сжатое сечение гипоталамуса, региона мозга, отвечающего за аппетит, температуру, суточный ритм и сон.
Золото и краска на нержавеющей стали.
Это нейроны, которые объединяют информацию, полученную от своих дендритов, которые разветвляются на дне клетки. Пирамидальные клетки передают информацию другим нейронам через аксон, большую ветвь, расширяющуюся кверху.
Эмаль на композитном золотом листе.
Источник: wired.com
Не перестаю удивляться человеческому творчеству в контексте нейронаук. В ближайшее время я постараюсь добавить несколько статей, показывающих всю многогранность такого творчества. Всю необычность восприятия отдельными людьми того, к чему многие привыкли, того, что считается обыденностью.
Рубрики: | Многословия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |