✨ Ф. Мендельсон, Концерт для скрипки с оркестром |
В иерархии музыкальных инструментов скрипка занимает главенствующую ступень. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть
В этом произведении композитор показал весь гений своего таланта. Музыка отличается скерцозно-фантастическими и пластичными песенно-лирическими образами. В концерте гармонично сочетается богатый мелодизм и простота лирического высказывания. I и II части концерта представлена лирическими темами. Финал стремительно вводит слушателя в фантастический мир Мендельсона. Здесь прослеживается праздничный и шутливый колорит.
История создания
Феликс Мендельсон-Бартольди, прославившийся как выдающийся композитор, помимо того был превосходным организатором, основавшим в Германии первую консерваторию, и прекрасным педагогом, воспитавшим немало хороших музыкантов. Важно заметить, что Меньдельсон, будучи весьма музыкально одарённым, великолепно играл не только на рояле, но и органе, скрипке и альте. Обладая многими талантами, он также зарекомендовал себя как замечательный дирижёр, которого оркестранты называли лучшим в своём времени.
Так, в 1835 году двадцатишестилетний Мендельсон был приглашён на должность руководителя лейпцигского симфонического Гевандхауз-Оркестра. Недолго раздумывая, он предложил своему другу, в то время уже известному скрипачу Фердинанду Давиду, занять в этом творческом коллективе место концертмейстера. Дружба двух выдающихся музыкантов завязалось в детстве. Интересен тот факт, что они оба родились в Гамбурге в одном и том же доме только с разницей в один год. В подростковом возрасте дружеские отношения Феликса и Фердинанда ещё более окрепли и затем продолжались всю жизнь, впрочем, помимо этого двух музыкантов крепко связывало тесное профессиональное сотрудничество.
Например, в июле 1838 года Мендельсон в своём послании сообщил Давиду, что хочет написать для него скрипичный концерт, тема которого навязчиво крутиться в голове. Однако с момента, когда Мендельсон написал другу о своём замысле и до того как он поставил последнюю точку в партитуре произведения, прошло без малого шесть лет. Это сочинение для Феликса стало как наваждение, ведь он задумал создать нечто новаторское, непохожее на то, что ранее было написано в этом жанре. Совершая гастрольные поездки или уезжая на отдых, Мендельсон непрерывно вёл переписку с Давидом, постоянно консультируясь с ним по поводу концерта. Фердинанд, сам будучи прекрасным композитором, сочинившим немалое количество скрипичных произведений, с большим удовольствием давал другу ценные советы, но при этом подбадривал и поторапливал Феликса с окончанием работы над произведением. Между тем Мендельсон как будто специально оттягивал выход в свет своего концерта, хотя в это время из-под его пера выходило одно сочинение за другим. Именно в данный творческий период появились симфонии №2 и №3, а также музыка к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». Кроме того, по поручению прусского короля Фридриха Вильгельма IV Мендельсон в немецкой столице был занят реформаторской деятельностью, которая для композитора к сожалению закончилась провалом.
По какой из причин Феликс медлил с завершением работы над концертом, сегодня никто конкретно объяснить не может. Однако существуют предположения, что у композитора иссяк тот эмоциональный подъём, который изначально навеял ему мелодию главной темы произведения. И немного странным является то, что поэтическое вдохновение вновь возникло у Мендельсона, когда он познакомился с Енни Линд. Феликс страстно, но безответно влюбился в «шведского соловья», как в Европе называли эту талантливую певицу. В 1844 году композитор вновь активно приступил к работе над произведением, да и с Давидом, к тому времени ставшим профессором Лейпцигской консерватории, опять начались энергичные обсуждения по поводу скрипичного концерта. 16 сентября 1844 года партитура наконец-то была закончена, а премьерное исполнение нового сочинения было назначено на март следующего года. В качестве солиста должен был выступать Фердинанд Давид, ведь именно для него и был написан этот концерт, а за дирижёрским пультом предназначалось стоять автору произведения. Однако из-за болезни Мендельсона оркестром Гевандхауза на премьере, состоявшейся 13 марта, руководил второй дирижёр - датский композитор Нильс Гаде. Успех концерта был ошеломляющим: не только публика, но и критики приняли его с большим воодушевлением. Через полгода, 23 октября, выступление повторили вновь, но теперь уже концертом дирижировал сам автор.
В короткий срок произведение Мендельсона, завоевавшее большую популярность, все знаменитые скрипачи стали включать в свой концертный репертуар.
Интересные факты
______________________________________________________
music-video.mirtesen.ru
Рубрики: | музыка люди - звезды |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |