-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в haritina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.03.2014
Записей: 1351
Комментариев: 18
Написано: 2111


О святом художнике Ефиме Честнякове

Суббота, 06 Июля 2019 г. 20:09 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Ефим Васильевич Честняков (1874-1961)

 На Руси всегда есть святые люди, их считают юродивыми - "не в себе", потому что они во всех. А если - святой ещё и художник, то - это скоморох. я очень советую дорогие читатели посмотреть документальный фильм о святом-художнике Ефиме Честнякове, который я смотрела с комом в горле и слезами на глазах. Спасибо хорошим людям, участвующим в его создании, собравшим буквально "по нитке" сохранившееся богатство и умельцам-рестовраторам, явившим на свет краски великого русского Мастера - моего (и почти вашего) современника.     

  Ефим Васильевич Честняков - художник и крестьянин, праведник и скоморох, пророк, покровитель костромского люда и святой-юродивый.

  Художник и крестьянин, драматург, поэт, праведник и скоморох, пророк, покровитель костромского люда и святой-юродивый. Всё это – о Ефиме Васильевиче Честнякове, который судьбе столичной знаменитости Серебряного века предпочёл лесную глушь и свободную жизнь в русской традиции. А слава всё-таки пришла к нему - посмертно.



Чисто российское открытие

  Летом 1968 экспедиция Костромского художественного музея собирала народное творчество в Кологривском районе. Глухомань, от областного центра – 360 км, рассчитывать особо не на что. Но тут к музейщикам в автобус подсаживается словоохотливый местный житель и в разговоре упоминает про некоего Ефима из деревни Шаблово,который "не абы кто - в Питере у Репкина, что ли, учился"… Неужели ученик самого Ильи Репина?

Ефим Васильевич Честняков (1874-1961)
Вход в город всеобщего благоденствия

  В Шаблово, по законам жанра, им тоже помог случай. Водитель автобуса попросил водицы в одной избе, и приметил какую-то диковинную картонку на крынке с молоком у хозяйки. Позвал главного хранителя музея Владимира Макарова - а тот глянул и поразился: да это живопись… причём живопись руки подлинного мастера!

  И шабловцы, убедившись, что приезжие относятся к находке с должным уважением, стали один за другим приносить и показывать гостям полотна "Ефимушки", написанные иногда на загрунтованных холстах фабричного изготовления, но чаще на домотканой холстине, а то и наматрасной ткани. Несли и карандашные портреты, и раскрашенные скульптурки из обожженной глины, "глинянки".

  "Ефим-то уж семь лет как помер, - рассказывали деревенские. – 87 лет без малого прожил. Семьи у него не было -всем мироми похоронили, по очереди на руках снесли на кладбище за четыре километра". А работы, что в Ефимовой мастерской остались, они показали было в Кологриве местному начальству, которое по культурной части. Но местное начальство отмахнулось: "Художественной ценности не представляет".

  Спустя десяток-другой лет после его смерти московские искусствоведы, готовя картины Честнякова к первым выставкам в Европе, скажут: нет, дорогие друзья, это не какой-нибудь там провинциальный наивный художник - перед нами мастер живописи, поэзии и прозы мирового уровня. Да, вот так - именно мирового. И стиль его сравнить не с чем. В русской культуре искусство Честнякова представляет собой совершенно особое явление.

"Это фигура возрожденческая", - напишет знаменитый реставратор Савва Ямщиков.

  А в первые годы после смерти Ефима Честнякова его наследие разбирали по домам ничего этого не ведающие односельчане. Глинянки вот только сберечь не удалось - мальчишки из озорства порастаскали да побили, всего и осталось четыре десятка из восьми с лишним сотен. И картинами кое-кто полы в сенях устилал, или вот под крышки для молока приспособил – понятно, что это живописи тоже на пользу не пошло. Но у многих работы Ефима висели в красных углах вместе с иконами. И когда музейщики уговаривали крестьян отдать картины в музей, шабловцы долго не соглашались. Почитали они эти полотна, оказывается, наряду с семейными реликвиями.

Так что спасли искусство Честнякова не только реставраторы Костромы и Москвы, как принято писать – в первую очередь за это надо благодарить крестьян далёкого от цивилизации Кологривского района. У них, как выяснится в наши дни, для такого культурного акта были серьёзные, хотя на иной взгляд и странные, мотивы. Но это сочетание как раз для всей истории Ефима Васильевича Честнякова очень даже характерно.

Ефим Васильевич Честняков (1874-1961)
Детские забавы

Чудо во храме

  Фамилию Честняков он выбрал для себя сам, получая паспорт. На самом деле его должны были бы величать Самойловым, по имени деда, как было принято тогда в деревне. Родился Ефим 19 (31) декабря 1874 года, в семье "безденежных землепашцев", по его выражению. Однако с раннего детства рос, как бы сейчас сказали, в творческой атмосфере. Его бабка Прасковья знала бесчисленное множество сказаний и сама их придумывала, импровизировала; отменный дар рассказчика был и у его деда Самойлы, да и родители от них по этой части не отставали. В общем, корни были глубокие. И лет с четырёх Ефим, к удивлению домочадцев, сам начал рисовать – да так похоже на то, что в жизни! "Мать моя отдавала последние гроши на бумагу, на карандаши. Когда немного подрос, каждое воскресенье ходил к приходу (4 версты) и неизбежно брал у торговца Титка серой курительной бумаги […], - рассказывал он позднее в одном из писем к своему учителю Репину. - Когда идут в город, то со слезами молил купить "красный карандаш", и если привезут за 5 к. цветной карандаш, то я – счастливейший на земле и готов ночь сидеть перед лучиной за рисунком".

  Тут стоит особо выделить еженедельные посещения храма. Заурядная сельская церквушка в селе Илешево, но внутри – фрески высочайшего европейского уровня. Специалисты сейчас сравнивают их даже с рафаэлевскими росписями. Об авторе мало что известно – Сила Иванов, крепостной художник из здешних мест, учился в Петербурге в первой половине XIX века. При большевиках в храме был соляной склад, роспись замазали краской, и те изображения Воскресения и Благовещения, о которых вспоминает Честняков в письме к Репину, ещё не обнаружены. Но, как бы то ни было, будущий художник с младенчества имел весьма достойные ориентиры в живописи, хоть и рос буквально в медвежьем углу.

  К образованию он тоже с малолетства стремился сам. Родителей-крестьян это даже раздражало: единственный сын ("честняк" по-костромски), будущий добытчик и опора в старости, - какие тут ещё книжки?! В раннем детстве с плачем рвётся к соседу учиться грамоте. Ну, отвели в шутку – мол, побалуется и домой прибежит. А Ефимка так славно учился, что сосед написал похвальный лист для земской школы. Там учительница тоже нахвалиться им не может и вместе со священником настаивает на поступлении в уездное училище. Дело кончится тем, что Ефим удерёт в Кологрив, за двадцать с лишним вёрст от дома. Занятия в уездном училище уже месяц как начались, но его на правах таланта-самородка принимают без экзаменов.

  В Кологриве у Честнякова появился настоящий учитель живописи – Иван Перфильев, выпускник петербургской Академии художеств (он учил в своё время акварелиста-передвижника Георгия Ладыженского). Раньше-то Ефим постигал рисовальные секреты буквально методом тыка. Увидит, бывало, зимой красивую ветку у берёзы да и попробует изобразить на бумаге, а как видит, что непохоже вышло – давай по снегу веткой хлестать. Сам придумал: чтобы отпечатки оставить и получше в них вглядеться-вчувствоваться.

После уездного училища – пять лет в учительской семинарии в Ярославской губернии. Художествами и словесностями опять приходится заниматься самостоятельно – атмосфера в этом сельском ПТУ XIX века, судя по его воспоминаниям, была довольно косной. В 1894 г. Ефим получает звание народного учителя и ещё пять лет преподаёт в начальных школах Костромского и Кинешемского уезда. Вдумчиво читает всё, что удаётся добыть в тогдашней русской провинции – от журнальной литературной критики до Шекспира. Участвует в любительском театральном кружке. И рисует постоянно, конечно же.

А в декабре 1899, окончательно определившись со своим жизненным призванием, 25-летний Ефим Честняков едет в Петербург - поступать в Академию художеств.



Русские художники » Ефим Васильевич Честняков (1874-1961)

Ефим Васильевич Честняков (1874-1961)
«Я ПРИНЕСУ ЖИВОЙ ВОДЫ…»

  В одной из поздних записных книжек Честнякова есть поразительная запись:

«Душа стремится к Богу. И бедная — будто пугается света, как существо, долго находившееся во тьме. Она уже не сразу узнает свою родину — Небесное Отечество...
  И с течением времени все больше будет раскрываться прошлое и будущее Вселенной. Жизнь многообразно будет проходить перед очами созданий... И жизнь Христа, земная и от века, все более будет видна и понятна. И книги не нужны будут: очи увидят и уши услышат картины времен, эпох и переворотов, жизнь народов земли и непостижимого для ума нашего числа существующих созданий. Существа более высшего порядка во Вселенной уже видят, слышат то, что земля увидит в грядущем...»

  Еще многое в его литературном творчестве не расшифровано, не раскрыто, но уже один этот отрывок говорит о том, что перед нами мыслитель из когорты великих русских «космистов», таких как Н.Федоров, К.Циолковский, А.Чижевский.

В стихотворении Честнякова «За живой водой» герой его восклицает:
Я направляю свой поход
Туда, где Солнышка восход.
Хочу до Солнышка дойти,
Моря живой воды найти.
И если впрок пойдут труды,
Я принесу живой воды...

Да, Ефим Васильевич Честняков выполнил свое обещание!

Такой «живой водой» стало его творчество.

Ефим Васильевич Честняков (1874-1961)

Свахонька, любезная, выйди

Ефим Васильевич Честняков (1874-1961)

   Ефим Васильевич Честняков. Два других зала полностью посвящены творчеству самобытного Кологривского (деревня Шаблово) народного живописателя (да-да, и живописца, и инсталлятора, и скульптора, и писателя, и поэта, и драматурга, и режиссёра, и создателя деревенского театра, в общем — подвижника) мастера Евфимия Самойлова, он же Ефим Васильевич Честняков (1874–1961), в истинном смысле термина — народный художник (портреты и сказочные сюжеты в стиле псевдонаивного искусства), писатель (сказки, сказания, роман в стихах, стихи, размышления), скульптор (малая глиняная пластика), создатель детского театра в Шаблово, собиратель и певец людей, образов крестьянской деревни.
   Честняков немного учился у Ильи Ефимовича Репина. Пик творчества Ефима Васильевича пришёлся на первую четверть XX века, позднее уединился в родной деревне, был основательно забыт (и слава Богу, что уединился и был забыт, потому-то, наверное, и пережил тридцатые и более поздние годы — ну, никак его искусство не лезло в прокрустово ложе социалистического реализма).
  Открытие художника для нас началось с конца шестидесятых, уже после смерти мастера — «Летом 1968 года ежегодная научно-изыскательская экспедиция сотрудников Костромского музея изобразительных искусств во время посещения Кологривского района случайным образом получила информацию об Ефиме и его картинах и приехала в Шаблово. Значительную часть картин удалось получить от односельчан и увезти в музей. Участники экспедиции: главный хранитель музея Владимир Макаров, старший научный сотрудник Вера Лебедева, художник-реставратор Геннадий Корф и шофёр Алексей Сабуров. В октябре 1971 года сотрудники Костромского музея во главе с директором В.Я. Игнатьевым приехали в Кологрив для сбора новых сведений об Ефиме Честнякове. Племянница художника Галина Александровна Смирнова передала музейщикам хранившиеся у неё рукописи и документы Честнякова, собранные в его избе после смерти художника. Наконец, летом 1975 года третья научная экспедиция Костромского музея в Кологривский район, посвящённая поиску новых материалов, связанных с жизнью и творчеством Е.В. Честнякова: были получены новые свидетельства о жизни художника, часть его библиотеки, новые рукописные материалы. Картины, которые с 1970-х годов начала восстанавливать группа реставраторов во главе с Саввой Васильевичем Ямщиковым, дошли до нас в тяжёлом состоянии».

А сейчас всё спасённое и новооткрытое можно видеть в Романовском Музее.

Изображение
«Наш праздник»

Изображение
«Тетеревиный король»

Изображение
«Сказочный мотив»

Изображение
«Семейный портрет»

Изображение
Ещё «Семейный портрет» (их много, и семейных портретов, и отдельных портретов и особенно детских головок)

  Перехожу от картины к картине, от картин к инсталляциям, рассматриваю статуэтки, снова иду к картинам: множество образов (чаще только головы) детей, потом и взрослых, и даже сказочных персонажей. Что-то есть от примитивизма, но не только, ох! не только! Вспоминаю солнечный Тбилиси и такое же, как в здесь, в Костроме, удивление от картин «примитивиста» Пиросманишвили.
Долго беседуем с мастером-реставратором Музея, это Дмитрий Евгеньевич Семёнов, он мне показал и рассказал массу интересного, в частности, подтвердил предположение, что у Честнякова есть и свои символы и знаки (язык) этих многочисленных и, казалось бы, таких однотипных образов.
   Есть и большие картины (в том числе как бы из средневековых триптихов -- «Рай»). Есть и инсталляции мастера, например «Яблоко» (к его же сказке «Щедрое яблоко», 1910), статуэтки.
   Не покидает мысль: может быть, он эйдетически «видел» действительность, отсюда его попытки отражать мир стихами, прозой, скульптурой, инсталляциями и иными формами (может, так мастер искал синтетический образ?), но эйдетик-то всё, полностью, весь образ в цвете, формах, звуках, осязании — воспринимает сразу. Ну, а мы — всего лишь по отдельности. Создаётся ощущение, что прошёл мимо чего-то большого и непонимаемого, мне непонятного (я же не эйдетик!), но — вне сомнения — чего-то значительного.
   Воспоминан
Игнатьев В.Я., Трофимов Е.П. - Мир Ефима Честнякова [1988, PDF, RUS]ия о Честнякове — http://kostromka.ru/kostroma/land/04/orehova/; трогательная и искренняя публикация о нём «Рыцарь сказочных чудес» — http://bibliogid.ru/articles/1624;
   Небольшая поэма о художнике — http://kopanga.livejournal.com/56752.html
и наконец, последняя (из обнаруженных) о нём публикация — http://webkamerton.ru/2011/07/zaveshhanie-efima-chestnyakova/

Книга знакомит читателей с творчеством самобытного крестьянского художника Ефима Честнякова. Его имя и произведения (картины, скульптуры, стихи и рассказы) были открыты совсем недавно и получили широкое признание. Издание богато иллюстрировано и рассчитано на широкий круг читателей.

Рубрики:  искусство
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку