-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в haritina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.03.2014
Записей: 1351
Комментариев: 18
Написано: 2111


«Планеты» английского композитора Густава Холста (1874 – 1934)

Суббота, 13 Апреля 2019 г. 09:54 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto Продолжаем тему космоса. И тут нельзя пропустить симфоническую сюиту «Планеты» английского композитора Густава Холста (1874 – 1934).

Густав Холст родился в Глостершире. Мама и Папа были профессиональными музыкантами, так что с будущей профессией всё было ясно. С детства Густав учился играть на фортепиано и скрипке, отдавая предпочтение первому инструменту. В 12 лет вцепился в тромбон, предполагая, что игра на нём поможет ему вылечиться от астмы, но как-то не очень помогло. Вообще парень рос болезненный. Помимо астмы, он ещё имел проблемы со зрением. А в юном возрасте у него развился неврит руки и на любимом фортепиано играть стало проблематично. Но ему очень хотелось писать музыку! После окончания Лондонского музыкального колледжа он становится профессиональным музыкантом. Занимается преподаванием, играет в оркестре на тромбоне, пишет, сочиняет, женится, путешествует по Европе. В 1913 году, во время путешествия на Майорку, один знакомый (писатель и журналист Клиффорд Бакс) заинтересовал Густава астрологией.

Холст начал обзаводиться тематической литературкой и принялся составлять гороскопы друзьям.
Это увлечение породило грандиозную идею опуса о планетах. Только не о планетах как таковых, а об их влиянии на человеческое сознание. Имелось в виду влияние астрологическое. Годом позже, в 1914-ом Холст приступает к написанию партитуры. Через два года основная работа была закончена, но сюита постоянно дорабатывалась. Окончательный вариант оркестр получил за пару часов до премьеры. Там сюиту сыграли лишь частично. Композитор сильно негодовал.
Посчитали, что публике будет тяжеловато сразу целиком воспринять такую эксперементальщину. Мы же послушаем её полностью, как завещал сам вдохновенный астролог Холст.
Да, классику может быть трудновато слушать.Если уж совсем тяжело, то послушайте хотя бы 3-4 минуты от каждой части. Поверьте, оно того стоит!
Семь частей этого монументального и необычайно оригинального сочинения посвящены планетам нашей Солнечной системы - соответственно, Марсу, Венере, Меркурию, Юпитеру, Сатурну, Урану и Нептуну, именно в таком порядке (про Землю композитор писать почему то не захотел, а Плутон открыли только в 1930 году).


Густав Холст
Симфоническая сюита «Планеты»


«Марс,вестник войны», по задумке, должен был изображать всю гнусную сторону войны. Кровь, ужас, отчаяние, кишки. Никакой бравады и геройства. На Холста так же как и на всех художников этого времени произвели сильное впечатление ужасы Первой мировой войны.
I. Mars, the Bringer of War




«Венера, вестница мира». Полная нежности и ностальгии, идёт вторым номером, в противовес кровожадному Марсу. Но всё же, что-то вагнеровское в этой Венере есть. Чувствуете душевное томление?
II. Venus, the Bringer of Peace




Третья — «Меркурий, крылатый посланник». Динамичный, бодрый и очень лёгкий. Как будто пёрышко ветром подхватило…
III. Mercury, the Winged Messenger




Четвёртая — «Юпитер, приносящий радость». Величественный и сильный. А также добрый и справедливый. Хотя, «Папа» иногда может и побуянить, и пошалить.
IV. Jupiter, the Bringer of Jollity




Пятая часть — «Сатурн, вестник старости». Маятник Сатурна, качаясь, приближает старость. Нельзя ничего противопоставить неумолимому движению времени. Оно ритмично продолжает стоять на своём. Чувствуете? Пульс становится всё медленнее. Густав Холст любил эту часть больше всего. Он даже предполагал более мрачный и печальный финал, но его переубедила дочь Имоген. Хотя сам автор пояснял, что финал не может быть таким приятным. В реальности это совсем не так.
V. Saturn, the Bringer of Old Age




Шестая часть — «Уран, волшебник» Что тут добавить? И правда, волшебник. Он ещё и радиоактивный, зараза! Слушаем.
VI. Uranus, the Magician




Седьмая, финальная, часть — «Нептун, мистик». Хотите загадок и тайн? У водяной планеты их много. Слышите как поют русалки? Это таинственное пение женского хора в самом конце композиции.
VII. Neptune, the Mystic



Завораживает, правда? Обратите внимание, как он очень плавно затихает в конце. В эпоху цифровой звукозаписи это можно сделать всего лишь одной ручкой, но как это сделать с живым хором? Тут Холст проявил новаторство. Хор поёт в отдельной комнате, с распахнутой дверью. Ближе к финалу, дверь постепенно затворяют, и мы слышим, как пение делает плавный fade-out (исчезать), пока окончательно не станет всепоглощающей тишиной космоса.

Несмотря на то, что сюита остаётся самым популярным произведением композитора, сам Густав не считал его в числе своих лучших творений и впоследствии даже жаловался, что популярность «Планет» полностью превзошла другие его сочинения.

"Партитуры не горят": ''Планеты'' Густава Холста



Авторская программа Артема Варгафтика. Рассказ об одном из нередких, но особенных случаев в истории музыки, когда произведение стало известнее автора во много раз. Музыкой "Планет" оформляются научно-популярные радиопрограммы, рекламные ролики и множество другой современной медиапродукции, но при этом едва слушатели знают о Густаве Холсте хоть что-то определенное - как и о других его музыкальных сочинениях. Эту несправедливость, может быть, и не удастся вполне искоренить одним расследованием, но наверняка найдется много интересного, если проследить творческий и карьерный путь тромбониста английского военного оркестра, ставшего, благодаря "Планетам" и их частому повторению в течение всего ХХ века, одним из классиков прошедшего столетия.

источник
источник



Серия сообщений "Культура Великобритании":



Рубрики:  музыка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку