Цитата сообщения lj_ru_royalty
А что у нас в королевской шкатулке эпохи Ренессанса?
Ты надела изумруды —
Мне ли их не величать?
Вынуть слово из-под спуда
Или лучше промолчать?
"Как приветлив каждый камень!" -
Мой язык спешит изречь,
Утаив, что рядом пламень
И меня готов обжечь.
И.В. Гете
Ренессанс, полностью изменивший представление Европы об искусстве, распахнувший двери светскому искусству и впервые восхитившийся красотой обнаженного женского тела. То была эпоха поиска и запечатления красоты и роскоши, ставших тогда почти синонимами. А если рисовать или высекать скульптуры таланта нет - надо быть красивым, ярким, броским самой или самому. И женщины, и мужчины лихорадочно тратят состояние на украшения, которые создают для них...сами художники. Ведь гений универсален во всем! И гений Бенвенуто Челлини, любимого ювелира короля Франции и римского папы, возвышается на пьедестале бок о бок с Леонардо да Винчи.
С открытием Америк в наиболее авантюрные страны - Испанию, Португалию, Англию - хлынуло такое количество золота и редкой красоты драгоценных камней, сокровищ инков и ацтеков, какое и не снилось королям Средневековья. Те любили драгоценности больше из научно-практических соображений: этот камень приносит любовь, а этот защищает от яда, а вот тот дает долголетие и спасение от несчастного случая. Теперь камни "заиграли" сами по себе, хотя все еще долго считались лишь аксессуаром к золоту.
Изумруды, жемчуг, рубины, сапфиры...а еще бриллианты. Этот прозрачный камушек еще век назад использовали неохотно, уж очень он был незврачен и труден в обработке. В конце пятнадцатого века, в Нидерландах, его научились огранять, брильянт заблистал, и очень скоро Антверпен становится центром алмазной торговли.
Впервые со времен Древнего Рима ювелирное искусство в Западной Европе в полной мере возрождается, иногда подражая античности на основе немногих уцелевших сокровищ тех времен, таких, как камеи, которые стали предметом коллекционирования, но чаще воплощая свое представление о ней. Короли, королевы и высшая знать Европы XV-XVI веков, в особенности, Италии, Англии и Франции, где мода возводится в ранг религии, соревнуются за обладание самыми великолепными, самыми дорогими украшениями.
В моде крупные, броские, сложносоставные подвески, кулоны, ожерелья:
Испания, конец XVI века
![](http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/75/16/fa/7516fafcabc9ab5f95d705eaeda1fb14.jpg)
Или как у Катерины Сфорца, незаконной дочери герцога Миланского
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/3e/b4/20/3eb4202fb9ce2c8fb817280903f55d46.jpg)
и у Маргариты Австрийской
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/a0/34/b6/a034b6cadef6978bcc301629d3b6f507.jpg)
Изабеллы Португальской (XVI в.):
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/c3/c3/fa/c3c3fae7dfdd64377a76c3632627e1ad.jpg)
и у Марии Портинари, супруги богатейшего флорентийского банкира из дома Медичи
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/8f/8b/28/8f8b28ac241a020206bf76241069a7bd.jpg)
с которой соперничает похожим ожерельем Маргарет Йорк, герцогиня Бургундская
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/51/e0/74/51e074e7caf441fbee4e1f491e3ea3ef.jpg)
Подвески вскоре начинают комбинировать и носить с жемчужными и золотыми многоярусными цепями и ожерельями в самых разных вариациях.
Как у Элеоноры де Толедо, супруги герцога Флорентийского
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/ed/4b/8f/ed4b8faef8b1daf8faf0d4b27987b0bb.jpg)
или Марии Бургундской, самой богатой принцессы Европы и бабушки императора Карла Пятого
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/f7/08/67/f7086790be3092ff523f725df1132edc.jpg)
или Марии Тюдор, сестры, а не дочери Генриха Восьмого, королевы Франции
![](http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/87/a4/6e/87a46e61a66e6a490f0f252c5975cc6d.jpg)
и ее невестки Джейн Сеймур, третьей жены Генриха Восьмого (1536)
![](http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/16/dc/47/16dc47075f48d5dc1eaff76e4a09f5c1.jpg)
у польской королевы Елизаветы Австрийской
![](http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/30/dd/31/30dd31466736033c088b1a0a974bb9c3.jpg)
А у Магдалены Саксонской, супруги курфюрста Бранденбургского, вот такое ожерелье-чокер, если по-современному (1529 г.):
![](http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/43/a2/0b/43a20b7e6a42bc487f54dba18701e18b.jpg)
Можно проследить, как постепенно костюм и прическа становятся все более вычурными и роскошными, переходя границу комфорта и тонкого вкуса.
Екатерина Медичи, королева Франции, кажется ходячей шкатулкой с жемчугами, которые она так обожала.
Похожая жемчужная сетка, как элемент платья, у Элеоноры де Толедо смотрится изящнее
В жемчуге ценили крупный размер, которому часто сопутствовала неправильная форма, что считалось еще одним его достоинством, которое стремились обыграть, поместив жемчужину в соответствующий ювелирный антураж.
Подвески в виде кошки и льва ( XVI век).
Совершенной монашкой на фоне остальных королев смотрится суровая гонительница мавров и покровительница Колумба, королева Испании Изабелла Кастильская.
![](http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/de/9b/ae/de9baef838943396c9037c5243a486f2.jpg)
Можно только посочувствовать, каково приходилось в жарком испанском климате инфанте Исабель Эухении Кларе, дочери короля Филиппа II, носившей столь...плотное платье. Ткань сплошь расшита золотым позументом, шелком и жемчужинами.
Как и ее матери, королеве Елизавете. Испанская мода была самой роскошно-тяжеловесной и строгой одновременно.
![](http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/6f/50/c5/6f50c5d312bdeb0ae57b57a5824efba1.jpg)
Другие дамы могли похвастать весьма оригинальными шляпками, как у королевы Венгрии, Анны Ягеллон (1547),
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/62/78/f3/6278f3552fd4c1ec42027064f7225d8f.jpg)
у Бьянки Марии Сфорца с шапочки тоже свешивается крупная каплевидная жемчужина:
Правда, в молодости она предпочитала косу - невероятно красиво и немножко по-инопланетянски даже.
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/2f/50/13/2f5013feac78d339df10e4c63ae03187.jpg)
Прическа другой дамы, Беатрис д'Эсте, из дома герцога Феррарских, является интерпретацией средневекового головного убора: сетки для волос и обруча-серклета:
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/08/ec/03/08ec036ea440c43fc35285b30fee9c11.jpg)
Почти таджикский национальный головной убор у Марии Габсбург (1555)
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/cb/b2/85/cbb285c62d946d57aef9434ceaeb79b7.jpg)
У Элизабет Австрийской, дочери Фердинанда I, императора Священной Римской империи, беретик совсем становится блямбочкой (прибл.1540-е)
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/a5/86/8c/a5868c531ff30321a6d3beccfbed5279.jpg)
А венецианки носили узнаваемый "берет", сплетенный из женских волос и лент :
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/38/4d/61/384d61667be3dc6a30dc126494ff3e2d.jpg)
Изысканнейше блистает лихо заломленной набок шляпкой с пером и неизменным жемчугом испанская инфанта Исабель Эухения Клара (даром, что ли, дочь французской принцессы Елизаветы (Изабеллы) Валуа?)
Акцент в виде крупной жемчужной капли на лоб был особенно модным.
У юной королевы Марии Стюарт
А на портретах Лукаса Кранаха головные уборы дам словно изготовлены Филиппом Трейси. До украшений ли тут...XVI век.
![](http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/6e/e5/a4/6ee5a432fa741e5177e180e530ddf4e8.jpg)
В числе драгоценностей также, разумеется, серьги, хотя на многих портретах их нет (кажется, даже, что и уши не проколоты), или они скрыты прической. В основном, это жемчужные "капельки", как у Марии Австрийской, супруги Максимилиана II, и Аны Мендоза, загадочной одноглазой принцессы Эболи:
![](https://38.media.tumblr.com/42909679e67264f23b302a954a8a5445/tumblr_mlv2o3fxy21s24i6jo1_500.jpg)
Но есть варианты поинтереснее, как у Марии Медичи (не той, что королева Франции!):
![f2d1041f76aac30f17453d27b15a813a f2d1041f76aac30f17453d27b15a813a](http://ic.pics.livejournal.com/lapetitevalise/30938646/180518/180518_300.jpg)
И аж пять золотых колечек Марии Португальской (середина XVI в.) и двойные сережки неизвестной дамы с портрета Алессандро Аллори (1570)
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/0e/b6/92/0eb692668b58009b395027132094faed.jpg)
Носили, разумеется, и кольца. Практически, на каждом пальце.
Как у Джейн Сеймур: И у Мэри Невилл, леди д'Акр
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/ab/8a/5b/ab8a5bb5cd9db7d0190037a923929dd1.jpg)
Редкое кольцо с рубинами, алмазами и жемчугом принадлежит Елизавете Первой. Оно открывается, и внутри можно увидеть два миниатюрных портрета - королевы и ее матери, Анны де Болейн.
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/cc/69/c3/cc69c32cb635b136bde82d24b6e9c9b6.jpg)
Лучина Брембати, дама с хорьком и кучей побрякушек (начало XVI в.):
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/9e/b2/4c/9eb24c8e2d13e4cd8034f9b6f501bc06.jpg)
На портрете инфанты Исабель Эухении Клары, любимой дочери Филиппа II, короля Испании, тоже можно увидеть сразу несколько модных и роскошных вещиц: кольца, камею с ликом отца, цепь и кулоны, а также - гирдл, еще одну реинкарнацию аксессуара прошлых столетий. Этот пояс, кушак, делали из кожи, золота, каменьев, в общем, что нашлось, а к нему цепляли скляночки духов, маникюрные приборчики, амулеты святых, "помандер" - серебряный шарик с травами или благовониями внутри, и даже Библию.
С гирдла мог опускаться такой вот шнур или цепь
![](http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/0b/a9/47/0ba94798dccfa5024b799fe48adb4086.jpg)
"Мама, мама, дай поиграть!" - просит сын Камиллу Гонзага, графиню Сан Сегундо (1523 г.)
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/17/eb/f2/17ebf28ef6529e3b14cf49f71c701f10.jpg)
Но, конечно, какая же королева без короны, скипетра и державы?
Анна Ягеллон, королева Польши и юная Елизавета I Английская
![](http://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/5e/89/a7/5e89a7694d49ef623b34bdaacd0e28db.jpg)
И на закуску. Догадайтесь, кто это, мужчина или женщина? Портрет написан в 1559 году для некой особы шведской королевской крови.
http://ru-royalty.livejournal.com/2590230.html