Мы перед входом во внутренний двор одного из величайших музеев мира - Лувра. В его стенах на протяжении веков, сменяя друг друга, находились военная крепость, королевская сокровищница, королевский дворец, дом правительства и резиденция главы Французской республики, офис министерства финансов и национальный музей.
Подробно этот дворец-музей уже представлен в 4 частях здесь
https://www.liveinternet.ru/users/handbalancing/post461091972/
Сейчас же Лувр будет как отправной точкой, откуда совершим прогулку по Триумфальному пути через сад Тюильри, площадь Согласия, Елисейские поля до Триумфальной арки.
Прежде чем пройтись по саду Тюильри обойдем Лувр по периметру. Очень красивая церковь Святого Жермена смотрит прямо на восточную колоннаду Лувра.
С этой церковью связана печальная история. Именно колокола Сен-Жермен-л'Осерруа в ночь на 24 августа 1572 года дали сигнал католикам начать резню гугенотов, потрясающую по размаху даже для тех темных времён и получившую название Варфоломеевской ночи.
В нескольких сотнях метрах от церкви Сен-Жермен-л'Осерруа у стен Лувра на улице Риволи стоит Протестантский храм Оратории Лувра.
С южной стороны Лувра, если пройти через мост Искусств на другую сторону реки Сены, можно увидеть прекрасное здание - Институт Франции. Это основное официальное научное учреждение Франции, объединяющее пять национальных академий. Здесь же находится крупнейшая библиотека Мазарини. Институт и библиотека создана на средства кардинала Мазарини по его завещанию в 1661 году. Кстати, Мазарини известный герой в романе Дюма "Двадцать лет спустя".
Вернемся в сад Тюильри, расположенный между Лувром и площадью Согласия. Сад относится еще к 1563 году, когда этот участок земли приобрела Екатерина Медичи, чтобы устроить здесь английский сад и построить дворец Тюильри. (Дворец сгорел в 1871 году).
Украшением сада Тюильри стала Арка Карусель, возведенная по приказу Наполеона I в честь одержанных военных побед в 1805 году. На верхней части Арки были установлены четыре бронзовых коня, снятые Наполеоном с венецианского собора Сан-Марко. Коней вернули на место в 1815 году. А на Арке сегодня красуется великолепная копия скульптора Франсуа Жозефа Бозио.
Сад великолепен. Много параллельных дорожек, украшенных многочисленными скульптурами.
Своеобразные темные аллеи располагают к "обнимашкам".
Есть даже пруд, окруженный бесплатными стульчиками для отдыха.
Скульптура "Стоящая женщина" Гастон Лашеза. 1932 год. Образцом для статуи была жена Лашеза Изабель Дюто Нэгл, его модель, его муза и его неизменное вдохновение...
Статуя Юлия Цезаря скульптора Никола Кусту.
Напротив сада Тюильри через Сену расположен музей де Орсе. Пресса называет этот музей "самым прекрасным музеем в Европе". Де Орсе знаменит своей потрясающей коллекцией импрессионистов, о которой, надеюсь, расскажу позже. Само здание - это бывший вокзал, спроектированный Виктором Лалу к всемирной выставке 1900 года для железнодорожной ветки Париж-Орлеан.
Сад упирается в площадь Согласия с главной ее достопримечательностью - египетский обелиск Рамсеса II из Луксора, подаренный египетским пашой Мухаммедом Али в 1831 году.
В едином ансамбле с обелиском - фонтаны, сооруженные по образцу фонтанов площади Святого Петра в Риме архитектором Гитторфом в 1836-46 гг.
Кстати, с площади Согласия на другой стороне реки Сены хорошо видно здание Национальной Ассамблеи (Бурбонский Дворец). Одной из гордостей дворца служит библиотека с потолками, расписанными Эженом Делакруа. Здесь же присутствуют подлинные материалы дела Жанны д’Арк и рукописи Руссо.
Продвигаемся к Большому и Малому дворцам, построенным к парижской Всемирной выставке 1900 года.
Большой дворец представляет собой типичный образец стиля модерн. Здесь часто проходят международные выставки и другие культурные мероприятия.
Напротив Большого дворца расположен не менее изящный Малый дворец, выстроенный в эклектическом стиле. В нем находится коллекция с множеством скульптурных и живописных шедевров 19 века.
С площади Дворцов подойдем к мосту Александра III, который считается самым красивым мостом в Париже. Хочется показать его во всех подробностях.
Однопролетный, цельно металлический мост богато украшен гирляндами цветов, нарядными фонарями, окруженными амурами, аллегориями морских гениев.
Здесь, на правом берегу Сены, богини молвы на вершинах входных пилонов представляют Молву искусств и Молву наук.
Молва битвы и Пегаса, ведомого Молвой войны представлены на вершинах пилонов на левом берегу.
Мраморные фигуры женщин у основания колонн символизируют средневековую Францию и современную Францию на правом берегу (Францию Ренессанса и Францию при Людовике XIV - на левом берегу).
Первый камень в основание моста был заложен русским царем Николаем II в октябре 1897 года. Мост назван в честь его отца — императора Александра III. В качестве ответного жеста французы построили в Петербурге Троицкий мост, спроектированный бюро Эйфеля, и хотя питерский мост очень красив, он не идёт ни в какое сравнение с парижским.
Над арками с разных сторон моста смотрят в воды реки нимфы Сены и нимфы Невы. Нимфы Сены - с гербом Франции, а нимфы Невы - с гербом императорской России.
Нимфы Невы с гербом императорской России.
На том конце моста виден храм Дома инвалидов. Туда мы и направимся.
По пути предстает интересная картина. На поле перед Домом Инвалидов проходит политический митинг с участием в основном студенческой молодежи.
Неизвестно чему он посвящен, но в отличие от манифестаций "желтых жилетов" все проходит мирно. Никаких столкновений с полицией. И полиция, как вроде бы, сама охраняет протестующих от внешних посягательств.
Пресса берет интервью. Хочет докопаться до истины.
Наконец, мы во внутреннем дворике Дома Инвалидов. Дом был построен в 1676 году Людовиком XIV в качестве приюта для старых солдат-инвалидов. На заднем плане виден собор Дома Инвалидов, в котором захоронен Наполеон.
В центре двора высится статуя Наполеона работы Шарля Серра.
Собор Дома Инвалидов построен в 1706 году. Это один из шедевров Ардуена-Мансара. Непосредственно под сводом купола находится крипта с гробницей Наполеона. Эта церковь как дань памяти наполеоновской эпохи - подлинная святыня.
В соборе Дома Инвалидов останки императора (как египетского фараона) замурованы в 6 гробов: первый выполнен из жести, второй - из красного дерева, третий и четвертый - из свинца, пятый - из эбенового дерева, шестой - из дуба. Саркофаг из красного порфира с гробами помещен в крипту, созданную архитектором Висконти. (Фото гробницы привожу из книги).
Стемнело. Возвращаемся на триумфальный путь к Елисейским полям. Отсюда уже видна Триумфальная арка.
На Елисейских полях проходим мимо яркого театра-кабаре Лидо, не менее знаменитого чем Мулен Руж.
Ну вот и финал путешествия. Триумфальная арка. Это вторая по высоте в мире арка после Ким Ир Сеновской в Северной Корее.
Вся арка покрыта резьбой по камню, иллюстрирующей главные наполеоновские битвы и упоминающей имена сотен его офицеров. Слева скульптурная композиция "Триумф" Жана-Пьера Корто. Справа - "Марсельеза" Франсуа Рюда".
С 1920 года под аркой находится могила Неизвестного солдата времен Первой Мировой войны. Над могилой каждый вечер зажигают огонь.
Серия сообщений "Париж. Франция":
Часть 1 - Оттенки Эйфелевой башни
Часть 2 - Весенний Париж. Люксембургский сад
...
Часть 10 - Париж. Лувр. Часть IV (Галерея Рубенса о жизни Марии Медичи)
Часть 11 - Париж. Кладбище Пер-Лашез и Монмартр
Часть 12 - Вспоминая Париж. Триумфальный путь.
Часть 13 - Париж. Музей Орсе. Часть 1 (Ренуар, Эдуард Мане, Клод Моне, Сезанн)
Часть 14 - ПАРИЖ. МУЗЕЙ ОРСЕ. ЧАСТЬ 2 (ВАН ГОГ, ПОЛЬ ГОГЕН, ЭДГАР ДЕГА, КАМИЛЬ ПИССАРРО)
Часть 15 - ПАРИЖ. МУЗЕЙ ОРСЕ. ЧАСТЬ 3 (Анри Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар, Феликс Валлотон, Эдуар Вюйар)