Во второй части рассмотрим достопримечательности внутри Кремля.
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм.
С самого момента основания новгородский собор Святой Софии был и остается по сей день одним из символов этого древнерусского города. Построенный "по образу и подобию" Софийского собора в Киеве, он все же имеет свои особенности и сам становится образчиком для новгородского стиля церквей. Величавое, мощное здание из прочного камня венчают пять куполов в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых свинцового цвета, а пятый сверкает на солнце золотыми бликами.
В соборе находится весьма знаменательная икона Божьей Матери "Знамение", написанная в 1170 году. Считается, икона защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей день празднуется как почитаемый церковный праздник.
Икона показывает образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками и с изображением Божественного младенца на груди.
Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.
В качестве усыпальницы новгородский собор Софии служит святым княгине Анне (жена Ярослава Мудрого), князю Владимиру (основатель собора и сын Ярослава Мудрого) и его жене Александре, князьям Федору и Мстиславу (брат и дед Александра Невского), архиепископам Никите и Иоанну. Также в этом храме погребены и другие знатные князья, первые архиепископы и причисленные к лику святых.
Мощи князя Федора, брата Александра Невского.
Ядра для метания возле стен Софийского собора
Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Эти ворота - еще одна жемчужина новгородской Софии и носят название Магдебургские, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они полностью покрыты рельефными изображениями и являются редкий образчиком художественного литья Западной Европы. По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Немецкие мастера изобразили на бронзовых пластинах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Над сюжетами размещены поясняющие надписи на латинице, а чуть ниже — перевод на русский язык. В самом низу размещены 3 фигурки литейщиков: двух авторов-немцев Вейсмута и Риквина и новгородского мастера Авраама, который в 15 веке собрал и дополнил ворота перед установкой в церкви.
Вероятнее всего врата стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.
Раскоп. Палата архиепископа Василия. 1350 г.
Часозвоня расположена в северо-западной части Кремля. С запада к ней вплотную примыкает здание Судного и Духовного приказов, с востока - церковь Сергия Радонежского, с севера - пристройка конца XIX века. Часозвоня построена в 1673 году по заказу новгородского митрополита Иоакима. Автор и строитель неизвестны. Памятник представляет большой интерес, поскольку построек подобного типа в Новгороде не сохранилось. Часозвоня является самым высоким сооружением Кремля и имеет градостроительное значение.
Здание Судного и Духовного приказов 17 вв.
Лихудов корпус, здание, возведенное в 1670 году на фундаментах постройки XV века. Свое нынешнее название корпус получил благодаря греческим ученым монахам – братьям Иоанникию и Софронию Лихудам, основавшим в нем в 1706 году Греко-славянское училище. Это была передовая для своего времени школа, разделенная на два класса: греко-славянский и славянский. В ней учились читать и писать по-русски, изучали славянскую грамматику, поэтику, риторику по учебникам, написанным братьями Лихудами. В греко-славянском классе изучалось также греческое чтение и письмо. В 1740 году училище преобразовали в духовную семинарию и перевели во вновь построенное здание в Антониевом монастыре. В Лихудовом корпусе разместилась больница, архив и библиотека училища.
Памятник Тысячелетию России 1862 г. – единственный памятник государству. Установлен в Новгороде по указу императора Александра II в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского, которое ведет отсчет, согласно летописным сведениям, от призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.
Памятник отображает историю государства с IX по XIX в. в лицах. Здесь представлены государственные деятели, военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего – 129 фигур. Монумент имеет внушительные размеры: высота – 15,7 м; диаметр гранитного постамента – 9 м; высота колоссальных фигур 3,3 м; вес бронзового литья – 65,5 тонн.
Авторы проекта: скульпторы М.О. Микешин (1835–1896) и И.Н. Шредер (1835–1908); архитектор В.А. Гартман (1834–1873).
Памятник торжественно открыт 8 сентября 1862 г. при участии императора Александра II с семьей, приближенных, представителей разных сословий со всех губерний России. Церемония открытия памятника запечатлена на картине художника Б.П. Виллевальде.
В годы оккупации Новгорода (1941–1944) немецко-фашистские захватчики разобрали монумент. Были вывезены окружавшие памятник фонари и бронзовая решетка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.
После освобождения Новгорода первым восстановленным памятником стал памятник Тысячелетию России, который был торжественно открыт 2 ноября 1944 года. Во второй половине 1980-х гг. ленинградские реставраторы воссоздали вокруг памятника фонари и решетку.
Небольшая церковь Андрея Стратилата возникла не ранее конца ХVII или начала ХVIII века на разобранных развалинах древней Борисоглебской церкви, которую в 1167 году выстроил боярин Сотко Сытинич. В 1682 г. Борисоглебский собор обрушился и был разобран. Сохранившийся придел был расширен к востоку и обращен в самостоятельный храм. Стены западного объема и северная стена восточной пристройки ныне существующего здания сохранились от собора XV в. Церковь Андрея Стратилата – единственная из придельных церквей, известных и сохранившихся от XV в. В 2000-2004 гг. была раскрыта и укреплена настенная живопись XVI – XVII вв.
Звонница Софийского Собора расположена в северо-восточной части Кремля. Первые сведения в летописях относятся к 1437 г. В ХVI веке, в связи с появлением новых, значительно более крупных колоколов, Софийская звонница была перестроена. Является одним из ранних подколоколенных сооружений типа звонница-стена, оказала большое влияние на развитие этого типа.
Владычная (Грановитая) палата – единственная сохранившаяся до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, сооруженного, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430–1440-е гг. Палата – уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики. Это трехэтажное кирпичное здание, сооруженное при участии немецких мастеров. Парадные помещения палаты перекрыты сводами с выступающими ребрами – гранями, чем и объясняется ее второе название – Грановитая. Стены Владычной палаты были расписаны фресками, фрагменты которых, датируемые XV – XIX веками, и сейчас можно увидеть в ее интерьере.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Храм является памятником архитектуры двух эпох — XVI в. и конца XVII—XIX в. в. Церковь относится к типу «восьмерик на четверике» и является одной из немногих церквей такого типа, сохранившихся в Великом Новгороде.
На территории Кремля располагается Новгородский областной колледж искусств им. Рахманинова, открытый в 1959 году. Идентифицировать здание легко. Ведь из окон то и дело доносится звучание какого-нибудь музыкального инструмента. И эта музыка в слиянии с музыкой камня древних памятников создают неповторимую атмосферу гармонии и умиротворения для всех посетителей Кремля.
Серия сообщений "Великий Новгород":
Часть 1 - Великий Новгород. День города
Часть 2 - Великий Новгород. Кремль (часть 1)
Часть 3 - Великий Новгород. Кремль (часть 2)