Альфо́нс Алле́ (фр. Alphonse Allais; 20 октября 1854, Онфлёр (департамент Кальвадос) — 28 октября 1905, Париж) — французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, известный своим острым языком и абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов.
Также Альфонс Алле известен, как «тайный» родоначальник или предтеча концептуализма и минимализма.
Alphonse Allais - один из основателей группы «Несуразные искусства» (1882-1893), а еще и первый в мире абстрактный художник, - намного раньше Малевича, - работавший в «монохромическом» стиле.
За четверть века до Казимира Малевича, Альфонс Алле явился автором произведения, аналогичного знаменитому «Чёрному квадрату».
Случилось это в 1883 году.
Как настоящий эксцентричный человек, Альфонс Алле и название своей картине придумал оригинальное.
«Черный квадрат» назывался «Битва негров в пещере глубокой ночью».
Картина была впервые выставлена на выставке «Отвязанного искусства» в Галерее Вивьен.
Это произведение выглядело так:
И это еще не все! Далее появилась на свет целая серия одноцветных полотен разных цветов под не менее колоритными названиями.
Не остановившись на достигнутом успехе, затем Алле выставил девственно белый лист бристольской бумаги под названием «Первое причастие страдающих хлорозом девушек в снежную пору» (тоже 1893 год).
Спустя полгода, следующая картина Альфонса Алле была воспринята как своего рода «колористический взрыв».
Прямоугольный пейзаж «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» представлял собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения (1894 год).
И кроме этих полотен были еще четыре картины разных цветов: синий, зеленый, желтый и серый квадраты под не менее оригинальными названиями.
Картины Альфонса Алле были восприняты как чистой воды стеб и эпатаж – собственно только на эту мысль и наводят нас их названия.
Видимо поэтому мы так мало знаем об этом художнике.
А тем не менее, это был очень интересный художник и разносторонний человек.
Он умудрился оставить свой след не только в живописи, но и в литературе, и в музыке.
Разбуженный не менее оригинальным и эксцентрическим творчеством Эрика Сати, спустя девять лет дружеского общения, Альфонс Алле решил одним движением руки внести также и свой исторический вклад в музыкальное искусство.
За шестьдесят лет до пьесы «4’33» Джона Кейджа и почти за полвека до молчания Эрвина Шульхофа, в 1897 году он сочинил и «привёл в исполнение»
«Траурный марш для похорон великого глухого», который, впрочем, не содержал ни одной ноты. Только тишину, в знак уважения к смерти и понимания того важного принципа, что большие скорби - немы. Они не терпят ни суеты, ни звуков. Само собой, что партитура этого марша представляла собой пустую страницу нотной бумаги, великодушно одолженную Эриком Сати для однократного исполнения альфонсовского шедевра.
В готовом варианте сие произведение выглядело так:
Литературное творчество Альфонса Алле состоит из афоризмов, рассказов и сказок.
Имея «тяжкую обязанность» вести смехотворную колонку в журналах и газетах, ему и поневоле приходилось чуть ли не через день «смеяться за деньги».
За свою жизнь он сменил семь газет, некоторые имел по очереди, а три — одновременно. Особенно он отметился в масонском журнале кабаре «Чёрный кот» (фр. Le Chat Noir), с которого начал свою нешуточную карьеру и где позднее стал редактором, самым смешным редактором на свете, несомненно.
Вот лишь некоторые фразы из его творчества, по которым можно судить о стиле Альфонса Алле, как автора.
«Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
»…У меня кое-что нашлось и для дамы, жестоко страдавшей желудком:
Дама: — Я не знаю, что со мной, сначала еда поднимается наверх, а потом опускается вниз…
Альфонс: — Прошу прощения, мадам, вы случайно не проглотили лифт?»
— ( Альфонс Алле, «Обхохотался!»)
«…Нужно быть терпимее к человеку, всё же, не будем забывать о том, в какую примитивную эпоху он был сотворён».
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
«Отъехать — это совсем немного умереть. Но умереть — это очень сильно отъехать!»
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
«…С деньгами даже бедность переносится легче, не правда ли?»
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
«Что есть лентяй: это человек, который даже не делает вид, что работает».
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
«Победа скупости: научиться спать на соринках, которых не видишь в своём глазу и отапливать зимой квартиру брёвнами, которые видишь в чужом».
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
«Если море не переливается через край, это только потому, что Провидение позаботилось снабдить океанские воды губками».
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
«Истинная вершина портретного искусства: когда запросто можно сесть — и побриться перед собственным изображением».
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
«У голодного брюха нет ушей, но зато у него замечательный нюх».
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
«Труднее всего пережить — конец месяца, особенно последние тридцать дней».
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
«Пока мы соображаем, как бы получше убить время, время методично убивает нас».
— ( Альфонс Алле, «Штучки»)
Альфонс АЛЛЕ умер в одной из комнат отеля «Британия» (фр. Britannia), что на рю Амстердам, неподалёку от кафе «Остен-Фокс» (фр. Austin-Fox), где Альфонс Алле провёл много свободного времени.[4] Накануне врач строжайшим образом прописал ему шесть месяцев не вставать в постели, только тогда выздоровление представлялось возможным. В противном случае — смерть. «Забавные люди, эти врачи! Они серьёзно думают, что смерть страшнее, чем шесть месяцев в постели»! Едва только врач скрылся за дверью, Альфонс Алле быстро собрался и провёл вечер в ресторане, а другу, который провожал его обратно до гостиницы, он рассказал свой последний анекдот:
«Имейте в виду, завтра я буду уже труп! Вы найдёте, что это остроумно, но я уже не буду смеяться вместе с вами. Теперь вы останетесь смеяться — без меня. Итак, завтра я буду мёртв!» В полном соответствии со своей последней весёлой шуткой, он скончался на следующий день, 28 октября 1905 года.
Альфонс Алле умер, но дело его живет.
Во-первых, после Второй мировой войны во Франции была организована и до сих пор активно действует политическая Ассоциация Абсолютных Апологетов Альфонса Алле (сокращённо „A.A.A.A.A.“) Эта сплочённая группа фанатично настроенных людей представляет собой общественный орган, в котором выше всех прочих прелестей жизни ценят юмор Альфонса.
Во-вторых, существует „Самый Маленький Музее Альфонса Алле“ на Верхней улице города Онфлёр в помещении аптеки отца Альфонса Алле.
Сейчас там хозяйствует Жан-Ив Лорио, аптекарь на пенсии, совмещающий функции экскурсовода и уборщика музея.
Он охотно показывает посетителям изобретения Алле – например, черные ушные затычки для вдов. «Алле совершенно не выносил никакого насилия» - рассказывает г-н Лорио, - «он страдал оттого, что монету бьют, ему было больно думать о том, что сливки взбивают...». Этот убежденный противник смертной казни даже придумал, как избавиться от мух, загадивших потолок аптеки, не убивая их: он разбросал по аптеке шарики из смеси меда с бисмутом, которые должны были в принципе вызвать у проклятых насекомых запор!
На полках расставлены предметы из коллекции Алле: «череп Вольтера в детстве», «чашка для левши», «настоящий кусок поддельного креста Христова». Для работников почты, весь день заклеивающих конверты, он создал разхличные типы клея – «слабительный», «отхаркивающий» и т.д. Для гуляк он придумал конфетти с сахарной добавкой – на случай, если им захочется сладенького. Там есть и фильтр нецензурных выражений, предназначенный для очищения стиля, и намордники для улиток, чтобы они не пускали слюну на салат, и много других предметов первой необходимости.
Вот такой вот эксцентричной личностью был этот Альфонс Алле .