Персонажи Н. В. Гоголя в фарфоре. |
С 1860 - 1870 - х гг. у русских мастеров - фарфористов присутствует интерес к гоголевской теме, возникают образы Собакевича и Плюшкина. Однако новую жизнь "мертвые души" обрели в искусстве советского фарфора.
В 1945 - 1953 гг. на ЛФЗ была создана фарфоровая серия из девяти фигур по произведениям Н. В. Гоголя "Ревизор" и "Мертвые души", авторы которой - художник Ризнич, скульптор Воробьев.
В серию вошли - Хлестаков, Городничий, Добчинский и Бобчинский, Собакевич, Ноздрев, Чичиков, Коробочка, Маниловы, Плюшкин. Полностью серия опубликована в каталоге - "ЛФЗ. Художественный фарфор. "
Мелкая пластика подчеркнуто театральна, отражает эпоху 50-х годов с его пафосностью «большого стиля». Фигуры гоголевских героев привлекают внимание пластической выразительностью, яркостью жестов и сочным колоритом.
Статуэтка "Хлестаков".
Фарфор, роспись. СССР, ЛФЗ, середина ХХ века
Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова / Императорский фарфоровый завод
1952 г.
ХЛЕСТАКОВ - герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
В документах, относящихся к «Ревизору» и интерпретирующих его содержание, Гоголь подчеркивает непреднамеренность и естественность Хлестакова: «Xлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит». «В нем все сюрприз и неожиданность <...> Но именно это чистосердечие обмануло Городничего и компанию, ожидавших встретить настоящего ревизора, способных также вывести на чистую воду и какого-нибудь мошенника, но оказавшихся бессильными перед наивностью и непреднамеренностью.
Xлестаков - «лицо фантасмагорическое, лицо, которое, как лживый, олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой...»
Статуэтка "Маниловы".
Фарфор, роспись. СССР, ЛФЗ, вторая половина ХХ века
В образе помещика Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, пошлость его семейной жизни — отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса, притворная слащавость речи ("майский день", "именины сердца") — подтверждает проницательность портретной характеристики персонажа. "В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек!". В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: "Черт знает, что такое!" — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную".
Коробочка.
Фольклорный источник образа Коробочки - баба Яга. Фамилия Коробочки метафорически выражает сущность ее натуры: бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной. Коробочка - «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки ... В один ... целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки...»
Чичиков.
В соответствии со своим ведущим художественным принципом - разворачивать образ из имени - Гоголь дает Чичикову фамилию, образованную путем простого повтора невнятного звукосочетания (чичи), не несущего никакой отчетливой смысловой нагрузки. Фамилия, таким образом, отвечает общей доминанте образа Чичиков, суть которой в фиктивности , мнимости, конформизме: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод». В портрете Чичикова равным образом отбрасывается как положительное, так и отрицательное начало, все сколько-нибудь существенные внешние и внутренние черты личности отвергаются, сводятся к нулю, нивелируются. Имя и отчество Чичикова - Павел Иванович, - округлое и благозвучное, однако не эксцентричное, также подчеркивает желание Чичикова слиться со средой, быть в меру заметным («фрак брусничного цвета с искрой»), вместе с тем похожим на других («никогда не позволяет себе неблагопристойного слова», «в приемах... что-то солидное»), держась принципа «золотой середины».
Добчинский и Бобчинский
Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский — персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики.
Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.
В интерпретации Гоголя эти образы нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в общественном смысле, но обречены попадать впросак, они смешны и трагичны — в структуру чиновнической епархии не входят, вот и пытаются доказать свое участие в жизни города; не появись они сами — о них никто и не вспомнит, оттого и суетятся.
Городничий
Поясняя образ Городничего, Гоголь говорит: «Он чувствует, что грешен, он ходит в церковь, думает даже, что в вере твёрд, даже помышляет когда-нибудь потом покаяться. Но велик соблазн всего того, что плывёт в руки, и хватать все, не пропуская ничего, сделалось у него уже как бы просто привычкой».
Статуэтка "Плюшкин".
Фарфор, роспись. СССР, ЛФЗ, 50 - 60-е гг. ХХ века
"...Нарицательный персонаж Плюшкин раб вещей, а не хозяин их. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного хлама. Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества..."
Фамилия Плюшкин- парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка - символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка - противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию Плюшкина. Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца: Плюшкин- «прореха на человечестве».
Статуэтка "Ноздрев". Бисквит. СССР, ЛФЗ, 1950-е гг
Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова / Императорский фарфоровый завод
1953 г.
Из серии "Мертвые души" Н.В.Гоголя".
Авторы серии Иван Ризнич и Борис Воробьев.
Образ Ноздрева представляет тип «разбитного малого», кутилы «неугомонной юркости и бойкости характера», «исторического человека», ибо Ноздрев всякий раз попадает в историю: либо его выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели, либо он напивается в буфете, либо врет, будто держал лошадь голубой или розовой масти. Ноздрев также охоч до женского пола, по его выражению, не прочь «попользоваться насчет клубнички» (он завсегдатай провинциальных театров и поклонник актрис, его детей воспитывает «смазливая нянька»). Главная страсть Ноздрева - «нагадить ближнему»: Ноздрев распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть Ноздрева общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в обществе. По Гоголю, подобно Ноздреву, гадит человек «с благородной наружностью, со звездой на груди» («И нагадит так, как простой коллежский регистратор»).
Статуэтка "Собакевич"
Синяя марка "ЛФЗ". 1950-е годы.
Техника : Роспись красками
Материал : Фарфор
Авторы модели (1953 год) - скульптор Воробьев Б.Я., художник Ризнич И.И.
Собакевич - персонаж поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души". Великолепно передан характер хама и ксенофоба Собакевича.
Собакевич- «человек-кулак». Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе Собакевича,- страсть к тяжелому, земному, плотскому. Это - стяжательство особого рода, оно кардинально отличается от беспочвенного, зыбкого стяжательства Чичикова; напротив, оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у Собакевича не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу Собакевич «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу - «Елизавету Воробья». Сила и воля Собакевича («Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!») лишены идеала, сердцевины, души, по сути, они так же мертвы, как мечтательность Манилова или скупость Плюшкина, в конечном счете они тормозят движение «птицы-тройки» Руси.
Воробьёв Борис (Исай) Яковлевич (1911-1990) - ведущий скульптор-анималист Ленинградского фарфорового завода, заслуженный художник РСФСР.
В 1936 году Воробьёв поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии Художеств в Ленинграде. В это же время началась его работа на Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ), с которым он был связан долгие годы. Творчество Б.Воробьева было направлено, прежде всего, на развитие традиций - сатирической и анималистической скульптуры.
В 1950-е годы Воробьёв стал признанным мастером, заслуженным художником РСФСР, участником многих российских и зарубежных выставок (серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., в 1959 г. - в Остенде, Бельгия, и других), а его работы начали приобретать крупнейшие музеи.
Рубрики: | посуда, фарфор, керамика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |