-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Gullll

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.03.2011
Записей: 3829
Комментариев: 6
Написано: 3878


Я поражена этими работами!

Суббота, 26 Марта 2011 г. 20:53 + в цитатник
Цитата сообщения klassika Я поражена этими работами!

 Античные мастера, чтобы изображения богов и муз оставались на века, не писали их краской, а «набирали» из разноцветных камней, а впоследствии стали использовать для этого кусочки специально сваренного непрозрачного стекла – смальты. Такие «картины», сохранившиеся через века в своем первозданном виде, получили название – «мозаика». Гений Ломоносова, обладавший абсолютным «слухом» на цвет и краски, как Моцарт на звуки музыки, из всех видов изобразительного искусства был привлечен именно мозаикой, сопряженной с такими бесконечно трудными процессами ее создания. Аргументируя свой выбор мозаики, ее долговечность, прочность чистых и ярких красок он высказывался так: «…краски не сохраняют своей ясности и доброты столь долго, как мы желаем, но в краткое время изменяются, темнеют и, наконец, великия части красоты своея лишаются…» и о мозаике: «…материи, которые светлостию и чистотою прежних в деле превосходят, а твердостию и постоянством воздушной влажности и солнечному зною так противятся, что через многие века нимало красоты своея не утратили…».

Я рад познакомить Вас с совершенно новым направлением в мире изобразительного искусства. Перед Вами – "Эмалевая мозаика Андрея Манджоса", не знавшая аналога ни в истории мозаик, ни в истории эмали, и изготовленная из обычных классических ювелирных материалов - цветных металлов и горячей эмали.

 

Из статьи А.Манджоса "Мозаика 21 века"

Античные мастера, чтобы изображения богов и муз оставались на века, не писали их краской, а «набирали» из разноцветных камней, а впоследствии стали использовать для этого кусочки специально сваренного непрозрачного стекла – смальты. Такие «картины», сохранившиеся через века в своем первозданном виде, получили название – «мозаика».

Гений Ломоносова, обладавший абсолютным «слухом» на цвет и краски, как Моцарт на звуки музыки, из всех видов изобразительного искусства был привлечен именно мозаикой, сопряженной с такими бесконечно трудными процессами ее создания.

Аргументируя свой выбор мозаики, ее долговечность, прочность чистых и ярких красок он высказывался так: «…краски не сохраняют своей ясности и доброты столь долго, как мы желаем, но в краткое время изменяются, темнеют и, наконец, великия части красоты своея лишаются…» и о мозаике: «…материи, которые светлостию и чистотою прежних в деле превосходят, а твердостию и постоянством воздушной влажности и солнечному зною так противятся, что через многие века нимало красоты своея не утратили…».
 

 

Изучая деятельность Ломоносова, я глубоко воспринял его жизненные и творческие принципы, что сильно повлияло на мои художественные взгляды в дальнейшем. В 80-е годы и в начале 90-х я изучал древнюю мозаику, мозаику, возрожденную Ломоносовым и современные мозаичные произведения. Я основательно подготовил материалы и инструменты, создал ряд живописных эскизов для будущих своих шедевров, но рука так и не поднялась на монументальное искусство. Наблюдая, как вновь без меня одеваются в мозаику православные храмы, и рассматривая бесконечные мозаики московского метро, я понял, что это не мой путь. В 1993 году, отложив в сторону мозаику, я увлекся ювелирной техникой горячей эмали или Финифтью , по-старому, пытаясь повторить уровень техники древних мастеров перегородчатой эмали, яркие примеры работы которых – медальоны с изображением святых в коронах византийских императоров.

Тысячи опытов, сотни эскизов и десятки работ – итог труда нескольких лет . Как-то в Центральном доме художника я посетил фестиваль эмальерного искусства и был поражен тем, что только в нескольких работах современных эмальеров встречались редкие перегородки, что все творчество художников сегодня представляет собой далекое от скрупулезной традиционной техники древних рабов авангардное выражение, в основном, лишь упрощенные цветовые пятна или с использованием перегородок крупными кусками, не требующие сколько-нибудь дотошного художественного соответствия. Получается, что я один из немногих, как китаец, пытаюсь сделать что-то рабски трудоемкое, мучаюсь с сотнями перегородок на маленьком медальончике и страдаю от непослушания эмалевых масс. Повторные обжиги, конфликты между материалами, различные температуры плавления и просто выматывающие полирующие операции, в процессе которых то там, то здесь образовываются раковины или другие дефекты, послужили поводом к рождению у меня необычной мысли – сделать все наоборот, то есть не связывать и не обрабатывать их вместе, а наоборот все разделить, то есть обжигать не готовое изделие, как все всегда делают, а каждый его отдельный маленький кусочек, после чего уже набирать из большого их количества любое мозаичное изображение. Так, в середине 90-х XX-го столетия я начал экспериментировать с новой техникой. Тут мне очень пригодилась моя запасливость материалами, в результате чего все было под рукой. Сразу стало получаться, хотя первые изображения я не сохранял, а ссыпал их обратно в цветовые ячейки. Какой был подъем, как я рвался в бой. Вот оно то, о чем мечтает каждый творческий человек – мечта, которая вдруг ожила. Ценность моего открытия я осознал гораздо позднее, хотя и сегодня не очень-то это чувствую. Об этом так и говорят некоторые искусствоведы : «Андрей Львович, Вы еще сами не понимаете, что Вы сделали!» Чтобы расширить свою палитру, я стал «играть» с температурами обжига, в результате чего появились различные полутона у обычных эмалей, так называемые, «жаренные», «полужаренные» «с большими и маленькими глазками», «смешанные», «мутные» и другие, но главное, что все они были качественные и не требовали ни повторного обжига, ни химической и никакой механической обработки.
 

 

Из ячеек с фрагментами самых различных цветов и оттенков я для своего художественного выражения мог теперь брать те цвета, которые хотел бы положить в точном соответствии с моим замыслом ( фото), чего так лишены эмальеры - художники всех времен и народов, которые всегда зависят от того, что им каждый раз преподнесет муфельная печь.


В деталях мой процесс выглядит так. Сначала нарезаются различного размера крохотные пластинки металла (хорошо контактирующего с эмалью). Пластинки выпрямляются, обезжириваются и протравливаются, после чего на них наносится сметанообразная эмаль нужного цвета, а затем после просушки фрагменты небольшими сериями отправляются в печь. Все работы, в том числе и по выкладыванию самой мозаики, из-за миниатюрности элементов проводятся исключительно пинцетами и различными другими стоматологическими инструментами. При этом, в необходимых случаях, чтобы эмаль не трескалась, обратная металлическая поверхность фрагментов покрывается так называемой контрэмалью. При наборе мозаики большое количество деталей уходит в брак из-за постоянного совершенствования изображения. Детали мозаики в холодном виде крепятся на различные специальные долговременные клеящиеся мастики к любой твердой поверхности, что позволяет выкладывать ее и на объеме, и на горючих материалах ( дереве, пластмассах и др.),а также на раковине и в любых «полевых» условиях.

Лично для меня большое значение имеют изученные мною выводы искусствоведов о значении и самой сути мозаичного искусства, а также специфические требования к технике мозаики, как декоративного искусства. Главное - «…не переходить в мелочную деталировку или копирование иной живописной техники, так как это будет просто ненужным, каторжным трудом копииста или механический фокус, отрицающий самую необходимость существования этой трудной, но великолепной техники». Чем после Ломоносова часто страдали его ученики. Я, в свою очередь, как и Ломоносов, первую свою работу даже слишком сделал декоративной ( у меня - «Маленькая Вера" - первое фото внизу ) , а у Ломоносова – «Спас Нерукотворный»). Далее дело пошло лучше. Для начала я решил в эмали повторить известные мозаики ( «Феодора», «Петр I», «Македонский» - смотри "Каталог" ), чтобы приноровиться к языку самой мозаики.
 

 

При этом у «Феодоры» я в первый и последний раз использовал в ее украшениях элементы с традиционной перегородчатой эмалью (фото фрагмента справа). Но как стали разниться привычные смальтовые мозаики и моя эмалевая! Жемчуга у Феодоры стали цельные и объемные, цвета ярче и мажорнее. В мозаики как бы вдохнули новую жизнь, звучание и цвет, звонкость и прозрачность красок. «Капельки» высококачественной горячей ювелирной эмали засияли гораздо краше в сравнении с поникшими сразу цветами плоской, глухой и тусклой смальты, изготовленной из дешевого низкопробного стекла (две фото вверху в центре).

Затем последовали другие мозаики (смотри "Каталог"), прототипами которых послужили различные картины, фрески, иконы, фотографии, рисунки и мои эскизы. При этом я ни на минуту не забывал, что нельзя нарушать декоративный язык техники мозаики и нельзя сбиваться на обычное копирование оригиналов, пусть даже в этой уникальной технике. Поэтому мы видим, как разнятся художественные прототипы с декоративным языком сделанных по ним эмалевых мозаик . Для примера, сравните, как отличаются от своих прототипов мозаичные борода Никиты Михалкова и глаз Ларисы Долиной (фото внизу).
 

 
 
 
 
 

Необходимо также отметить, что, кроме своих цветовых и выразительных качеств, эмалевая мозаика обладает также рядом других не менее привлекательных преимуществ. Так, подобная мозаика стала ближе к интерьеру, шагнула к нам в дом, она намного легче и проще по своему техническому замыслу и созданию, как обычная картина в сравнении с монументальным искусством. В отличии от любого эмалевого произведения, эмалевая мозаика из-за своей природы легко ремонтируется и изменяется, исключая общий обжиг произведения, тогда как любая порча традиционных творений из эмали для них просто убийственно трагична. Эмалевой мозаике не нужны также специальные громоздкие подложки, замешанные на цементе, она выкладывается в любом доступном месте, на любой плоскости или объеме простым способом, что позволяет украсить нашу жизнь картинами, ювелирными украшениями, скульптурой, различными предметами мебели и быта с прекрасными мажорно-декоративными изображениями!

В настоящее время мастерская -студия эмалевой мозаики Андрея МАНДЖОСА начала работу над созданием МУЗЕЯ (КОМНАТЫ) ЭМАЛЕВОЙ МОЗАИКИ, в которую в качестве фрагментов войдут некоторые уже имеющиеся мозаики. Проект создания в XXI веке МУЗЕЯ ЭМАЛЕВОЙ МОЗАИКИ, как и создание в ХVIII веке ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ, станет событием мирового значения. Консультант проекта - ГИЛОДО Андрей Акимович (Всероссийский музей декоративно- прикладного и народного искусства). Общее финансирование и место расположения МУЗЕЯ ЭМАЛЕВОЙ МОЗАИКИ пока еще не определено.
 

 Создание первой в мире эмалевой комнаты сравнимо с созданием в XVIII веке Янтарной комнаты. Сегодня в XXI веке это будут знаменательнейшим событием в мире искусства и культуры. Споры о воссоздании Янтарной комнаты и само восстановление Янтарной комнаты явились причиной пристального внимания искусствоведов и любителей искусства всего мира. Янтарная комната - жемчужина культурного наследия мирового значения. Само понятие Янтарной комнаты стало символом высочайшего полета в музейном деле. Мозаика Янтарной комнаты предметом международных отношений и поводом цепочки взаимодействия разных стран по восстановлению Янтарной комнаты. Возвращение мозаики Янтарной комнаты, сохраненные фрагменты отделки Янтарной комнаты и большая работа специалистов по восстановлению Янтарной комнаты стали возможными только после открытия железного занавеса. Сейчас Янтарная комната, мозаика Янтарной комнаты всегда к услугам посетителей. А создание Эмалевой комнаты - чуда XXI века станет в один ряд с Янтарной комнатой. В скором будущем Янтарная и Эмалевые комнаты будут наравне радовать всех зрителей мира прекрасного. Как и Янтарная комната, так и Эмалевая комната предстанет во всей своей красе, если будет получена соответствующая помощь для ее создания, как получила ее Янтарная комната. Эмалевая комната в отличии от Янтарной комнаты будет состоять преимущественно из эмалевых мозаик, которые органично гармонируют как с интерьером, так и друг с другом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОЗАИКА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Изложим кратко важнейшие этапы развития мозаики - этой замечательной ветви изобразительного искусства.

Когда ведутся исследования о зарождении тех или иных производств, различных видов искусств или отраслей человеческого знания, часто при установлении сроков между отдельными учеными возникают резкие разногласия. В большинстве случаев это проистекает от отсутствия договоренности: что же именно, какую ступень, какой признак считать в каждом случае за начало.
Мозаика: начало мозаики как искусства

Когда дело идет о мозаике, справедливо будет признать за начало этого замечательного искусства принятый у народов древнейших культур обычай украшать стены зданий камешками, стержнями или пластинками из обожженной глины, глазурованными, иногда окрашенными в разные цвета. Эти элементы, располагаемые соответственным образом на поверхности стен, составляют различные орнаментальные рисунки и надписи.

Следы такого способа украшения зданий были обнаружены в Месопотамии, в древнем Уруке и Лагаше, во многих вавилонских и ассирийских постройках. Подобная же отделка мозаическими стержнями из обожженной глины применялась в Египте, о чем могут свидетельствовать, например, фризы некоторых фиванских гробниц.

Мы имеем полное право отнести этот прием архитектурного декора к мозаическому жанру, так как он в точности отвечает определению мозаики.

В Египте, на всем протяжении его многовековой истории, большое применение имели плитки, маленькие пластинки и кубики из глинистого или кремнеземистого глазурованного материала, иногда окрашенные в чрезвычайно яркие цвета. Такими элементами украшались ценные виды мебели, шкатулки, саркофаги; из них выкладывались по дереву или металлу иногда очень сложные узоры в виде орнаментов геометрического или растительного характера, нередко оживляемые фигурами птиц, рыб и зверей.

Такие же цветные пластинки, выделываемые в более поздние времена из заглушённого стекла, употреблялись для отделки самых ответственных архитектурных деталей. Так были, например, украшены капители колонн в Тель-эль-Амарне, сделанные в виде опахал из пальмовых листьев, богато инкрустированных стеклянными пластинками голубого, золотистого и красного цветов.

Наконец, упомянем еще изготовленную около 5000 лет назад великолепную деревянную вазу, найденную в одном из погребений, поверхность которой была украшена множеством различных фигур, вырезанных из стеклянных пластин.

Таким образом, мозаическое искусство в его зачаточном состоянии при использовании глиняных клиньев и пластин и лишь позднее примитивного стекла было известно людям приблизительно за 3000 лет до н. э. и просуществовало почти без всяких изменений в технических приемах до эллинистического периода.
 

 
 
 

Благодаря драгоценному свойству мозаичной живописи - ее долговечности - до наших дней дошел ряд подлинных произведений художников-мозаичистов греко-римского времени и эпохи Византийской империи. Изучая эти памятники, мы глубже познаем культуру, быт и производственные отношения народов далекой древности. Но, помимо чисто познавательного значения, выдающиеся произведения мозаичного искусства прошлого представляют для нас интерес и потому, что, отличаясь высоким художественным мастерством исполнения, реализмом своих образов, монументальностью, красочным богатством и подлинной декоративностью, они продолжают оказывать свое эстетическое воздействие и в наше время.
Мозаика пола в храме Зевса, Херсонесская мозаика

Одним из самых древних произведений греческого мозаичного искусства считается дошедшая до нас в полуразрушенном состоянии мозаика пола в храме Зевса в Олимпии, относящаяся к V-IV вв. до н. э. На мозаике изображены Нереида и Тритон, окруженные строгим классическим орнаментом из меандра и пальметок. Мозаика набрана из округленных камешков речной гальки темно-синего, желтого, красного и белого цветов, залитых известковым раствором. Поверхность пола была выровнена и гладко отшлифована. В этой же технике исполнена и относящаяся ко II в. до н. э. мозаика, найденная советскими археологами в 1938 г. в. Херсонесе и изображающая бытовую сцену омовения. Херсонесская мозаика отличается исключительно высоким художественным качеством как по уверенному рисунку, так и по своей лаконичной, мягкой красочной гамме.

Прекрасными образцами мозаик такого рода являются также мозаики, открытые в Ольвии и при раскопках города Олинфа в Македонии.

Наиболее значительные произведения греческого мозаичного искусства были созданы в эллинистическую эпоху, т. е. в последние века старой эры летосчисления. В этот период в связи с решительными сдвигами в области техники стекловарения стекло начинает постепенно вытеснять из мозаики природные камни. Оно разнообразнее и ярче по краскам, легче в обработке и доступнее по цене в тех случаях, когда призвано заменять ценные горные породы, например малахит, ляпис-лазурь, яшму и другие.
Переход от каменных мозаик к стеклянным

Переход от каменных мозаик к стеклянным, смальтовым, происходил постепенно, в течение нескольких веков, и резкой границы между этими двумя видами техники во времени их распространения не существует.


 

 

ИСТОРИЯ МОЗАИКИ

Мозаики пергамского художника Соза

Большой славой в эпоху эллинизма пользовались произведения пергамского художника Соза, о котором Плиний говорит, как о самом искусном греческом мастере мозаичной живописи. В Пергаме, во дворце Атталидов, Соз набрал мозаичный пол, на котором были изображены беспорядочно разбросанные после пиршества остатки кушаний - рыбьи кости, клешни крабов, овощи, фрукты, раковины и т. п. Здесь же была изображена мышь, грызущая орех, и птицы, которые клевали ягоды. Эта шуточная картина была выполнена в натуральную величину с невиданным до того в мозаичном искусстве мастерством.

Столь же прославленной была и другая мозаика Соза, также украшавшая пол,- "Голуби на чаше". На ней была изображена, по описанию Плиния, "пьющая голубка, затемняющая поверхность воды тенью своей головки; остальные сидят, прихорашиваясь". Очевидно, это произведение было в свое время очень популярно, так как при раскопках в Италии было найдено несколько вольных подражаний ей.

Применял ли пергамский художник в своих мозаиках кубики из стеклянных смальт? Плиний говорит, что Соз в своих мозаиках употреблял "мелкие кубики, окрашенные в разные цвета". Здесь, вероятно, речь идет о стеклянных кубиках, так как для них разноцветность более характерна, чем для камешков. Но зато с полной достоверностью установлено, что целиком стеклянными были мозаичные полы на острове Делос, относящиеся ко II в. до н. э. На этих мозаиках кладка цветных кубиков, иногда очень мелких, была столь совершенной, что позволяла выполнить чрезвычайно тонкий рисунок.
Мозаика на корабле

Нельзя не упомянуть одного очень оригинального, пожалуй, единственного в своем роде случая применения мозаики на корабле. По свидетельству древних авторов, сиракузский тиран Гиерон приказал украсить свой роскошный корабль мозаичной живописью с изображением многочисленных сцен из "Илиады" Гомера. Как указывают литературные источники, над созданием этих картин трудилось 360 художников и мастеров-мозаичистов. Знакомство римлян с греческой мозаикой начинается со II в. до н. э. п особенно развивается в период победоносных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда в Рим начинают стекаться огромные богатства из завоеванных стран.
Мозаика: украшение пола и стен зданий

За счет эксплуатации порабощенных народов роскошь декоративной отделки общественных зданий, дворцов, храмов и частных домов зажиточных слоев населения достигает своего апогея. Мода на мозаику как на один из наиболее пышных и дорогих способов художественной отделки строений распространяется до небывалых пределов. Все чаще и чаще наблюдаются случаи украшения мозаикой не только полов, но и стен зданий. Каждый сколько-нибудь имущий хозяин стремится завести у себя в доме хотя бы небольшую мозаичную картину или выложить на полу у входа из мелких кусочков фигуру оскалившегося пса с надписью: "cave ca-nem"-"берегись собаки".

Сам Цезарь приказывает возить за собой в походах мозаичные плиты, чтобы выстилать ими пол в своей палатке.

Римляне не удовлетворяются сдержанностью красок греческих мозаик и начинают применять в мозаике агат, оникс, бирюзу, изумруд и прочие драгоценные камни. Однако из-за дороговизны подобных материалов развитие мозаики в этом направлении ограничивалось, что натолкнуло на преимущественное использование стекла, как материала, дающего не меньший декоративный эффект, но неизмеримо более дешевого и широко доступного.
 

 

Мозаика: переход на стекло открывает новые возможности

Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан.
Мозаика в Помпеях

Огромной известностью пользуется мозаика, найденная в Помпеях, в так называемом доме Фавна, изображающая последний момент битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе. Она считается копией с живописного оригинала, который приписывается греческому художнику Филоксену из Эритреи, современнику Александра.

В картине поражает огромное внутреннее напряжение и глубина характеров действующих лиц. Лицо Александра, сего горящим взглядом и резкими угловатыми чертами, совсем некрасивое, по-видимому, имеет большое сходство с оригиналом и совершенно не напоминает многочисленные идеализированные портреты этого героя. На лице царя Дария, который видит гибель одного из близких ему людей, художник передал сложное выражение ужаса, жалости и беспомощности.

Мозаика украшала пол одной из комнат дома Фавна и занимала площадь в 15 кв. м. Для ее изготовления потребовалось около полутора миллионов кубиков из естественных горных пород. В мозаике использовано ограниченное число цветов: черный, белый, желтый и красный.

Гете, неоднократно любовавшийся этим замечательным произведением искусства, писал, что каждый раз, подходя к нему, "мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению".

Назовем еще несколько мозаик из числа найденных в развалинах Помпеи.

В столовой одного из домов сохранилась прекрасная мозаика пола с геометрическим и растительным орнаментом, в котором наряду с кусочками цветного мрамора применены стеклянные смальты красного, зеленого, синего, золотисто-желтого и белого цветов. Очевидно, владелец дома чрезвычайно высоко ценил это великолепное произведение искусства и оберегал его от повреждений. Об этом свидетельствует свинцовый лист, которым была прикрыта мозаика и который защитил ее от разрушительных сил разразившейся катастрофы.
 

 

Там же найдены мозаики с жанровой тематикой, например с изображением группы странствующих музыкантов или актеров, репетирующих перед выходом на сцену.

Одна из мозаик изображает морское дно. Весь ее черный фон заполнен рыбами разных видов, плавающими вокруг морского полипа, который вцепился щупальцами в омара.

На других помпейских мозаиках мы видим птиц и животных, например дерущихся петухов, кошку, держащую в зубах перепелку, и т. д. Большой интерес в художественном отношении представляет мозаичный портрет женщины, украшавший пол в спальне одного помпейского дома. Портрет, вероятно исполненный с натуры, отличается подлинным реализмом, который нам знаком по лучшим образцам древнеримской скульптуры.

Значительным произведением мозаичного искусства, расширяющим наши представления об античной живописи, является мозаика, называемая "Платон в Академии". Однако существует предположение, что на картине изображены семь ученых - членов Александрийского музея. Картина набрана из смальт и мраморных кубиков и обрамлена великолепным мозаичным орнаментом из цветов и фруктов.

Простота композиции и лаконичность в изображении деталей свидетельствуют о том, что картина вышла из античной греческой школы живописи.
 

 

Римские мозаики

Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Среди них - превосходная мозаика "Танцующая девушка", небольшая картина, аллегорически изображающая месяц июнь в виде мальчика, держащего корзину с фруктами, и большая мозаика, показывающая Гиласа, спутника Геракла, в его странствиях.

Все эти мозаики набраны из смальт с использованием некоторого количества мраморных кубиков.

Упомянем еще мозаику античного периода, недавно найденную в Гарни, близ Еревана. На ней изображены морские божества в обрамлении богатого орнамента. Мозаика набрана, по всем признакам, местными армянскими мастерами из разноцветных кубиков натурального камня.

Огромный интерес представляют недавно открытые мозаики древней Антиохии, на которых с выдающимся мастерством изображены мифологические сцены.

Примером удачного использования мозаики в римской архитектуре могут служить найденные в Помпеях четыре колонны, богато украшенные орнаментом с изображением охотничьих сцен, набранным из разноцветных кусочков смальты.

В Помпеях сохранились также фонтанные ниши, сплошь покрытые орнаментальной мозаикой.

Наибольшего развития римская мозаическая живопись достигает в первую половину II в. при императоре Адриане. Во время своих длительных путешествий он возил с собой целый отряд архитекторов и художников, в том числе мозаичистов, которые должны были украшать здания, возводимые по его приказу в разных городах Римской империи. Под руководством этих художников в ряде городов были созданы мозаичные мастерские.

Вполне возможно, что известная мозаика пола из Палестрины, изображающая долину Нила во время разлива, оживленную многочисленными бытовыми сценами, была создана римскими художниками-мозаичистами ко времени возвращения Адриана с верховьев Нила.

К концу II в. Римская империя вступает в полосу глубокого кризиса, который впоследствии приводит к гибели весь античный рабовладельческий мир. Государственная казна постепенно истощается, в стране растет нищета. Однако правители Рима не хотят замечать надвигающейся катастрофы. Тратятся неисчислимые средства на пиршества, представления и народные празднества. Народ ни о чем не должен знать - все обстоит совершенно благополучно. Все рассчитано на внешний эффект: и огромные размеры построек, и непомерная стоимость отделочных материалов, и необычайно пышное убранство интерьеров. Мозаическое искусство как один из самых дорогих приемов украшения зданий получает особенно широкое применение.

Знаменитые термы (бани) Каракалла, построенные в начале III в., богато отделываются мозаикой. Полы выложены кубиками из цветных мраморов, в стенных мозаиках применены смальты самых ярких цветов и позолота. Остатки этой пышной декорировки дошли до нас и позволяют различать неуклюжие изображения знаменитых римских атлетов. Грубая упрощенная трактовка фигур и жесткие краски свидетельствуют о резком упадке художественного вкуса. Все говорило о том, что в истории Римского государства приоткрывалась одна из самых мрачных страниц, насыщенная политическими репрессиями, угрожавшая отодвинуть искусства на задний план и затормозить их развитие на долгие годы.

Казалось, такой печальной участи не могло миновать и мозаическое искусство, но этого не случилось, поскольку судьба этого искусства оказалась связанной с новой христианской религией, закреплявшейся вокруг византийского трона восточных римских императоров.
 

 

ХРИСТИАНСТВО И ИСКУССТВО МОЗАИКИ

Мозаика при христианстве

Как известно, христианская религия, вошедшая в мир как исповедание рабов и бедняков, после ниспровержения рабовладельческого общества была очень успешно приспособлена правящими кругами нового феодализирующегося строя для утверждения и оправдания новых форм эксплуатации трудящихся. Ничего не могло быть более для этой цели подходящего, как проповедь непротивления злу, как учение о том, что если тебя бьют по одной щеке, то подставь другую, что слабый и неимущий должен во всем подчиняться сильному и богатому и что он за это получит щедрую компенсацию на том свете, где первые здесь будут последними, а последние - первыми.

При императоре Константине в начале IV в. христианство становится официально признанной религией и занимает позицию верной прислужницы государственной власти, искусно сочетая проповедь аскетизма с непомерной пышностью храмов и великолепием быта высокопоставленных церковных деятелей. На византийское искусство и на вкусы византийского общества огромное влияние оказывало соседство со странами Востока - носительницами древнейших культур, изобиловавшими к тому же природными богатствами.

Из этих стран в Европу через Византию струился нескончаемый поток драгоценностей, азиатских редкостей и невиданных дотоле предметов роскоши. У этих народов культ пышности и великолепия был доведен в аристократических слоях общества до пределов, поражавших воображение европейцев.

Монументальное искусство, архитектура и все виды материальной культуры Византии носили на себе явный отпечаток этого влияния, этого стремления к величию и богатству; все облекалось в пышный наряд, блестело яркими красками, золотом и драгоценными камнями.

Мозаическое искусство своей нарядной многоцветностью и величавой монументальностью особенно отвечало этим стремлениям и приняло невиданный размах с начала средневекового периода в строительстве грандиозных храмов - храмов нового культа, торжествовавшего свою окончательную победу над язычеством.

Мозаическая живопись на стенах храмов была нужна не только для того, чтобы преумножать их великолепие, но и как сопутствующий момент религиозной пропаганды. Пастыри церкви утверждали, что живопись на стенах храма должна раскрывать сущность христианской религии неграмотным молящимся, которые не могут читать книг духовного содержания.
 

 

Мозаика должна была также укреплять в народе представление о священном назначении императорской власти и о незыблемости основ официальной религии.

В этот начальный период торжества нового вероисповедания художники, создатели мозаик в христианских базиликах, пользовались не только целиком унаследованной от греческих и римских мастеров техникой, но и откровенно заимствовали из языческого искусства многие образы и символы, придавая им новый смысл.

Примером этой особенности раннехристианских мозаик могут служить мозаики усыпальницы св. Констанции в Риме, относящиеся к IV в. Здесь на белом мозаичном фоне изображена сцена сбора винограда. Все, что показано на этой картине: амуры, ягнята, птицы (так же как и общий характер композиции),- проникнуто ясным жизнерадостным миросозерцанием античности.

К этой же категории следует отнести известную мозаику в церкви св. Пуденцианы в Риме, изображающую Христа в окружении апостолов, мозаику в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, показывающую Христа в виде доброго пастыря, окруженного ягнятами, на фоне гористого пейзажа с темно-синим небом, и некоторые другие.

Все мозаики этого переходного времени проникнуты реалистическими традициями римского искусства и античным пониманием красоты человека и окружающей его природы.

Колорит этих картин IV и V вв., выложенных из смальтовых кубиков, отличается разнообразием и яркостью красок, свидетельствующих о больших успехах римских стекловаров. Характерно появление синего фона вместо белого, обычного для первых веков Римской империи. Впоследствии, в период полного расцвета византийской церковной мозаической живописи, синие фоны вытесняются золотыми.
 

 
 

Мозаика в Византии

Мозаика, окончательно укрепившаяся в Византийском государстве в начальные годы его существования, связала с ним свою судьбу навсегда. Она, как никакой другой вид изобразительного искусства, отражала и уровнем своей технической оснащенности, и манерой трактовки художественных образов, и идейным содержанием своей тематики все важнейшие события многовековой истории византийского общества. Она покрывалась золотом и множилась, когда страна богатела, съеживалась и умолкала, когда враг стоял у ворот, становилась особенно благочестивой и строгой в периоды усиления религиозных репрессий.

Византийские мастера-мозаичисты неустанно совершенствовали унаследованную от греко-римской эпохи технику мозаичной живописи. Они разработали богатейшую палитру смальт, необычайно обогатили фактуру мозаичной кладки, усилив ее выразительные средства. Они научились до конца использовать декоративные свойства стекла и все его оптические эффекты. Располагали смальтовые кубики наклонно, под разными углами, создавая этим тонкую игру света на поверхности картины; они начали сопоставлять кубики в смелых цветовых контрастах с тем, чтобы издали, сливаясь, они давали цельный живописный образ. Так иногда, чтобы придать особенно нежный колорит какой-либо части изображения, они вставляли один-два ярких кубика, которые с известного расстояния оптически растворялись на светлом фоне, придавая ему тончайший цветовой оттенок, недостижимый другими средствами. Наконец, они научились использовать швы как один из важных фактурных компонентов мозаичной кладки и нередко преднамеренно утолщали, подчеркивали их.

Большого расцвета византийская мозаичная живопись достигает в VI в. при императоре Юстиниане - в эпоху утверждения мирового могущества Восточной империи с ее необъятной территорией.

К сожалению, в Константинополе ничего не сохранилось из мозаик V- VI вв., которые могли бы характеризовать мозаичную живопись Византии столичной школы времени ее первого расцвета. Недавно открытый мозаичный фрагмент в константинопольской церкви св. Николая, на котором с огромным мастерством изображена голова ангела, относится к VII в.

С наиболее значительными образцами мозаичной живописи VI в. мы знакомимся по памятникам, сохранившимся на стенах церквей г. Равенны - тогдашнего центра византийского наместничества в Италии.

Эти росписи считаются одним из самых выдающихся памятников мозаического искусства того времени. В частности, в церкви Сан-Витале в общем ансамбле декоративной живописи изображены император Юстиниан с женой Феодорой в окружении их свиты. При известной неподвижной условности расположения фигур лица очерчены смелыми, четкими линиями и поражают остротой индивидуальных характеристик. Очевидно, многие из них писаны с натуры. Цветовая характеристика их также очень выразительна. Розовый цвет щек достигнут включением двух-трех кубиков ярко-красной смальты. Седеющие волосы даны сочетанием черных и серых кубиков.

О высоком совершенстве мозаической живописи того времени можем судить также по мозаикам VII в. церкви Успения в Никее, которые изображают трон в окружении четырех фигур ангелов, олицетворяющих собой "силы небесные".

Эти фигуры написаны с большим мастерством и выделяются на темном золоте мозаичного фона -во всем богатстве сверкающих красок. Лица поражают своим живым выражением.

К ценнейшим памятникам мозаической живописи VII в. относятся также мозаики в Салониках. Эти работы отличаются высоким мастерством исполнения и богатством красок, но, к сожалению, они дошли до нас в сильно разрушенном состоянии.
 

 

Мозаики в эпоху иконоборчества

В эпоху иконоборчества, охватывающую VIII и IX вв., в византийской храмовой живописи допускались лишь нерелигиозные сюжеты: изображения птиц, животных, растений, орнаменты. Церковные фрески и мозаика с человеческими фигурами рассматривались как проявление идолопоклонства и беспощадно уничтожались. В императорских дворцах получила широкое распространение светская мозаическая живопись, прославлявшая военные подвиги императоров и изображавшая сцены из придворной жизни.
 

 
 

МОЗАИКИ ВИЗАНТИЙСКОГО СТИЛЯ

Наступивший вслед за эпохой иконоборчества расцвет византийского искусства обычно условно называют "Македонским возрождением", по имени царствовавшей в эти годы династии.

В живописи этого периода, длившегося около двух веков, формируется тот классический византийский стиль, который был призван выразить идею величия феодализированной Византийской империи, усиление ее экономической и военной мощи и международного авторитета. В искусстве устанавливается система строгих правил и регламентация, диктовавшаяся интересами централизованной власти.

В живописи, особенно константинопольской школы, наиболее близко стоявшей ко двору, большую роль начинает играть обращение к классическим античным традициям. При этом необходимо отметить, что реалистические достижения иконоборческой эпохи были успешно использованы в мозаиках последующего времени, в первые годы Македонской династии.

Среди ранних образцов македонского времени наиболее выдающимися являются недавно открытые мозаики в константинопольском Софийском храме, относящиеся к середине IX в. Светское начало в живописи предшествующей иконоборческой эпохи нашло свое яркое выражение в этих мозаиках, изображающих фигуры Богоматери с младенцем на руках и архангела Гавриила.

Вот что пишет об этих высоких произведениях искусства В. Н. Лазарев: "Царица небесная торжественно восседает на троне. Ее широкая, массивная фигура, при всей монументальной замкнутости контура, свободно развернута в пространстве. Этому пространственному впечатлению немало содействует подножие трона, данное в смелом ракурсе. Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы - все это придает ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью. Большие глаза, печальные и неподвижные, являются как бы зеркалом души. Это же своеобразное сочетание чувственности и одухотворенности поражает в чудесном лике ангела, таком неповторимом в своем аристократизме и в своей ярко выраженной индивидуальности. Есть поистине нечто "врубелевское" в этом изумительном образе, представляющем, рядом с никейскими ангелами, одно из высших воплощений византийского гения".

В константинопольском Софийском соборе сохранились и другие мозаики, пользующиеся широкой известностью. Упомянем некоторые из них.
Известные мозаики Софийского собора
 

 

Мозаика на Руси

Говоря о выдающихся памятниках мозаичной живописи XII в., нельзя не остановиться на мозаиках, находящихся на территории нашей страны. Безусловно, к числу памятников мирового значения следует отнести стенные росписи монастыря Гелати в Грузии. Помещенная в апсиде собора мозаика изображает Богоматерь с младенцем и архангелами Михаилом и Гавриилом. Фигуры отличаются правильными строгими пропорциями.

Лица грузинского типа полны одухотворенности. Мозаики поражают своим насыщенным колоритом. Вероятно, они были исполнены местными грузинскими художниками, творчески заимствовавшими достижения византийской мозаичной техники той эпохи.

О замечательных, пользующихся мировой известностью монументальных мозаиках Киевской Руси XI-XII вв. надо говорить отдельно.
Мозаика: ренессанс

"Взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. было самой большой катастрофой, которую пережила Византия на протяжении своего долгого существования", - говорит В. Н. Лазарев в "Истории византийской живописи". Греческие художники, не будучи в состоянии переносить бесчинства крестоносцев, разбегаются по разным странам.

Установился период второго, так называемого Палеологовского ренессанса, длившегося около двух веков, в течение которых византийские искусства, в том числе и мозаическое, расцвели пышным цветом в последний раз. Глубокие социальные потрясения, кризис всей феодальной системы, переживаемый Византийской империей в эту эпоху, нашли в монументальной живописи свое наиболее полное отражение.

В мозаиках этого времени сквозь схематизм официального церковного искусства проглядывает стремление живописцев к изображению человека со всей глубиной и сложностью его переживаний. Наряду с этим намечается постепенный отход от монументальности, столь характерной для византийской живописи предшествующих столетий.

Самым ранним и бесспорно самым значительным памятником палсологовской живописи XIV в. являются знаменитые мозаики монастыря Хора (Кахриэ-Джами) в Константинополе. Они характеризуются свободным и естественным расположением человеческих фигур, их органической связью с пейзажем и архитектурой, на фоне которых развертывается изображаемое действие. Небольшие, изящные фигуры, полные внутренней сосредоточенности, отражают стремление художника к жанровости, интимности и передаче тонких душевных переживаний.

На этих мозаиках в реальном трехмерном пространстве размещены изящные, легкие формы архитектурных строений, которые подчеркивают ритм в расположении и движении фигур. Особенно хороши грациозные женские образы этих мозаик, проникнутые тонким лирическим настроением.

Мозаики Кахриэ-Джами характеризуются богатейшей палитрой своих переливающихся тонов и в цветовом отношении причисляются специалистами к высшим достижениям мозаичного искусства. В отношении техники выкладки эти мозаики, как и вообще все поздне-византийские произведения этого жанра, отличаются применением мелких кубиков смальты правильной однообразной формы, с тщательно отшлифованными боковыми гранями, вследствие чего сетка швов мозаического набора мало заметна.

Палеологовский ренессанс замыкал собой большой культурный цикл, представляя последний, заключительный этап в его развитии. С завоеванием Константинополя турками в 1453 г. рухнул замечательный культурный центр. Для византийского искусства это явилось ударом, от которого ему уже не суждено было оправиться. С этого времени на территории бывшего Византийского государства не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения искусства, в том числе мозаического.


 

 
 

Серия сообщений "Мазаика":
Часть 1 - Мозаика из яичной скорлупы.
Часть 2 - Мозаика своими руками
...
Часть 13 - Еще мозаика
Часть 14 - Потрясающая мозаика
Часть 15 - Я поражена этими работами!
Часть 16 - Мастер-класс по декорации бутылок. Броненосец из пуговиц.
Часть 17 - Была баночка - стала вазочка!
...
Часть 23 - Мозаика из яичной скорлупы
Часть 24 - Витражная красота от компании Joan Baker Designs
Часть 25 - Мозаика из яичной скорлупы