Сорокадневная молитва |
Афонская икона Божьей Матери "Скоропослушница"
Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших 40 дней и особенно на 40-й день.
Заказать сорокоуст о упокоении усопшего очень желательно в день смерти. Если не получилось этого сделать, то закажите в день отпевания. По учению христианской церкви в течение сорока дней со дня смерти душе показывают чертоги ада и рая, душа трижды возносится к Богу на поклонение. Последнее поклонение совершается на сороковой день после смерти, и в этот день Господь определяет дальнейшее пребывание души до Страшного суда, либо в раю, либо в аду. Поэтому в этот период особенно необходимы молитвы за усопшего.
О здравии
Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой — сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе — Вознесение Господне. Сорокоусты — сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».
Сорокоуст о здравии заказывают не только за здоровье наших близких или знакомых, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой. И если мы, например, молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом и с окружающими.
Если у человека очень серьезные проблемы (со здоровьем, в личной жизни и т.п.), то по традиции одновременно заказываются сорокоусты о здравии в семи церквях.
Как это делается?
Для того чтобы совершить церковное поминовение о здравии или упокоении, следует перед началом литургии (или заранее) подать за свечной ящик записку, или, как традиционно говорят в народе, — поминание. Вслед за этим все записки передаются в алтарь.
Втечение сорока дней, если служится литургия, на проскомидии вынимается из просфоры частичка за того человека, имя которого указанно в записке. Затем эта частичка вместе с другими погружается в конце литургии в Кровь Христову, при этом священник молится: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Таким образом, все поминавшиеся люди (и живые, и усопшие) участвуют в литургии, то есть за них приносится благодарственная жертва Богу. Это возможно полное для человека (как живого, так и умершего) участие в Божественной жизни.
В Таинстве Евхаристии (литургии) могут принимать участие только крещеные в Православной церкви люди, соответственно, и в записках можно писать только крещеных.
Сорокоусты можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет. Только во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресенье), лучше заказывать не сорокоусты, а просто подавать каждый раз записки о здравии или о упокоении. В некоторых храмах существует такая практика, как поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится литургия, вынимаются частички.
Записки и свечи
Кроме заказа сорокоустов, в церкви можно подавать о здравии и упокоении обычные записки, заказные записки (с особым поминовением), полугодовые, годовые и вечные поминовения (их смысл понятен из названий). Также принято ставить свечи, которые продаются в храме.
Свечу о упокоении ставят перед распятием Господним. Подойдя к распятию и находящемуся перед ним квадратному подсвечнику (тетраподу), необходимо зажечь свою свечу от любой горящей свечи, находящейся на подсвечнике, и поставить ее в свободную ячейку. При этом верующий человек должен прочесть хотя бы краткую молитву (не обязательно вслух): «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имярек)».
В этом случае поставленная нами свеча будет являться выразительным свидетельством нашего живого участия в надежде Церкви на будущую блаженную жизнь умершего человека, о котором мы молимся.
Свечу о здравии ставят перед иконами. После возжигания свечи мы обязательно должны призвать имя того святого или святой, перед иконами которых поставим свечи. Например, «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Или: «Преподобие отче Сергие, моли Бога о мне и о рабах Божиих (имярек)».
У человека, случайно, по неведению поставившего свечи о здравии на тетрапод (подсвечник для поминальных свечей), нет оснований для безудержного отчаяния. По слову Священного Писания, «у Бога все живы».
Рубрики: | религия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |