Цитата сообщения MOLODA_I
ДИНАСТИЯ МИЛАНСКИХ КАМНЕРЕЗОВ МИЗЕРОНИ: столетний полёт фантазии и мастерства
Сегодня мы хотим поговорить об удивительно талантливых людях – династии итальянских камнерезов семье Мизерони. Они по праву считаются самыми знаменитыми мастерами своего времени в Европе. Подумать только, из обыкновенного куска камня эти люди с золотыми руками создавали настоящие произведения искусства, некоторые из которых сохранились до наших дней. Невозможно понять, как обычный человек способен создать из куска бесформенного камня подобное совершенство!
![1 (700x426, 240Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615619_1.jpg)
Портрет резчика драгоценных камней Дионисио Мизерони и его семьи, работа Карела Шкреты, 1653 г.
Семья Мизерони была одной из самых знаменитых в истории резьбы по горному хрусталю в Европе. Джироламо (1522-1584) и Гаспаро Мизерони до 1564 года были учениками знаменитого Якопо да Треццо и Бенедетто Полигно.
![2 (560x700, 276Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615620_2.jpg)
Сосуд авторства Гаспаро Мизерони, цитрин
Гаспаро (1518-1573), работал на папу Павла IV (1555-1559) и императора Максимилиана II. Работа Гаспаро Мисерони отличается тем, что придает твердому, но хрупкому, гиалиновому кварцу мягкость форм живого, смешанного организма. Раковины моллюсков, из которых возникают плавники и мембраны, рты и когти, скрученные на себя пасти, длинные волнообразные хвосты. Симметрия, лежащая в основе асимметрии. Свобода и красота стиля Гаспаро Мизерони не имеют себе равных, как и его техническая точность в резьбе.
Самыми успешными камнерезами в этой семье стали два брата – Гаспаро и Джироламо Мизерони.
![3 (500x454, 150Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615621_3.jpg)
Одна из самых известных работ Гаспаро Мизерони – раковина «Ковш с драконом». "Ковш с драконом", Гаспаро Мизерони, Милан, 1565/70,
лазурит, золото, эмаль, рубины, изумруды, жемчуг, 2 граната, высота 17,2 см, длина 18,9 см, ширина 10,9 см.
Этот мотив считается отличительной чертой миланской мастерской Мизерони. Точная дата создания неизвестна, по сведениям историков между 1565 и 1570 годами. Сейчас ее можно увидеть в Музее истории искусств в Вене. Раньше шедевр принадлежал коллекции императора Рудольфа II.
Эта работа потрясает искусством исполнения. Мастерство огранщика и талант ювелира позволили воссоздать великолепный по задумке сюжет: тот, кто хотел выпить из этой чаши, должен был взять ее за золотые крылья дракона и приложиться губами к хвосту дракона. Впечатление усиливалось тем, что дракон как бы поворачивал свою голову и смотрел горящими глазами и оскалив зубы на того, кто пьет.
![33 (612x344, 158Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615767_33.jpg)
Лазуритовый "Ковш с драконом". Он был создан в Милане в 1565-1570 годах и украшен очень популярный для мастерской Miseroni мотивом дракона.
![34 (612x345, 152Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615768_34.jpg)
В "Ковше с драконом" гармонично сочетаются работа огранщика и искусство ювелира. Результатом стал тревожный фантастический образ: тому, кто желал выпить из этого ковша, нужно было взять его в руки, держа за золотые крылья дракона, и приложить губы к заостренному концу хвоста чудовища. При этом дракон, оскалив зубы, смотрел на пьющего горящими глазами.
![28 (700x583, 274Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615715_28.jpg)
Дионисио Мизерони. Изумрудный сосуд. 1641.
Сын Оттавио - Дионисий Мизерони, который в 17 лет стал придворным огранщиком и в 21 год возглавил мастерскую после смерти отца, стал автором одного из самых знаменитых шедевров Дома Габсбургов - флакона-унгентария, вырезанного из огромного колумбийского изумруда в 2 680 карат (хранится в "Императорской сокровищнице", Вена).
А после и дети талантливых братьев продолжили развивать успех родителей. Сын Гаспаро, Джованни Франческо, числился членом, а потом и консулом Гильдии ювелиров. А девять сыновей Джироламо заняли свои ниши. Джованни Амброджо стал отличным гравером, который создавал фигурки из минералов. Он возглавил дело отца в Милане. Джулио Мизерони трудился при дворе короля Филиппа II в Испании. Оттавио, Аурелио и Алессандро Мизерони открыли собственную школу в Праге, где обучали делу огранки твердого камня. Они работали под покровительством императора Рудольфа II.
Оттавио Мизерони после переезда с семьей в Прагу, куда он попал по приглашению Рудольфа II, стал официальным гранильщиком императорского двора. Позже это звание досталось по наследству его сыну Дионисио, а после внуку Фердинандо-Эусебио.
Творчеству Дионисио принадлежит множество великолепных работ, для создания которых мастер использовал дымчатый кварц, цитрин, горный хрусталь, халцедон. Венцом творения стал унгвентарий, выполненный из изумруда в золотой оправе. Так называли сосуд, предназначенный для хранения бальзамов, мазей и разных жидкостей. Шедевр был изготовлен на заказ для Фердинанда III в 1641 году. На его создание ушло около двух лет.
![29 (672x584, 77Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615716_29.jpg)
Еще одна ключевая работа мастерской братьев Мизерони – ваза из горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе. Она была создана в XVII веке и когда-то принадлежала королю Людовику XIV. В 1796 году экспонат был продан правительством Директории для решения серьезного финансового кризиса. Ваза перешла во владение одного из кредиторов – женевского купца Жака де Шапоружа. Позже у шедевра несколько раз менялись хозяева. Одним из них стал модельер Ив Сен-Лоран.
![30 (700x525, 319Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615717_30.jpg)
Также хотелось бы выделить чашу из халцедона в серебряной позолоченной оправе с резьбой, которая изображает Купидона и Венеру, спящих в раковине. Это работа принадлежит Джованни Амброджо Мизерони.
По сведениям, она была создана на заказ для Рудольфа II. Но в период Тридцатилетней войны часть предметов из Императорской Кунсткамеры были украдены. После этого чаша принадлежала коллекции кардинала Мазарини, а затем Людовика XIV. В период кризиса она также была передана купцу Жаку де Шапоружу в счет уплаты долга.
Чаша сделана из камня разных оттенков красного, желтого и серого, которые плавно перетекают друг в друга.
![4 (400x314, 46Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615622_4.jpg)
"Чаша с двумя носиками и крышкой", Гаспаро Мизерони, Милан, 1565/70 горный хрусталь, золото, эмаль, рубин, 14,2 см х 18,9 см, х 16,5 см.
![5 (700x602, 332Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615623_5.jpg)
"Чаша из празема"
Великолепная "Чаша с крышкой", вырезанная из большого куска сочного темно-зеленого празема (полупрозрачная разновидность кварца, имеющая зелёный цвет). Идеальные пропорции этой мини-"супницы" высотой всего 19 см эффектно дополнены золотым декором с драгоценными камнями, эмалью и жемчугом.
![31 (612x301, 131Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615765_31.jpg)
"Луковка" крышки с трех сторон украшена разными камеями.
![32 (612x344, 145Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615766_32.jpg)
Очень эффектно выглядят ручки в виде стоящего на задних лапах льва с женским торсом, крыльями и головой дракона.
![6 (700x393, 248Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615624_6.jpg)
![7 (564x622, 189Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615625_7.jpg)
Ваза мастерской Мизерони ок. 1620 г. резной цитрин, золотые крепления. Музей Прадо, Мадрид
В мастерской Гаспаро были выполнены деликатные растительные орнаменты на многочисленных сосудах, некоторые из которых были древними, возможно, средневековыми, им был просто придан новый облик.
![8 (700x527, 298Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615626_8.jpg)
Помимо своих сосудов, мастерская Мизерони была известна своими камеями, выполненными с большим совершенством. Оттавио Мизерони любил делать хроматические сочетания с твердыми камнями в виде мозаики, которые придавали его домашним алтарям и камеям живописные качества. Эти камеи могли быть обогащены золотыми элементами и добавлением драгоценных камней и жемчуга.
![9 (307x450, 90Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615627_9.jpg)
![11 (300x418, 61Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615629_11.jpg)
![10 (556x700, 277Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615628_10.jpg)
![12 (560x700, 220Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615630_12.jpg)
![14 (492x556, 167Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615632_14.jpg)
![13 (300x366, 60Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615631_13.jpg)
Семья Мизерони продолжает развивать фантазию на своих твердых каменных творениях, производя правильные произведения высокого технического качества, но с разноцветными мотивами.
![15 (400x405, 79Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615633_15.jpg)
![16 (700x582, 256Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615634_16.jpg)
![17 (500x511, 140Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615635_17.jpg)
Последний творческий "всплеск" семьи, на мой взгляд самый великолепный, завершился в Праге, где при дворе императора Рудольфа II, творил Дионисио Мизерони.
![18 (390x640, 126Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615636_18.jpg)
![20 (323x700, 179Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615638_20.jpg)
![19 (700x509, 292Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615637_19.jpg)
![21 (285x700, 194Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615639_21.jpg)
![22 (357x500, 87Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615640_22.jpg)
Его творения из горного хрусталя, вырезанные, как в средневековые времена, необычно современны и стали предшественниками эстетики в стиле ар нуво, которому присуща эта волнообразная стилизация.
![23 (700x339, 162Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615641_23.jpg)
![24 (400x317, 46Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615642_24.jpg)
![25 (597x335, 91Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615643_25.jpg)
![26 (591x326, 80Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615644_26.jpg)
![27 (700x315, 161Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615645_27.jpg)
Благодаря виртуозной работе таких мастеров, как Гаспаро Мизерони, изделия из полудрагоценных камней считались очень ценными экспонатами сокровищниц европейской знати XVI-XVII веков.
![35 (612x444, 157Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615769_35.jpg)
"Чаша с головой Медузы", Гаспаро Мизерони, Милан, 1560/70 халцедон, золото, эмаль, высота - 8,9 см, диаметр - около 27,1 см.
Гаспаро Мизерони демонстрирует такой уровень мастерства, которым владели лишь считанные художники-камнерезы.
![36 (612x331, 119Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615770_36.jpg)
"Поворотная чаша", Гаспаро Мизерони, Милан, 1560/70 лазурит, золото, эмаль, высота - 8,8 см, диаметр - около 24,5 см.
![37 (612x345, 117Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615771_37.jpg)
"Чаша", Гаспаро Мизерони, Милан, 1560 лазурит, золото, эмаль, высота 6,2 см, длина 12,2 см, ширина 8,6 см (по размеру это скорее, не "чаша", а небольшая "розетка").
Кроме празема, халцедона и лазурита Гаспаро Мизерони очень много работал с таким тяжелым для обработки камнем как горный хрусталь, создавая из него великолепные вазы, чаши, блюда и кувшины.
![38 (612x300, 78Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615772_38.jpg)
"Ваза на высокой ножке", Гаспаро Мизерони, Милан, средина XVI века, горный хрусталь, золото, эмаль, высота - 13 см, диаметр - 17,8 см.
![39 (548x306, 106Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615773_39.jpg)
Гаспаро Мизерони, Милан, 1560: "Кувшин", горный хрусталь, золото, эмаль, высота 12,9 см, диаметр 7,5 см. "Блюдо", горный хрусталь, золото, эмаль, 14 рубинов, диаметр 29,5 см.
Племянники Гаспаро Мизерони - Оттавио и Джованни-Амброджо Мизерони основали собственную скульптурную мастерскую.
![40 (612x315, 96Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615774_40.jpg)
"Чаша из празема на высокой ножке", высота - 23,5 см, диаметр - 17,6 см Оттавио Мизерони (камнерез) и Ян Вермейен (ювелир), 1560/65 празем, гелиотроп, золото, эмаль, гранаты, гиацинты, большой цитрин наверху крышки, аметист внутри крышки.
![41 (612x317, 178Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615775_41.jpg)
Крышка "Чаши из празема" с двух сторон.
![42 (612x348, 73Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615776_42.jpg)
"Две чаши из агата с крышками ". Оттавио Мизерони, начало XVII века, агат, золото, эмаль.
Оттавио Мизерони был самым успешным. Его талант гениального камнереза и "особый дар раскрывать естественную красоту камней" высоко ценил император Рудольф II, который сначала сделал Оттавио Мизарони придворным огранщиком, а в 1608 году даровал ему дворянство.
![43 (612x394, 75Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615777_43.jpg)
"Ассиметричная чаша из нефрита" Оттавио Мизерони (камнерез) и Ян Вермеен (ювелир), 1603/07, нефрит, золото, эмаль, 14,4 см х 20 см х 18,3 см
![44 (612x300, 97Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615778_44.jpg)
"Овальная чаша из яшмы". Оттавио Мизерони (камнерез) и Ян Вермеен (ювелир), 1600/05. Яшма, золото, эмаль, 10 см х 22,9 см х 11 см.
![45 (612x312, 77Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/160/615/160615779_45.jpg)
"Чаша из дымчатого кварца с крышкой", Милан, Прага, 1610/20. Джованни Амброджо Мизерони (камнерез) и Андреас Осенбрюк (ювелир) дымчатый кварц, золото, эмаль, 14,5 см х 13,3 см х 9,3 см.
Последний представитель великой династии лапидаров - Фердинанд Евсевий, сын Дионисия, внук Оттавио, продолжал возглавлять уже теряющую былую славу, мастерскую и никогда не достиг уровня своих предшественников, из которых он копировал различные модели, особенно те, которые были разработаны его дедом.
ИсточникИсточникИсточник