Начало темы "Анри Матисс (1869-1954) на марках разных стран. Часть 1" см. в рубрике "Художники разных стран-7".
33
34
33-1
33-4
34
35
35
На марках:
33-1. Две лежащие фигуры в пейзаже. 1921. Мерион (шт. Пенсильвания). Фонд Барнса. Линкольнский университет.
33-2. Музыка. 1939. Буффало (шт. Нью-Йорк). Художественная Галерея Олбрайт-Нокс. (См. №№ 6-4, 7-1, 8-6 и 32(блок4))
33-3. Урок музыки. 1917. Мерион (шт. Пенсильвания). Фонд Барнса. Линкольнский университет. (См. № 7-5)
33-4. Печаль короля. 1952. Париж. Национальный музей современного искусства. Центр Жоржа Помпиду.
Сюжет не настолько отчетлив, чтобы можно и нужно было его описывать. Но вместе с тем о самом существенном можно догадаться. Представлены три фигуры: танцовщица, король и барабанщик. Она с поднятыми руками крутится в вихре пляски, словно покидает сцену, отвешивая прощальный поклон. Печальный король в траурном черном халате перебирает пальцами струны зурны. Его подручный, затиснутый в нижний угол картины, откинулся назад и изо всех сил бьет в барабан. Его непомерно огромная рука в исступлении поднята кверху. Три фигуры: одна огромная, грузная, устойчивая, другая маленькая, потерявшая равновесие, третья гибкая, стройная, вытянувшаяся, стремительная, почти повелевающая. Одна черная, как ночь, другая ярко-зеленая, как лужайка, третья белоснежная со светло-голубыми тенями. Три состояния: одна ушла в себя, другая взметнулась, третья исполнена порыва. / Алпатов Михаил Владимирович - Книга: "МАТИСС"/
34. Интерьер. Королевский табак. 1943. Нью-Йорк. Коллекция Ласкера.
В картине друг друга уравновешивают синее кресло с лютней и высокий стул, на котором сидит, погруженная в мечты, одетая в белое молодая женщина с обнаженными руками.
35. Семейный портрет (Семья художника). 1911. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
В "Семейном портрете" Матиссом решались новые живописные и композиционные проблемы. Огромную трудность представляло соединение элементов монументальности и затейливой узорчатости, ведь сколько бы художник ни упрощал композиции своих картин, сколько бы ни делал их декоративными (подобными восточным коврам и арабескам), в них всегда заключена какая-то особая, возбуждающая чувства энергия. Изображение вышивающей Амели (жены художника), дочери Маргерит и играющих в шахматы сыновей Пьера и Жана дано как бытовая интерьерная сцена, к чему Матисс ранее никогда не прибегал. Зритель сразу замечает эту необычность композиции, упрощенность в изображении фигур и обстановки комнаты, плоскостность и нарушение пропорций. Сцена воспринимается зрителем сразу и легко. Но если бы по привычке мы стали искать в картине всё то, что обычно передают художники (портретность образов, раскрытие характеров, подробности костюмов и т.д., а шахматист сразу увидит неправильность шахматной доски), мы бы обнаружили, что у Матисса многое из этого либо вообще отсутствует, либо намечено в самых общих чертах.
Серия сообщений "Художники разных стран_24":
Часть 1 - Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901) на марках разных стран. Часть 3
Часть 2 - Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901) на марках разных стран. Часть 4
...
Часть 35 - Анри Матисс (1869-1954, Франция) на марках разных стран. Часть 9
Часть 36 - Анри Матисс (1869-1954, Франция) на марках разных стран. Часть 10
Часть 37 - Анри Матисс (1869-1954, Франция) на марках разных стран. Часть 11
Часть 38 - Анри Матисс (1869-1954, Франция) на марках разных стран. Часть 12
Часть 39 - Анри Матисс (1869-1954, Франция) на марках разных стран. Часть 13
...
Часть 48 - Анри Матисс (1869-1954) на марках разных стран. Часть 22
Часть 49 - Анри Матисс (1869-1954) на марках разных стран. Часть 23
Часть 50 - Анри Матисс (1869-1954) на марках разных стран. Часть 24