-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
23:16 02.06.2012
Фотографий: 32
Посмотреть все фотографии серии Хайфа. Выставка цветов-2012
Хайфа. Выставка цветов-2012
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gregoryh

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.01.2010
Записей: 4849
Комментариев: 4501
Написано: 9844


Картины Павла Федотова на марках 2015 года

Суббота, 01 Августа 2015 г. 20:23 + в цитатник
Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг.) - русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.
В поздний период творчества были созданы картины «Портрет Н.П. Жданович за фортепьяно» и «Анкор, еще Анкор!» Это самые значительные произведения Федотова, в первом - художник соединяет жанровую и портретную задачи, во втором (последнем произведении автора) - живописная выразительность доминирует над литературно-ассоциативной.
1.101 (700x309, 207Kb)
П. А. Федотов. Анкор, ещё Анкор! 1851-1852. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Два мира существуют одновременно в этой картине. В одном - яркость цвета и света, строгая гармония рациональной выстроенности и недвижимый торжественный покой. В другом - полутьма, хаос, глухая сонность и трудно различимое шевеление чего-то неясного, что оказывается людьми, людской жизнью. Неправда, будто в картине господствуют застой и недвижность. Как это было бы просто - и плоско! Движение, обозначенное в картине, - сильное, энергичное, но зряшное, без конца и без цели.
Это круговорот, навсегда заключенный в четырех стенах и не вырывающийся из них; он бесконечен, подобно вихрю стенающих душ в Дантовом аде. Все несется вокруг стола, как на карусели, и не сдвигается с места ни на пядь, и даже само время остановилось, и хоть бейся головой о стену, хоть сойди с ума, застрелись, хоть весь мир провались в тартарары - все так же будет недвижен этот стол, все так же будет гореть свеча и светиться окошко над нею и все так же будет маятником носиться взад-вперед пудель.
Вовсе не случайно на дворе стоит зима - самое глухое, неподвижное и беспросветное время года. Возникает особое ощущение отторженности от окружающего мира, которое возникает за плотно закрытыми дверями и оледенелыми стеклами, - ощущение тесноты, душности, даже угарности, которое так сильно в картине.

2.102 (700x325, 219Kb)
П. А. Федотов. Портрет Н.П. Жданович за фортепьяно». 1849 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Это самое значительное портретное произведение Федотова. Как и в других работах художник объединяет портретную и жанровую задачу. Он детально воссоздает среду, в которой пребывает модель, вводит действие - игру на фортепиано. Но он, как будто, прерывает эту игру, поворачивая голову и взгляд девушки в сторону зрителя, отвлекая модель от занятия.
Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения: чуть удивленно приподняты ее брови, серьезность во взгляде приглушена легкой улыбкой на губах. С помощью определенных композиционных приемов художник позволяет зрителю почувствовать характер и настроение своей модели.
Нейтральный фон чуть высветлен вокруг фигуры, создавая ощущение свето-воздушной среды и в то же время акцентируя ее центральное положение на полотне. Портрет отличается непосредственностью и мастерством исполнения. Несмотря на миниатюрность, живопись смела и энергична. Особенно четко вылеплены голова и руки. Характеристика лица свидетельствует о силе, страстности, живости и, одновременно, мягкости характера модели. Богатый линейный и светотеневой ритм полотна, сдержанные пастельные тона в одежде и мастерская передача неяркими цветами фактуры дерева рождает в целом ощущение спокойствия и домашнего уюта.

Жданович Надежда Петровна (1836-1915) - дочь П. В. Ждановича и его второй жены О. П. Жданович. Воспитывалась в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном, выпущена в 1854 году. Была замужем за офицером Финляндского полка А. И. Вернером, впоследствии генералом от инфантерии.
Владела собранием работ Федотова, автографами его стихотворений, она бережно сохраняла около сорока писем Федотова (они сгинули куда-то в исторических бурях) и его рисунки, которые на закате дней, уже в разгаре первой мировой войны, передала в Русский музей.
Наденьку Жданович Федотов знал еще совсем маленькой. Художник уже делал портрет Наденьки. Это был парный акварельный портрет ее и сестры Оли. Уже тогда в девочке-подростке с серьезным взглядом он угадал тот характер, который вполне обнаружился сейчас в молоденькой девушке-институтке: чистота без ханжества, женственность без жеманства, достоинство без надменности, живость без кокетства, ум без педантизма, скромность без уничижительности.
Сколько лет уж минуло, и прах её давно истлел, а на крохотном федотовском холсте, этой жемчужине русской живописи, всё светятся и будут светиться чудные синие глаза и лёгкая улыбка, не таящие в себе никаких загадок, кроме простой, но вечной загадки чарующей женской прелести.
Как ни прекрасны по-своему были прежние, ранние портреты Федотова, ни в одном из них он, пожалуй, не смог бы достигнуть такой высоты, как в портрете Наденьки Жданович.

Серия сообщений "2-Русские художники 19 в.-I":
Часть 1 - ЗАБОЛОТСКИЙ Пётр Ефимович (1803-1866)
Часть 2 - ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-1858)
...
Часть 48 - Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837-1898)
Часть 49 - Русский художник Иван Шишкин (1832-1898) на марках Бурунди
Часть 50 - Картины Павла Федотова на марках 2015 года


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку