Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867) - французский живописец, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Ученик Давида. Автор картин на литературные, исторические и религиозные сюжеты, портретов, отличающихся точностью наблюдений и правдивостью психологической характеристики, идеализированных и вместе с тем полных острого чувства реальности изображений обнажённой натуры. Многие, особенно ранние произведения Энгра отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок.
В "Автопортрете" (1804) уже отчетливо прослеживаются основные принципы портретного искусства художника: яркая индивидуальность характеристики, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей. На модель Энгр смотрит более отчужденно, чем его учитель Давид. Пластический и линейный ритм в трактовке образа, чеканность формы, четкость рисунка играют для него значительнейшую роль.
В ноябре 1799 г. Бонапарт - один из трех Консулов. 25 декабря он становится - на десять лет - первым из трех Консулов. Реальной властью обладает лишь он один. Через два года он становится пожизненным консулом. И еще через два года придет черед Империи.
Энгр часто получал официальные заказы на портреты, в том числе в 1803 г. На портрет Первого консула. С большим парадным портретом Первого консула (1804) связаны первые успехи Энгра-портретиста.
Контрастом к портрету "Бонапарт -Первый консул" (1804) является чисто внешний и холодный портрет Наполеона на императорском троне (1806). Он предназначался для зала Законодательного собрания и, естественно, должен был нести на себе печать торжественной пышности. И Энгр настолько сосредоточил свое внимание на передаче фактуры бархата и меха, золотого шитья и драгоценностей, образующих сложнейший орнамент портрета, что сам Наполеон сделался под его кистью столь же неодушевленным, как и остальные аксессуары картины.
Других современников картина поразила священностью образа Императора. Этой работой Энгр четко продемонстрировал тенденцию к ультралинейной готической стилизации.
Наполеон сидит на императорском троне в традиционной позе верховного бога Юпитера, чей геральдический орел искусно выткан на ковре. Знаки зодиака на кайме ковра указывают на роль Юпитера как царя небес. Император облачен во все регалии и увенчан лавровым венком, он держит скипетр, жезл судьи (длань правосудия) и меч Карла Великого. Фигура императора (1806) статична и обладает портретным сходством; современники понимали, что Энгр уподобил императора одновременно Юпитеру и знаменитой фигуре Бога-Отца из Гентского алтаря (ок. 1432) Яна ван Эйка, привезенного в Париж среди военных трофеев.
Неизвестно, заказал ли Наполеон эту картину, или же Энгр написал ее в попытке снискать официальное признание, но, когда она была выставлена, все отнеслись к ней критически. Говорили, что фигура на портрете не вполне похожа на Наполеона, стиль живописи старомоден, а образ абсолютного властителя представлялся неуместным тем, кто желал видеть в императоре демократа и любимца народа. Энгр был глубоко огорчен этим непониманием.
Серия сообщений "Художники разных стран-4":
Часть 1 - Жак Луи Давид. Автопортрет -?
Часть 2 - Жак Луи Давид на марках разных стран (часть 1)
...
Часть 25 - Веронезе на марках разных стран. Часть 8
Часть 26 - Веронезе на марках разных стран. Часть 9
Часть 27 - Энгр на марках разных стран (часть 1)
Часть 28 - Энгр на марках разных стран (часть 2)
Часть 29 - Энгр на марках разных стран (часть 3)
...
Часть 48 - Живопись Италии XV-XVI в. на марках разных стран. Часть 3
Часть 49 - Живопись Италии XV-XVI в. на марках разных стран. Часть 4
Часть 50 - Итальянская живопись в Эрмитаже. 1982