4к. Учебный (впоследствии многоцелевой) биплан У-2 (По-2), конструктор Н. Н. Поликарпов, 1928. Один из самых массовых самолётов в мире. Годы производства 1928-1954. С началом Великой Отечественной войны имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Но основным использованием конечно было функции разведчика и самолета связи. Так же имелся и санитарный вариант. После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2.
6к. Пассажирский самолёт (подкосный моноплан) К-5, конструктор К. А. Калинин, 1929. Один из наиболее популярных в нашей авиации 30-х годов. Этому способствовали его дешевизна и экономичность. Конструкция К-5 была выполнена из недефицитных материалов. Импортными были только хромомолибденовые полуоси шасси. Дуралюмин применялся главным образом в обшивке передней части фюзеляжа. К-5 во всех вариантах прослужил до 1940 г. как основной пассажирский самолет. Судьба инженера и авиаконструктора К.А. Калинина трагична и типична одновременно. Обвиненному в шпионаже и антисоветской деятельности бывшему поручику припомнили происхождение и службу в царской армии, но совершенно «забыли» о его таланте, труде и успехах. В октябре 1938 года талантливого создателя первых советских пассажирских самолетов после семимесячного заточения застрелили в подвале Воронежского НКВД.
10к. Тяжелый бомбардировщик (свободнонесущий моноплан) ТБ-3 (АНТ-6), конструктор А. Н. Туполев, 1930. Этот самолет принадлежит к числу наиболее выдающихся не только для своего времени. Он был первым в мире четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху в носке крыла.— стала господствующей для всех самолетов подобного типа и разного назначения. Для 1930—1932 гг. самолет ТБ-3 являлся большим шагом вперед и стоял на высоте технического совершенства. Создание этого классического самолета представляется тем более ценным, что вместе с ним была освоена конструкция и технология подобных машин и был налажен большой серийный выпуск их.
12к. Пассажирский самолёт (подкосный моноплан) "Сталь-2", конструктор А. И. Путилов, 1931. Несмотря на относительно небольшой комфорт и невысокую скорость, "Сталь-2" в целом оправдала ожидания заказчика, особенно на линиях небольшой протяжённости. Машина оказалась прочной и удобной в эксплуатации. Она имела хорошие взлётно-посадочные характеристики - для разбега и пробега хватало всего 140 метров. Весовая отдача конструкции составляла 43%. Это было в два раза лучше, чем у самолётов с каркасом из дерева или толстостенных стальных труб. Однако трудоёмкость и стоимость изготовления "Стали-2" была высокой. Не дождался Аэрофлот требуемой долговечности. Детали из нержавеющей стали могли бы служить десятки лет, но сварочные точки и болты ржавели, полотняная обшивка требовала частой замены. Поэтому ремонт приходилось делать столь же часто, как у других машин смешанной конструкции.
16к. Морской ближний разведчик МБР-2, конструктор Г. М. Бериев, 1932. Летающая лодка-моноплан с толкающей силовой установкой. МБР-2 стал самым массовым самолетом конструкции Бериева. В начале войны МБР-2 был основным самолетом-разведчиком морской авиации.
20к. Истребитель И-16, конструктор Н. И. Поликарпов, 1934. Прозвища ишак, ишачок. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси. Основные материалы — дерево, алюминий, конструкционная сталь.Первый полёт на прототипе был выполнен Валерием Чкаловым. Советский Союз отправил в Испанию более 500 истребителей И-16. Советские пилоты на 'этих машинах показали хорошие результаты в боях с немецкими бипланами, и до появления Ме-109 оставались королями воздуха. К началу Великой Отечественной войны самолёт был устаревшим, однако, тем не менее он составлял основу истребительного парка СССР.
Серия сообщений "Авиация, воздухоплавание-1":
Часть 1 - Дирижабль Граф Цеппелин
Часть 2 - Покорители стратосферы
...
Часть 31 - Первые боевые самолёты России
Часть 32 - Первые советские самолёты
Часть 33 - Самолёты 1920-х, начала 1930-х годов
Часть 34 - Советские авиалайнеры 1970-х
Часть 35 - Планеры СССР 1923-1941 годов
...
Часть 48 - Легендарный лётчик Анатолий Серов
Часть 49 - 100 лет Качинскому училищу летчиков. 2010
Часть 50 - 100 лет Военно-воздушным силам России. 2012