-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
23:16 02.06.2012
Фотографий: 32
Посмотреть все фотографии серии Хайфа. Выставка цветов-2012
Хайфа. Выставка цветов-2012
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gregoryh

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.01.2010
Записей: 4849
Комментариев: 4500
Написано: 9843


Из жизни Гоголя

Воскресенье, 27 Марта 2011 г. 00:04 + в цитатник
 (695x483, 303Kb)
 (698x271, 159Kb)
 (699x448, 252Kb)
 (697x256, 171Kb)
 (699x415, 240Kb)
 (699x202, 122Kb)
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - русский прозаик, драматург.
Фамилия при рождении Яновский, с 1821 года Гоголь-Яновский.
Родился в семье небогатых помещиков в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Дед Гоголя, Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский (1738—1805), писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации», хотя большинство биографов склонны считать, что он всё же был «малороссом» (украинцем). Ряд исследователей, чьё мнение сформулировал В. В. Вересаев, считают, что происхождение от Остапа Гоголя, бывшего в конце XVII века гетманом Правобережной Украины, могло быть сфальсифицировано Афанасием Демьяновичем для получения им дворянства. Сам Гоголь, будучи крещёным «Яновский», по-видимому, не знал о настоящем происхождении фамилии и впоследствии отбросил её, говоря, что её поляки выдумали.
Отец Гоголя, который был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра на украинском языке, умер, когда сыну было 15 лет. Театральная деятельность отца и определила интересы будущего писателя.
Мать Гоголя Мария Ивановна Косяровская (1791—1868) была выдана замуж четырнадцати лет. По отзывам современников, она была исключительно хороша собой. Жених был вдвое старше её. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей.
Гоголь не был прилежным учеником в гимназии, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.
Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней
любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе.
К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще.
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще.
Неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине, и отсюда возникли первые планы труда. Это были планы „Вечеров на хуторе близ Диканьки“.
В беспокойном искании Гоголь отправился за границу, но через месяц вернулся опять в Петербург.
Рассказы из "Вечеров", изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором, произвели большое впечатление на Пушкина. Литературная слава Гоголя стала бесспорной.
В 1832 году он впервые побывал на родине. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом.
В 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были несколько статей популярно-научного содержания по истории и искусству («Скульптура, живопись и музыка»; несколько слов о Пушкине; об архитектуре; о преподавании всеобщей истории; взгляд на состояние Украины; об украинских песнях и пр.), но вместе с тем и новые повести «Портрет», «Невский проспект» и «Записки
сумасшедшего». В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во второй — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
К 1834 году относится первый замысел «Ревизора». Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ», был подсказан Гоголю Пушкиным.
В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет.
Жизнь за рубежом укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души». К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и
благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена.
Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный
душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ», принеся её в жертву Богу.
Взамен он пишет в 1847 году назидательную книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», которая с недоумением была встречена как друзьями, так и критиками. Даже друзья-Аксаковы отвернулись от него. Это было вызвано тем, что Гоголь написал её тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями
прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков. Не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель он видел в духовном самосовершенствовании. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского.
Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.
Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете, он думал, что просто сидит в России на станции.
В Москве он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином.
Между тем его здоровье всё более слабело. Им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт.
В 3 часа ночи 12 (24) февраля 1852 года, то есть в Великий пост, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. 18 февраля он слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в четверг скончался.
По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном. По другой версии смерть Гоголя была не чем иным, как завуалированным самоубийством, как некий еретический подвиг спиритуализма — торжество духа над плотью.
Похороны проходили на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии).
В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Туда же была перенесена и Голгофа.
Однако, согласно воспоминаниям участника и свидетеля эксгумации писателя Владимира Лидина, написанным спустя пятнадцать лет после события, и опубликованным посмертно в 1991 году, в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя. По другой версии череп Гоголя был повёрнут на бок. Обе эти версии породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. А. Бахрушина.
В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского, на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».
Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища. Вдова писателя М. А. Булгакова выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. А. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».
В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне.

Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский. До сих пор не известно ни одного сочинения писателя, написанного по-украински. Несомненно, однако, что в творчестве писателя сказались также и украинские черты.

Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью. Уже по выходе из гимназии в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Общение с кругом Пушкина, с К. П. Брюлловым, делает его страстным поклонником искусства. Картине «Последний день Помпеи» посвящена статья в сборнике «Арабески».
В 1837 году в Риме Гоголь познакомился с русскими художниками, пансионерами Императорской Академии Художеств: гравёром Фёдором Иорданом, Александром Ивановым, который тогда трудился над картиной «Явление Мессии народу», Ф. А. Моллером и другими, посланными в Италию для совершенствования в своем искусстве. С Александром Ивановым писателя свяжет многолетняя
дружба. Художник становится прототипом героя обновлённого варианта повести «Портрет». Фёдор Моллер написал в Риме в 1840 г. портрет Гоголя. Кроме того, известны ещё семь портретов Гоголя, написанных Моллером. Но более всего Гоголь ценил Иванова и его картину «Явление Мессии народу», он участвовал в создании концепции картины, принимал участие в качестве натурщика (фигура
ближайшего ко Христу), хлопотал, у кого мог, о продлении для художника возможности спокойно и не торопясь работать над картиной.

Серия сообщений "Писатели-1":
Часть 1 - Горький в СССР
Часть 2 - Из жизни Льва Толстого и история его любви
...
Часть 19 - Русский поэт Иван Никитин
Часть 20 - Фурманов и его мифический Чапай
Часть 21 - Из жизни Гоголя
Часть 22 - Новиков-Прибой и его Цусима
Часть 23 - Прогрессивный французский писатель Виктор Гюго
...
Часть 48 - Якуб Колас
Часть 49 - Красный граф Алексей Толстой
Часть 50 - Американский поэт Лонгфелло



Процитировано 2 раз

Jostr   обратиться по имени Воскресенье, 27 Марта 2011 г. 10:41 (ссылка)
Спасибо! С удовольствие прочел и посмотрел!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 27 Марта 2011 г. 14:31ссылка
И Вам спасибо за проявленный интерес к этому посту.
Спасибо также за цитирование. У Вас это сообщение прочитают больше, чем у меня.
gregoryh   обратиться по имени Понедельник, 01 Июля 2013 г. 23:33 (ссылка)
Эдвард Радзинский. Сталин:
В 1931 году обсуждался вопрос о разрушении Даниловского монастыря, переставал существовать и Некрополь, где покоился прах Гоголя. И Хозяин принял решение: перенести прах писателя с кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье. Но после перенесения праха возникли странные, точнее, страшные слухи: при вскрытии могилы оказалось, что Гоголь был похоронен... живым.
Литературоведы заволновались, вспомнили завещание Гоголя: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
Доложили Хозяину. Ягоде пришлось дать подробный отчет обо всем, что произошло на кладбище.
31 мая 1931 года (мистическое число!) приготовились к перезахоронению Гоголя. Директор Новодевичьего кладбища пригласил писателей – Олешу, Лидина, Светлова... Пришли и друзья директора. Многих он наприглашал, как на представление, – естественно, кроме священнослужителей. Были и «товарищи» из некоего ведомства, которое, как известно, в приглашении не нуждается.
Гроб вскрыли – и поразились: в гробу лежал скелет с повернутым набок черепом...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку