«Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала».
Александр Николаевич Радищев (1749—1802) -русский писатель, философ.
Родился в Москве в дворянской семье. Учился в Германии, в Лейпцигском университете.
После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее — в Коммерц-коллегию, впоследствии (в 1788 году) перейдя в петербургскую таможню.
Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам.
Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому.
В 1790 году Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву».
Прочитав творение неизвестного автора с жесточайшей критикой крепостнического самодурства и полицейского произвола, Екатерина II поняла, сколь опасны для «идейной непорочности» империи эти внешне безобидные путевые заметки, и повелела немедля установить имя автора.
За вольнодумство автор «Путешествия» был приговорен к смерти, «милостиво» замененной ссылкой в Сибирь. Когда же Александр I вернул писателя в Петербург, то бороться уже не было сил (по другим данным, Радищев узнал о своей неизлечимой болезни). И он отважился на страшный поступок — акт отчаяния, или, если угодно, высокого мужества... Радищев покончил жизнь самоубийством, выпив стакан с «приготовленной в нем крепкой водкой (селитряной кислоты) для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына». К ночи после сильных мучений он скончался. Дети Радищева скрыли причину смерти отца, поскольку самоубийц хоронили за оградой кладбищ. Радищева похоронили на Волковом кладбище.
В чем истоки великого протеста Радищева, человека, имевшего возможность сделать карьеру при дворе Екатерины II, и небезуспешно делавшего ее. Он служил не один год в Коммерц-коллегии, ведавшей в правительстве вопросами торговли и промышленности, и благодаря своим способностям и честности быстро выдвинулся. Очевидно, мотивы тут были не столько политические, сколько
нравственные.
Коммунисты сделали Радищева своим предтечей и создали ему посмертную славу. Но такова судьба всех диссидентов: когда их борьба и взгляды осуществляются, при их жизни или после смерти, приходят новые диссиденты и уже борются за возврат к старому, доказывая, что оказывается всё было не так уж и плохо.
Заметки из книги "Родная Речь. Уроки Изящной Словесности" (Петр Вайль, Александр Генис - русские писатели, сформировавшиеся на Западе):
Самый лестный отзыв о творчестве Александра Радищева принадлежит Екатерине Второй: "Бунтовщик хуже Пугачева".
Самую трезвую оценку Радищева дал Пушкин: ""Путешествие в Москву", причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге".
Самым важным в посмертной судьбе Радищева было высказывание Ленина, который поставил Радищева "первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости".
Самое странное, что ничто из вышесказанного не противоречит друг другу.
Наши современники свели все обширное наследие Радищева до одного произведения, но и из него оставили себе лишь заголовок - "Путешествие из Петербурга в Москву". Дальше, за заголовком -пустота, в которую изредка забредают рассуждения о вольнолюбивом характере напрочь отсутствующего текста.
Радищев - не писатель. Он - родоначальник, первооткрыватель, основоположник того, что принято называть русским революционным движением. С него начинается длинная цепочка российского диссидентства.
Радищев родил декабристов, декабристы - Герцена, тот разбудил Ленина, Ленин - Сталина, Сталин - Хрущева, от которого произошел академик Сахаров.
Жизнь первого русского диссидента необычайно поучительна. Его судьба многократно повторялась и продолжает повторяться.
Радищев был первым русским человеком, осужденным за литературную деятельность.
Суровый приговор сенатского суда наградил Радищева ореолом мученика. Преследования правительства обеспечили Радищеву литературную славу. Десятилетняя ссылка сделала неприличным обсуждение чисто литературных достоинств его произведений.
Принято считать, что Радищев обличает язвы царизма: крепостное право, рекрутскую повинность, народную нищету. На самом же деле, он негодует по самым разным поводам.
Обличительный пафос Радищева до странности неразборчив. Он равно ненавидит беззаконие и сахароварение.
Хотя эту книгу давно уже не читают, она сыграла эпохальную роль в русской литературе. Будучи первым мучеником от словесности, Радищев создал специфический русский симбиоз политики и литературы.
Присовокупив к званию писателя должность трибуна, защитника всех обездоленных, Радищев основал мощную традицию, квинтэссенцию которой выражают неизбежно актуальные стихи: "Поэт в России больше, чем поэт".
Серия сообщений "Писатели-1":
Часть 1 - Горький в СССР
Часть 2 - Из жизни Льва Толстого и история его любви
...
Часть 15 - Виссарион Белинский
Часть 16 - Драматург Александр Островский
Часть 17 - Радищев -первый русский диссидент
Часть 18 - Лермонтов
Часть 19 - Русский поэт Иван Никитин
...
Часть 48 - Якуб Колас
Часть 49 - Красный граф Алексей Толстой
Часть 50 - Американский поэт Лонгфелло