-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в greenmay

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2013
Записей: 15925
Комментариев: 695
Написано: 17223


Милые сердцу старинные женские штучки.Часть 4:все для бала

Суббота, 18 Июня 2016 г. 09:27 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Милые сердцу старинные женские штучки.Часть 4:все для бала

Вы поедете на Бал? 
"Да" и "нет" не говорить, черное и белое не надевать.
Что возьмете вы на бал?

Помните эту детскую игру? Мы воображали, как собираемся на бал, придумывали себе наряды и представляли себя в бальном платье, с веером и букетом. Какие приготовления на самом деле ждали барышень и дам перед балом? Ведь было множество писаных и неписаных правил как себя вести, что может быть надето, а что ни в коем случае, как воспитанная барышня должна "уметь держать себя", и какие аксессуары обязательно должны быть при ней на балу!

 

 

А пот про одежду для бала здесь,спасибо Гале. На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом.

Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

 Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера).

Вообще все о веерах можно прочесть у Гали здесь

Радикюль

Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Дело в том, что все сумочки барышни и дамы выполняли самостоятельно в домашних условиях. Рукоделие тогда было неотьемлимой частью быта и воспитания подрастающей маленькой леди. В 19 веке было распространено условно две конструкции сумочек. В начале века, в эпоху ампира, это сумочки, которые мы условно назовем «чехол» или «мешочек». Суть конструкции в создании объема от дна к горловине сумки за счет деталей в форме клиньев, набор материала к условной середине сумки и далее снова уплощение.

Горловина затягивалась шнурками. Часто дно таких сумочек украшалось кистями из шнуров или бисера. Второй вариант сумочек, который и стал называться ридикюлем, появился во второй половине 19 века, это уже сумочки с рамочным замком. По конструкции это две стенки, сшитые между собой и прикрепленные к рамочному замку. Дно так же украшалось бисером, так же делались декоративные подвески.

Основная сложность сумочек и ридикюлей 19 века – это их отделка. Всевозможные виды вышивок, всевозможные сюжеты и техники исполнения, бисероплетение – и это только начало списка. По отделке и декору сумочки судили о вкусе прекрасной дамы, чем изысканнее и интереснее сумочка, тем больше внимания вызывала и сама хозяйка аксессуара. На сумочках можно было увидеть всевозможные узоры разных тематик, так же выполненные сюжетные изображения, гербы семей, даже протест против рабовладения (на одной сумочке сохранилось изображение чернокожей рабыни, кормящей своего младенца).

Естественно габариты сумочек были небольшими, они использовались в основном для хранения носового платка, кошелька и нашатыря. Вскоре эти сумочки перейдут уже в знакомый нам разряд «театральных».

Как их носили? Вплоть до 18 века сумочки «чехол» или «мешочек» носили, пристегивая к поясу платья. Сумочки могли теряться в складках платья на разной высоте на усмотрение хозяйки. В 19 же веке больше предпочитали носить сумочки в руках, хотя сохранились изображения пристегнутых к поясу ридикюлей. К тому же это достаточно удобно на балу, не так ли?

Помнится, как Наташа Ростова бегала от сестры к маменьке и обратно в предпраздничной суете сборов на свой первый в жизни бал. Итак, попробуем поставить себя на ее место! О двух непременных атрибутах выезжающей в свет дамы мы уже знаем – это веер и ридикюль для нужных мелочей. Без чего еще немыслимо присутствие на таком важном для любой женщины, а тем более девушки, событии?

Карнэ

Это только кажется, бал – это легко и весело. На самом деле здесь все подчиненно строгим правилам, давним традициям, обычаям, этикету и еще множеству условностей. Взять хотя бы танцы – главную часть любого бала. Первым идет вальс, за ним венгерский, затем краковяк, после падепатинер, падеспань и падекатр. А еще первая кадриль, вторая и третья. А после четвертой непременно будет мазурка. Как тут не запутаться? А ведь вы приглашены на каждый из танцев и разными кавалерами!

Но у вас есть непременный атрибут – карне или бальная записная книжка. Загляните в нее – с кем вы танцуете котильон, а кто поле мазурки поведет вас к ужину?

Если приглашения на мелкие танцы делались всегда на самом балу, то на кадрили, мазурку и котильон обычно приглашали задолго. И у дам и у кавалеров были специальные записи танцев. У «имеющей успех» дамы было почти безнадежно просить какую-нибудь кадриль, а тем более мазурку или котильон, на самом балу: все было разобрано заранее. 

 
И вот как раз в этой книжечке - карнэ - были расписаны по порядку все танцы, которые будут на грядущем балу, и кавалер, подходя к даме, просит записать его имя на тот или иной танец. Вот как все сложно!

Бальная книжка - карнэ - была изящной и маленькой, умещалась на ладони. Обычно она имела серебряный, костяной или кожаный переплет с золотым тиснением, к нему подвешивали миниатюрный карандаш. Страницы были бумажные или костяные. Костяные книжки служили вечно, так как текст с них стирали резинкой или влажной тряпочкой. Карнэ носили на цепочке веера или пристегивали крючком к лифу бального платья. 
 
  

Сarnet de bal – дамский бальный блокнот для записи партнеров по танцам. В самом деле – как упомнить, кому был обещан следующий? Изящная серебряная или золотая, перламутровая или черепаховая, украшенная драгоценными камнями или росписью, со страничками из слоновой кости, на цепочке и с грифелем – хорошенькая дамская штучка, не иначе!

 

Позже появились карне попроще с бумажными страничками, но по-прежнему изящные и изысканные, и с прежней функцией – не дать даме перепутать кавалеров, память-то девичья! Итак, кому вы пообещали котильон?

 
Карнэ нередко представляла собой ювелирное изделие. Обложку украшали драгоценными камнями, перламутром, золотой монограммой, внутри книжечки было несколько «листочков», чаще всего из слоновой кости, на цепочке — карандашик, и при помощи специального колечка она крепилась к поясу бального платья. (Может оттого ее назвали карнэ, что по цвету она была перламутровой, костяной а значит близкой к телесному цвету. По английски carnation - это также телесный цвет, а еще красновато-розовый, как густой румянец засмущавшейся или запыхавшейся девушки).
 
 
 
 
 
Назначение этих книжек — не сбор доказательств успеха светских красавиц, напротив, они предостерегали их от промаха, от путаницы партнеров. В противном случае в свете мог затеяться страшный скандал, что не только лишало даму репутации, но и из-за него могли поплатиться карьерой ее ближайшие родственники.

Карнэ современных юных дам - это обычный мобильник, в памяти которого хранятся СМС-ки от потенциальных кавалеров. 

  
 
 
 
 
Иногда карне делали в виде веера
 
 
Иногда в виде портмоне
 

Портбукет

Оказывается в 1800-е года даме или девушке совершенно неприлично было явиться в свете без букета цветов в руках или волосах, либо прикрепленного к платью на груди или талии. Но цветы быстро вянут и как-то малоприятно танцевать на балу с завядшим букетиком, неважно в руках он или выступает как часть костюма.

К тому же стебли могут оставить неприятное пятно. Для выхода из столь щекотливого положения придумали портбукет – это специальный футляр или крохотная вазочка для букета (ведь цветы должны быть свежими!). Портбукет прикреплялся к корсажу или, снабженный изящной ручкой и шпилькой (чтобы цветы не выпали из футляра во время танцев), оставался в руках у дамы. Портбукет мог крепиться к браслету или небольшому колечку, чтобы дама не выронила его случайно в вихре бала.

Кстати цветы для бального букета подбирались особо в соответствии со словарем "языка цветов". Букет в руках у дамы говорил о многом: ноготки - кокетство; маргаритка - терпение, печаль; белая роза - невинность; тюльпан - гордость; фиалка - скромность и дружба; василек - верность, искренность; жасмин – непорочность. Даже самый обычный полевой цветок, оказывается, был совсем непрост!

В начале XIX века особое место занимали Александровские букеты – в них цветы были подобраны таким образом, что первые буквы их названий составляли имя русского императора Александра I:

  • Anemon – анемон,
  • Lilie - лилия
  • Eicheln - желуди
  • Xeranthenun - амарант
  • Accazie - акация
  • Nelke - гвоздика
  • Dreifaltigkeitsblume – виола (анютины глазки)
  • Epheu - плющ
  • Roze - роза

Портбукеты дожили до наших дней как атрибут свадебного наряда невесты (традиционный букет невесты) и костюма жениха (небольшой букетик в лацкане пиджака).

Это милый дамский аксессуар из далёкого и невозвратного элегантного прошлого. Портбукет — это изобретение, введенное в моду в эпоху Людовика XIV. Он представляет собой изящный держатель для живого букета цветов. Помимо эстетства и шика, у портбукета был ещё и практический смысл: эта небольшая вещица питала букет водой, чтобы он подольше выглядел свежим, и помогала прикреплять его к одежде, не пачкая её зеленью и пыльцой, или позволяла удобно держать букет в руках. Портбукет изготавливался из любых материалов: кости, хрусталя, драгоценных металлов — и предназначался как для украшения одежды, так и сам по себе мог служить отдельным аксессуаром.

Marotte

Еще одни атрибут бала – кукла Marotte. Это вечная компаньонка дам на балах XIX века на протяжении всего бального сезона. Изящная кукольная головка на специальной ручке и в пышном платьице-плаще, в складках которого пряталось музыкальное устройство, издающее приятную короткую мелодию при вращении ручки. Что же это за особенная кукла и зачем она нужна даме во время бала?

Такая игрушка являлась важным атрибутом дам XIX века на балах. Во-первых, маротки изящно дополняли костюм светских модниц. Кроме того, если девушке кто-то нравился, то она раскручивала куклу вокруг своей оси, одновременно в движение приводился музыкальный механизм с короткой мелодией. Многие барышни весьма игриво использовали маротте в качестве посредника для флирта с приглянувшимся поклонником. И у богатых были свои развлечения!

Первые маротте появились примерно в 1795 году и были очень просты — голова куклы делалась из папье-маше или дерева, имела какие-то определенные черты лица, часто — карикатуру известной личности, или же просто изображала шута (джокера). Яркая одежда заканчивалась внизу аппликацией из ткани или кружев с пришитыми бубенчиками. Mаротте брали на балы в качестве дополнения к костюму, причем, дополнения весьма игривого характера. Дамы очень любили своего маленького помощника по флирту, и куколка начала меняться в лучшую сторону — ее наряды стали более яркими, того же стиля, что и наряд хозяйки, а лицо часто напоминало ее фаворита.

К концу 19 века во Франции вместо головки куклы можно было увидеть фигурку танцующей женщины, но чаще в образе Marotte по-прежнему можно было узнать известную личность или… предмет страсти дамы с полным сходством с определенным кавалером.

В 1850-1870 годы эти безделушки назывались на французскии манер — Marotte, что в переводе буквально означает шутовскои жезл, увенчаныи гротескнои фигуркои или болванка для шляпы. Среди наиболее известных авторов Marotte во Франции были Fernand Gaultier, Malet-Noret, Marie. Некоторые французские фирмы заменяли головку на фигурку танцующей женщины.


Позже инициативу подхватили в Германии — там эти куклы выпускали такие фирмы, как Armand Marseille, Philipp Samhammer, Gottlib Zinner & Sohne of Schalkau и др. Кстати, многие из них шли на импорт во Францию. Marotte еще называли Сумасшедшая кукла (”poupee folie”), “Безрасудная голова” (Folly Head) “Вращающаяся музыкальная кукла” (Whirling Musical Doll) или в Германии- “флюгер” (Schwenker).

Marotte разлетелись по бальным залам Европы, приобретая другие имена: poupee folie – сумасшедшая кукла, follyhead - безрассудная голова, whirling musical doll - вращающаяся музыкальная кукла, schwenker - флюгер. Бальные куклы менялись вместе с развитием промышленности – папье-маше сменил фарфор и целлулоид, усложнился музыкальный механизм, пышнее и богаче становились костюмы кукол.

Marotte не канули в небытие – просто они перестали быть игрушкой для взрослых и перекочевали в детские ручки, став веселой и забавной игрушкой для малышей, переехав из бального зала в детскую комнату.

Вы поедете на бал?

Думаю.что каждой женщине,невзирая на возраст,положение,статус всегда приятно иметь  изящные женские безделушки,оригинальные в исполнении,которые приятно украшают нашу довольно непростую жизнь.

С праздником.дорогие подруги,пусть в вашей жизни Вас украшают только красивые вещи!

http://babiki.ru/blog/

http://imgculture.ru/tag/aksessuary/

http://iledebeaute.ru/

 etoya.ru

Рубрики:  МИР ЖЕНЩИНЫ/Женские секреты, милые вещицы
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку