Коннитива! При слове "маскировка" представляется этакий товарищ в камуфляжной одежде, в боевом гриме, сидящий в кустах со снайперской винтовкой. Конечно, у каждого этот образ свой, однако различия ассоциаций на эту тему не велики. Однако "слияние с окружающим фоном" - это далеко не единственный способ маскировки и избежания лишнего внимания.
Для выполнения тайных операций, становясь невидимым на глазах противника, ниндзя менял свой облик, сливаясь с толпой и стараясь полностью растворится в ней, благодаря изменению одежды, манеры поведения, внешних признаков той или иной профессии и т.д. Такое искусство получило название хэнсодзюцу 変装術 – или искусство изменения облика (лица). Является такая маскировка РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ.
Первая часть искусства изменения облика ниндзя (хэнсодзюцу 変装術) известна нам по описанию из «Сёнинки» 正忍記. Это т.н. Ситиходэ 七方出 или «Семь способов ходить».
Ситиходэ 七方出 включает в себя семь т.н. «личин», которые ниндзя должен был уметь использовать в той или иной ситуации. Все эти образы были достаточно обыденны для средневековой японской жизни и не привлекали никакого внимания со стороны окружающих. Ниндзя должен был в совершенстве владеть не только умением внешнего перевоплощения, т.е. соответствия внешнего вида создаваемого образа, но и владеть навыками, характерными для того или иного «образа». Монах сюккё должен был знать молитвы и сутры, а комусо – играть на флейте; акробат – уметь выполнить какой-либо трюк; ямабуси предсказывал погоду, гадал и знахарствовал; фокусник – должен уметь показать фокус…
Иными словами соответствие должно быть как можно более полным – иначе у ниндзя ничего не получится.
К образам ситиходэ относятся:
1. Комусо 虚無僧
Это священник религии фукэсю, который, как часть его религиозных убеждений, блуждал по всей Японии и собирал подаяние, нося глубокую соломенную шляпу (напоминающую корзину) и играл на сякухати (бамбуковой флейте).
2. Сюккё 出家
Человек, который оставил свой дом, чтобы изучать буддизм. Если он учился вне храма, он был сюккё, тогда как если он принадлежал к какому-либо храму, он назывался сорё. Также ходил по населенным пунктам и собирал подаяние.
3. Ямабуси 山伏
Последователь учения сюгэндо, который обычно практиковал свою религию где-то на склонах гор. Обычно в его руках был посох с колокольчиками (бутоку-дзё).
4. Сёнин 商人
Странствующий торговец, который также именовался госёнин. Носил с собой товары, подобно отечественным коробейникам.
5. Саругакуси 猿楽師
Путешествующий актёр, который, играя на музыкальных инструментах, развлекал публику. Также мог иметь дрессированную обезьянку, умел выполнять «волшебные» трюки и т.д. Обычно он носил головной капюшон (дзукин).
6. Хокаси 放歌師
Другой тип путешествующего актера, который чаще всего был танцором.
7. Цунэ но гата 常の形
Обычный горожанин, иногда самурай, иногда ронин, но чаще - простой фермер или ремесленник, слуга или служанка и т.д.
Для того, чтобы максимально эффективно использовать техники ситиходэ 七方出, ниндзя разработали три основных группы методов, получивших название Санпо гата (三法型):
Санпо гата рассматривает:
1. Методы гримировки лица
2. Методы изменения тела
3. Методы внешнего изменения пола
Помимо ситиходэ 七方出, в «Сёнинки» 正忍記 перечислены еще пять вариантов маскировки ниндзя:
красивая женщина или красивый мужчина;
дворянин (принадлежащий к сословию знати);
горный отшельник (возможно, мастер чайной церемонии, икебана и др.);
сельский певец или танцор;
художник (каллиграф или живописец).
Согласно Сёнинки, используя эти пять методов, можно «легко обмануть врага».
Несколько советов по изменению облика, которые можно найти в исторических записях об искусстве хэнсодзюцу:
Изменение черт лица при помощи выщипывания бровей и рисования их в другом месте (немного выше), используя для этого порошок, которым чернили зубы; вычернить зубы и переодевшись в женское платье, изобразить замужнюю даму;
Измазать сажей лицо, чтобы стать похожим на бродягу или нищего;
Распустить волосы (или вообще обрезать хвост волос на макушке) и взять концы волос в рот, чтобы изобразить сумасшедшего или, в ином случае, призрака. В последнем случае можно было зачернить лицо при помощи туши;
Чтобы изобразить на лице свежий шрам от удара мечом, смешивали красную пудру и чёрную тушь и густо наносили полосу этой кашицы на лицо – при высыхании это напоминало заживающий струп;
Чтобы изобразить синяки или ушибы, смешивали белую пудру и измельчённую кору или синюю глину;
Чтобы изобразить тяжелобольного, ниндзя не спал и постился несколько дней, использовал прижигания мокса по всему телу, не расчесывал волосы и не умывался.
Не бреясь и не состригая ногтей в течение нескольких месяцев, ниндзя мог легко изобразить больного затяжной болезнью, особенно в сочетании с предыдущим способом;
Чтобы изобразить слепого, ниндзя брал плёнку от рыбьего пузыря (обычно, морского леща) и вставлял его кусочки в один или оба глаза, изображая бельма.
Стрижка ёмогами (или сихохацу) – это обычная стрижка как для мужчин, так и для и женщин невысокого общественного положения тех времен (внешне она напоминает «конский хвост», поднятый на макушке). Обычно ниндзя постоянно сбривали бакенбарды, и могли легко перевоплотиться в женщину, немного изменив стиль причёски и переодевшись.
Очень важно для изменения облика не только загримировать лицо или сменить одежду, но и изменить походку, манеры и голос.
Необходимо было также «поместить сердце» в исполняемый образ, поверив в себя и действуя максимально искренне. Только так ниндзя мог быть уверен в том, что его личина не будет раскрыта и задание будет выполнено.
Другая разновидность маскировки - это непосредственно БОЕВАЯ маскировка. Называется она Пятью методами камуфляжа - го-тон-но-дзюцу.
1. Использование Дерева, то есть растительности, (моку-тон).
Маскировка в траве (куса-гакурэ). Высокая - выше человеческого роста - трава и низкорослые кустарники, которыми изобилуют равнины Японии, всегда служили идеальным прикрытием для маневров. Даже среди бела дня в такой траве можно было ходить незамеченным. Кроме того, при длительном наблюдении ниндзя мог сам "превратиться" в пышный зеленый куст или в болотную кочку, увенчанную бурым мхом.
Маскировка "Сокрытие барсука" (тануки-гакурэ). Здесь предполагалось использование деревьев в разных качествах. К примеру, можно было надежно укрыться от посторонних глаз в дупле старого дерева, незаметном снизу. Можно было просто спрятаться в раскидистой кроне или взобраться на дерево и, пока преследователи замыкают кольцо окружения, воспользоваться лианами или заранее натянутыми веревками, чтобы перебраться в безопасное место.
Также тануки-гакурэ - метод передвижения:
1.Контролируй равновесие, позволяя телу "тонуть" и быть поддерживаемым предельно расслабленными коленями.
2.Синхронизируй дыхание с движениями. Неосознанная задержка дыхания может произвести нежелательное напряжение мышц, после чего может произойти резкое "хватание" воздуха при случайном шорохе или потере равновесия.
3.Воспринимай все вокруг в совокупности; не концентрируй излишнего внимания на своих ногах, а то можешь пропустить появление чужого.
4.При движении используй каждый сустав, стараясь, чтобы движение мягко перетекало от ступней к коленям и бедрам при ходьбе. Избегай опасной привычки к прямым коленям и к хождению на прямых ногах от бедра.
5.Перенеси свой вес и зафиксируй равновесие на одной ноге, пока перемещаешь другую. Когда требуется полная тишина, избегай одновременного распределения веса по обеим ногам.
6.Перед тем, как перенести вес на другую ногу, поводи руками перед торсом и сбоку, одна повыше, другая пониже, для проверки равновесия.
7.Замри на месте, если почувствуешь, что производишь слишком много шума. Прислушайся к звукам, говорящим, что ты, возможно, выдал себя: движения других людей или, напротив, прекращение всяких посторонних шорохов. Немного просядь в коленях с одновременным расслаблением мышц. Сделай глубокий вдох и медленно выдохни, чтобы расслабиться еще больше. Держи паузу так долго, как необходимо для того, чтобы вернуть равновесие и убедить вероятных слушателей в том, что они ничего не слышали.
8. Будь как можно более терпелив и спокоен. Если скорость перемещения не важна, растягивай его по возможности дольше. Нетерпение и вызываемые им поспешные движения представляют собой величайшую опасность для того, кто должен двигаться бесшумно и незаметно.
9. Твои движения должны соответствовать твоему окружению. Не скрывай своих перемещений больше, чем следует, если понимаешь, что поблизости появятся другие, которые смогут тебя если не услышать, то увидеть. Полная тишина, возможно, и не потребуется, если перемещаешься по лесной или густонаселенной местности, где общий шум есть естественная часть окружения. Понимай также, что передвижения согнувшись и ползком бывают единственной возможностью пройти незамеченным в некоторых местах.
2. Использование Огня (ка-тон).
Отвлекающий поджог (хи-цукэ). Это надежное средство применялось очень часто с целью нанести ущерб противнику и в то же время отвлечь его от той трассы, по которой собирался следовать ниндзя.
Ручные гранаты или бомбы со вспышкой (хи-дама). К ним прибегали по необходимости избавиться от настигающей стражи; иногда их подбрасывали или подкладывали в все костер или жаровню. Убойная сила этих адских машин была невелика, но зато очень велик был шоковый эффект.
Сигнальные петарды (райка-дама) обычно раскладывались вокруг лагеря или вокруг пункта диверсии и приводились в действие при помощи системы шнуров, за которые неизбежно цеплялся вражеский лазутчик или часовой.
Ядовитые и слезоточивые газы для прикрытия (докуэн-гакурэ) давали хороший результат, как при отступлении, так и при необходимости бесшумно умертвить, или парализовать несколько человек в закрытом помещении.
"Дьявольское пламя" (ониби-гакурэ) представляло собой простейший иллюзионный трюк с выдуванием огня. Ниндзя, демонстрирующий ониби в уродливой маске черта, зачастую обращал в паническое бегство преследователей.
3. Использование Земли и связанных с землей объектов (стен, камней, изваяний и т.п.) (дзи-тон).
Маскировка "Сокрытие тритона" (имори-гакурэ) заключалась в умении "прилипнуть" к стене, скале или земляной куче, полностью слившись с поверхностью.
"Сокрытие пугала" (какаси-гакурэ) предполагало умение имитировать в темноте или полумраке контуры привычных предметов ландшафта: огородного пугала, статуи, каменного фонаря в парке и т.п.
По "Сокрытию перепёлки" (удзура-гакурэ) следовало, сжавшись в комок, прижаться к земле, изображая кочку или камень.
4. Использование Металла, то есть изделий из металла для отвлечения внимания, (кин-тон).
Создание ложных шумов в каком-нибудь дальнем углу замка с помощью размотанной бечевы (кама-гакурэ) (от слова кама металлическая домашняя посуда). Заслышав бряцание железа, стража бросалась на звук, оставляя открытым проход во внутренние покои.
Бросание медных монет (до-гакурэ) часто помогало избавиться от погони на людной улице. Швыряя один за другим крупные медяки, убегающий от преследователей создавал ажиотаж среди зевак и нищих, которые ловили монеты, а заодно мог подбить глаз наиболее рьяному преследователю.
5. Использование Воды (суй-тон).
Мы уже знаем, что тренированный ниндзя чувствовал себя в воде как рыба. Самыми популярными способами маскировки были:
"Сокрытие черепахи" (камэ-гакурэ), дающий возможность длительного пребывания под водой с дыхательной трубкой;
"Сокрытие в водорослях" (укигуса-гакурэ), которое позволяло, например, плыть по течению реки незамеченным.
И последний, самый жестокий метод маскировки. Если агент (а ниндзя вполне можно называть спецслужбой) всё-таки попадался, то он безжалостно уродовал своё лицо, дабы лишить противника возможности опознать себя.