Переправа через реку
Один суфийский ученик пожелал узнать, почему ему не только приходится каяться, но впоследствии также раскаиваться в своем раскаянии. Что ж, сказали ему, раскаяние до некоторой степени человеку доступно, но нужно выскользнуть из самоцентрированности, и для этого предназначено раскаивание в раскаянии. А почему не сделать это за один раз? Вот здесь и приходит на помощь следующая история:
Ситуация с раскаянием напоминает случай с человеком, которому надо было переправиться через реку с волком, козой и капустой, однако места в лодке было только на двоих.
Решение таково: сначала он перевозит на другой берег козу и там ее оставляет, затем перевозит волка. Далее, возвращается с козой за капустой. Оставляет козу и перевозит капусту. В конце концов, возвращается за козой.
Объяснение такого вида лежит посередине между разъяснением и аллегорией: является неким эквивалентом.
Конечно, иногда за таким объяснением следуют лишенные чувства юмора попытки добиться дальнейших разъяснений истории. Например:
В: "А нельзя ли было связать веревкой волка и козу ?"
О: "Если бы у него была веревка, не было бы истории. Если бы ученики могли учиться, как они считают, без учителей, дающих им структуры, - не было бы нужды в мастере!"
Из книги И.Шаха "Особое озарение ", перевод Х.Б.Номадова