Венеция – самый странный и непонятный город в мире.
Возникший на топких, болотистых островах, город не просто влачил обычное существование прибрежного торгового портика, но стал одной из самых могущественных и ярких империй раннего средневековья.
Венеция – это 118 разбросанных в лагуне островов, которые люди не просто соединили мостами и переправами. Острова срослись в единый организм, превратились из обособленных клочков суши в целостный и восхитительный город.
Многовековая история успеха Венеции позволила городским властям вкладывать очень большие по тем веменам деньги в обустройство и архитектуру города.
С этого наследия сегодня снимают дивиденды местные жители, встречая и обслуживая миллионы туристов, желающих своими глазами увидеть рукотворное чудо.
Но этот сайт не о дне сегодняшнем Венеции. Это экскурсия в прошлое города, в историю Италии.
Кому-то покажется странным, что от Венеции мы обратились к Петербуру. Но разве не Петербург со времн Петра 1 называли Северной Венецией?
И, хотя царь пытался придать городу именно такой облик, но системы каналов не получилось, зато в целом Санкт-Петербург значительно превзошел своего итальянского тезку. Не удивительно, что общий поток туристов в наш город уже намного выше, чем в Венецию. Поэтому нужно указать, где можно остановиться именно гостям Питера. тут можно организовать бронирование гостиницы петербурга в центре и по бюджетным вариантам.
_________________________
Венеция находится в 4 км от берега на архипелаге, насчитывающем более сотни островов, расположенных в живой лагуне (воды ее ежедневно очищаются при отливах и приливах); западнее находится мертвая лагуна со стоячей водой, где для людей жизнь невозможна.
____________________________
В XII—XIII вв. Венецианская республика сделалась столь богатой, что сочла возможным позаботиться о своих бедняках, которых у нее насчитывалось немало.
Забота выразилась в том, что на государственные средства стали строить жилые дома; некоторые из них сохранились. Это прямоугольные в плане здания, повернутые торцовой стороной к воде; внутри находятся либо отдельные квартиры, либо — для особо бедных — комнаты, сгруппированные вокруг холла и лестницы.
Венеция играла активную роль в международной политике: в 1167 году она вошла в состав Ломбардской лиги, созданной североитальянскими городами для борьбы с императором Фридрихом I Барбароссой; папа Александр III также был врагом императора, который противопоставлял ему другого папу—Пасхалия III.
В 1176 году император, потерпев поражение в битве при Леньяно, оказался вынужден вступить в переговоры с лигой и Александром III. Летом 1177 году в Венеции противники заключили мир, а в преддверии собора св. Марка Фридрих I преклонил колени перед папой-победителем; император, правда, сказал при этом, что падает ниц не перед папой, а перед святым Петром, на что папа рассудительно ответил: «И предо мною, и пред Петром».
В память об этом триумфе церкви вмуровали плиту из красного камня в пол на том месте, где свершилось коленопреклонение.
______________________________________
Венеция и Россия
Венеция, ведя широкую торговлю, охотно поддерживала отношения со многими странами, в том числе и с далекой Русью. Венецианские купцы, славившиеся своей энергией и деловой хваткой, уже в XIII веке добрались до Киева.
В XV веке у процветающей Венеции появляется грозный соперник на востоке — турки; с ними она ведет войну в 1463—1479 годах и вступает в переговоры с великим князем Московским Иваном III, надеясь обрести в нем союзника против серьезного врага.
Венецианский посол А. Контарини в 1476 году посетил Москву, где его хорошо приняли. Россия была заинтересована в расширении связей с Венецией, и там побывал посол от Ивана III Семен Толбузин.
Завязавшиеся дипломатические отношения способствовали тому, что из Венеции в Россию поехали мастера строительного и пушечного дела. При Иване Грозном венецианские купцы пользовались правом торговли не только в Москве, но и во многих других городах (Пскове, Новгороде, Смоленске, Казани, Астрахани).
В XVII веке политическая ситуация сложилась настолько не в пользу Венеции, что она отправила своих послов в Россию за помощью. В 1655 году они прибыли в Москву во главе с Альберто Вимина да Ченеда и обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой, чтобы он приказал донским казакам напасть на Турцию, с которой Венеция вела нелегкую войну; кроме того, ее купцы желали получить право вольной торговли в Архангельске.
Россия не стала затевать войну с Турцией ради спасения далекой Венеции, однако охотно предоставила ее купцам право торговли и решила сама снарядить посольство, чтобы попытаться занять денег у «Жемчужины Адриатики», славившейся своим богатством.
В мае 1656 года было отдано распоряжение отправить стольника и Переславского наместника Ивана Чемоданова вместе с дьяком Алексеем Посниковым в «государеву службу в немцы в виницейскую землю ко Францышкусу князю Молину в посланниках».
Послы покинули Москву в июле и прибыли в Венецию в начале января следующего года, где их встретил Альберто Вимина да Ченеда и сообщил, что «прежнего князя Францышкуса волею божией не стало, а после-де его нынешний князь уже третий».
Русские послы просидели в Венеции до 1 марта, но так и не смогли получить желанных денег, ибо официальные лица после долгих раздумий дали такой ответ: «Уже тринадцатый год, как мы воюем с турками; разум наш и охота не ослабевают, но казне убыток большой, и потому с прискорбием должны отказать царскому величеству; надеемся, что, узнавши бедность нашу, он не прогневается на нас».
Иван Чемоданов искренне изумился, когда венецианцы сказали ему, что их дож «дел не делает и не ведает ничего». В разговоре с Альберто Вимина Чемоданов заявил: «Коли уж князь ваш не делает ничего, а государство свое правите вы, вам бы следовало в листе к царскому величеству имена свои описать вместе с князем, а то имен ваших в листу не написано». Так и вернулись в Москву послы ни с чем.
______________________________________________
Дворец Дожей
В XV—XVI веках продолжались работы по строительству дворца Дожей. В 1430—1440-х годах у самого края западного фасада рядом с собором святого Марка построили богатый готический парадный вход во дворец, который стали называть. Порта делла Карта (Врата Бумаги) или потому, что рядом находился архив, или по той причине, что здесь поблизости имели обыкновение сидеть писцы, составлявшие деловые бумаги для частных лиц. Над входом помещена скульптурная группа работы Антонио Бреньо: перед крылатым львом на коленях стоит дож Франческо Фоскари (1423—1457); это был крупный государственный деятель, отличавшийся умом, энергией и смелостью.
Внешне дворец Дожей поражает красотой своих светлых стен и ажурных галерей, однако дух жестокого средневековья присущ и ему.
Здание не выглядит как крепость, но в действительности является ею. Оно имеет только один коридорообразный вход, который ведет во внутренний двор, где на всякий случай имеется два колодца (их бронзовые обрамления сделаны в середине XVI веке).
На другом берегу узкого канала в XVI в. построили здание тюрьмы, но «ради приличия» украсили его роскошным фасадом. Между дворцом и тюрьмой (Приджони) соорудили изящно изогнутый крытый мостик, парящий в воздухе, который получил название Ponte dei Sospiri — «Мост Вздохов», ибо осужденный в последний раз видел небо через его зарешеченные окна (Приджони и Мост Вздохов построены по проекту Антонио да Понте).
Светлый фасад дворца, выходящий на Пьяцетту, также имеет мрачную деталь: во втором ярусе девятая и десятая колонны слева сделаны из мрамора более густого, красноватого оттенка — между этими колоннами объявляли смертные приговоры.
В XV—XVI веках завершили отделку дворовых фасадов, а в 1554 году на верхней площадке парадной лестницы, ведущей на второй этаж, установили огромные мраморные статуи Марса и Нептуна, созданные Якопо Сансовино, и лестницу стали называть Лестницей Гигантов; под нею находились тюремные камеры, а на ее верхней шющадке совершались торжественные церемонии венчания дожей; в прошлом один из них, непокорный Марино Фальер, был обезглавлен на средней площадке лестницы (это случилось в 1355 г.).
В XVI веке во дворце Дожей построили Золотую лестницу, по которой имели право входить во дворец из галереи второго этажа только те венецианцы, чьи имена значились в Золотой книге .
Внутренние помещения дворца Дожей были богато украшены картинами крупнейших мастеров, в том числе и Тициана. 20 декабря 1577 года в здании случился грандиозный пожар, и все его залы сгорели; их пришлось отделывать заново.
_________________________________________________________
Архитектура Венеция
Наиболее древние здания сохранились на Торчелло, острове, который называют «Матерью Венеции», потому что он был заселен еще в V—VI вв. и со временем сделался торговым центром островной жизни.
В VII в., когда каменное строительство в Италии прекратилось почти повсеместно, а великий Рим продолжал погружаться в трясину варварства, богатые жители Торчелло построили у себя кафедральную церковь Санта Мария Ассунта — трехнефную базилику, разделенную двумя продольными рядами великолепных колонн (в XI—XII вв. ее перестроили). Внутреннее помещение украшено мозаиками в византийском вкусе. Около собора сохранились остатки баптистерия VII века с колокольни открывается прекрасный вид на лагуну и острова.
Поблизости находится церковь Санта Фоска, основание которой относится к VII—VIII веков; это крестовокупольное здание меньших размеров, чем собор, перестроенное в XI—XII вв. Церковь окружена с пяти сторон арочными портиками на колоннах из греческого мрамора; ее купол не сохранился (сейчас можно видеть его невысокий широкий барабан, почти плоско перекрытый черепицей). Этот остров прозвали «Маленькой Византией» за художественный облик его зданий.
На Торчелло всегда была жива память об Аттиле, прозванном «бичом божиим», и, хотя он на островах лагуны никогда не был, там до сих пор показывают каменное кресло, называя его троном Аттилы (вероятнее всего, это кресло принадлежало епископу, имевшему здесь резиденцию).
«Мать Венеции» и «Маленькая Византия», население которой сократилось теперь до ста человек, превратилась в тихий и зеленый уголок, овеянный спокойствием и поэтичностью; здесь, находя спасение от бурного ритма современного города туристов, писал Э. Хемингуэй свой роман о Венеции «За рекой в тени деревьев».
В VII веке жители другого острова — Мурано — воздвигли у себя церковь Санти Мария э Донато (ее тоже перестроили в XII в.): это кирпичная трехнефная базилика с колоннами из греческого мрамора; ее шестигранная алтарная абсида окружена двумя ярусами перспективно сокращающихся арок на тонких сдвоенных колоннах.
_______________________________________________________
Фактическая независимость
К началу IX века островитяне смогли в значительной мере избавиться от зависимости от Византии.
Внешним выражением фактически обретенной самостоятельности явилось то, что Венеция, центр которой располагался теперь на Риальто, приобрела собственного святого покровителя — евангелиста Марка.
Как гласит легенда, св. Марк, возвращавшийся морем из Аквилеи, где проповедовал новую веру, был застигнут бурей и нашел приют на одном из островов лагуны; во сне явился ему ангел и предрек, что здесь суждено ему обрести вечный покой.
До IX века мощи св. Марка находились в Александрии. Венецианские купцы сумели тайно вывезти их под видом товара. Их прибытие в Венецию в 828 году стало важнейшим событием в политической жизни города. Крылатый лев, символ св. Марка, отныне навсегда сделался символом Венеции. При доже Юстиниане Партециаке (827—829) в самом центре города около площади, за которой впоследствии укрепилось название Пьяцца Сан Марко, рядом с церковью св. Федора начали строить церковь в честь нового святого: ни одно из этих древнейших зданий на Риальто не сохранилось. Церковь св. Марка сгорела в 976 году, когда вспыхнуло восстание против дожа Петра Кандиана IV (впоследствии власть знати настолько окрепла, что пламя междоусобий более не полыхало в городе на воде).
При доже Петре Транденике (836—864) произошли важные события: начало строительства торгово-военного флота, освобождение от Византии и договор с франками (венецианцы получили право торговли и свободного передвижения по землям и рекам франков).
__________________________________________________________________
Возникновение города Венеция
В названии «Венеция» сохранилось имя древнего племени вёнетов, или энетов, которые населяли Северную Адриатику во второй половине II тысячелетия до н. э.
Название местности — Венеция — сделалось именем города на воде только в XIII в. н. э.
В области Венеция существовало несколько римских городов: Аквилея, основанная в 181 г. до н. э., Опитергий (современный Одерцо), Тарвизий (современный Тревизо), Альтин (современный Альтино), Патавий (современный Падуя) и др.
В 452 году, когда угасающая Западная Римская империя уже утратила свою военную мощь, Аквилею и другие города области Венеции захватили и разграбили дикие гунны, под предводительством грозного Аттилы.
Часть местного населения в ужасе бежала от варваров на острова живой лагуны, где с незапамятных времен находились скромные хижины бедных рыбаков, добытчиков соли и охотников на водных птиц. В период раннего средневековья островное население неоднократно пополнялось беженцами из Пармы, Мантуи, Феррары, Флоренции, Болоньи, Равенны, Пизы и многих других городов не только Италии, но и Восточной Адриатики.
В 568 г., когда Италия подверглась опустошительному нашествию лангобардов, патриарх Павлин со всеми святынями и церковными сокровищами бежал из Аквилеи и обосновался со своей патриархией на маленьком островке Градо; тогда же переместились на острова епископства из других городов (из Альтина на Торчелло и т. д.). Этот год условно может считаться датой возникновения Венеции.
________________________________________________________________
Остров Ринальто
В 811 году резиденция дожей переместилась на Риальто, крупный остров-архипелаг, пересекаемый широким и глубоким протоком в форме перевернутой латинской буквы S (отсюда и его название, от латинского rivus altus — «проток глубокий»; в итальянском оно преобразовалось в rio alto).
Риальто — так назывался островной город вплоть до XIII в. Сейчас имя Риальто сохранил главный мост через этот проток, именуемый Большим каналом (Canal Grande).
Первым дожем, обосновавшимся на Риальто, был Агнелл Партециак (811—827). Тогда же здесь было образовано епископство Оливоло, небесным покровителем которого стал византийский святой Федор. На маленьком островке на краю архипелага в 820—836 годах построили кафедральную церковь Сан Пьетро ди Кастелло (она сохранилась в сильно перестроенном виде).