Цитата сообщения Matrioshka
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 4.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4121/86441892.466/0_b8ae6_b1d84ab0_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6447/86441892.466/0_b8ae9_4186f42e_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4125/86441892.466/0_b8ae7_7e1436df_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4117/86441892.42b/0_b3284_b98da270_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6507/86441892.42a/0_b3250_41994af4_XL.jpg)
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Зал 16
Романтическое мировосприятие, вошедшее в художественное сознание в начале XIX века, сыграло огромную роль в русской пейзажной живописи и графике.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4117/86441892.466/0_b8b10_5752e8eb_orig.jpg)
Прежде не замечаемые уголки простой природы, неожиданные ракурсы, бытовая и свето-воздушная среда, окружающая великие памятники искусства, нередко становятся источниками вдохновения для русских художников.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4130/86441892.466/0_b8b11_21cd129_XL.jpg)
![DSC_0071 DSC_0071](//img-fotki.yandex.ru/get/5634/86441892.466/0_b8b12_3a1bbd38_XL.jpg)
Сильвестр Щедрин (1791–1830), работавший в Италии, создал поэтичные и одухотворенные виды Рима, Неаполя, Сорренто и других мест. Настроениями печали, радости, томления окрашены пронизанные солнцем и воздухом изображения римских окраин, написанные Михаилом Лебедевым (1811-1837).
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6441/86441892.466/0_b8aff_31f2ad0f_orig.jpg)
Сильвестр Щедрин. Водопад в Тиволи близ Рима
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5630/86441892.466/0_b8b00_feb08499_XL.jpg)
Сильвестр Щедрин. Колизей в Риме
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5638/86441892.466/0_b8b01_22415018_XL.jpg)
Сильвестр Щедрин. Малая гавань в Сорренто близ Неаполя
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4123/86441892.466/0_b8b02_c9acc62c_XL.jpg)
Сильвестр Щедрин. Озеро Альбано в окрестностях Рима
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4120/86441892.466/0_b8b05_feb7f2b0_XL.jpg)
Сильвестр Щедрин. Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5630/86441892.467/0_b8b18_a8b55f0_XL.jpg)
Сильвестр Щедрин. Вид Сорренто близ Неаполя. 1825
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6432/86441892.466/0_b8b04_2c5534a6_XL.jpg)
Сильвестр Щедрин. Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5635/86441892.466/0_b8b06_adcf892f_XL.jpg)
Сильвестр Щедрин. В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4133/86441892.466/0_b8b07_d6ea599a_orig.jpg)
Лебедев Михаил Иванович. Аричча близ Рима
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4129/86441892.466/0_b8b08_e7cb43f8_XL.jpg)
Лебедев Михаил Иванович. Вид в парке
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4137/86441892.466/0_b8b09_7c689ad_XL.jpg)
Лебедев Михаил Иванович. Вид Кастель-Гандольфо близ Рима
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4126/86441892.466/0_b8b0a_92245e17_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5642/86441892.466/0_b8b0b_1af02dd7_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4129/86441892.466/0_b8b0c_78082931_XL.jpg)
Зал 17
Первая половина XIX века была наполнена в России событиями мирового значения. Главное из них, конечно, война с наполеоновской армией, начавшаяся в середине 1800-х и завершившаяся в 1814 году триумфальным шествием российских войск по Парижу. Война закончилась победой русской армии и оставила глубокий след, отразившийся на мировоззрении целого поколения. Искусство первых двух десятилетий XIX века прямо или косвенно выражало настроения в обществе.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6436/86441892.467/0_b8b2a_ffe8846e_XL.jpg)
В зале можно увидеть произведения Ореста Кипренского (1782–1836) – крупнейшего мастера романтического портрета. Среди них – портреты отца художника А.К.Швальбе (1804) и датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1833).
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5642/86441892.467/0_b8b19_3b51a6a4_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4115/86441892.467/0_b8b1a_c5d14946_orig.jpg)
Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6435/86441892.467/0_b8b2b_60850fb3_orig.jpg)
Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена
В 1809 году Кипренским написан "Портрет Евграфа Давыдова", ставший своеобразным символом раннего русского романтизма.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6430/86441892.467/0_b8b1c_979cb7c3_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5641/86441892.467/0_b8b1b_94bd8c77_orig.jpg)
Портрет Евграфа Давыдова
Мечтательность и гордость, естественность и театральность, совмещаясь в образе Давыдова, передают мироощущение и манеру поведения, весьма распространенные в русском обществе периода наполеоновской кампании.
![Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru ) Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru )](//img-fotki.yandex.ru/get/5644/86441892.467/0_b8b1d_141f068f_orig.jpg)
Автопортрет в розовом шейном платке
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6439/86441892.467/0_b8b1e_23cc106b_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6442/86441892.467/0_b8b1f_9a3e6d71_orig.jpg)
Портрет Олимпиады Александровны Рюминой, рожденной Бороздиной, жены И.Г. Рюмина
![Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru ) Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru )](//img-fotki.yandex.ru/get/5644/86441892.467/0_b8b20_ac4d6c70_orig.jpg)
Молодой садовник
![Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru ) Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru )](//img-fotki.yandex.ru/get/6438/86441892.467/0_b8b21_7376796c_orig.jpg)
Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809
![Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru ) Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru )](//img-fotki.yandex.ru/get/6444/86441892.467/0_b8b22_36eede3a_orig.jpg)
Портрет Е.С.Авдулиной
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6436/86441892.467/0_b8b23_920c32a_orig.jpg)
Портрет Николая Ивановича Перовского, феодосийского градоначальника, затем причисленного к Коллегии иностранных дел
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4132/86441892.467/0_b8b24_878a9468_orig.jpg)
Портрет танцовщицы Екатерины Александровны Телешевой в роли Зелии
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4124/86441892.475/0_b9567_2fa93da3_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4126/86441892.467/0_b8b26_10196963_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6428/86441892.467/0_b8b27_fb0715c7_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6444/86441892.467/0_b8b28_ee4c5b4b_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4116/86441892.467/0_b8b29_f98e86b2_XL.jpg)
Зал 18
Представленные в данном зале произведения П.А. Федотова отражают важный этап в развитии русской жанровой живописи середины XIX века. Повышенный интерес к сюжету, взятому непосредственно из жизни, характерен для всей демократической культуры того времени. В изобразительном искусстве, литературе, музыке, театре обозначились аналогичные процессы: маленькие полотна П.А. Федотова сродни ярким в бытовых подробностях и образных характеристиках повестям Н.В. Гоголя и пьесам А.Н. Островского, театральным представлениям-монологам М.С. Щепкина и песням А.С. Даргомыжского.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5624/86441892.46d/0_b8e41_c537ff4c_XL.jpg)
Все холера виновата
Павел Федотов открыл и сделал достоянием искусства жизнь так называемого третьего сословия – военных чиновников, разного городского люда. Жизненные ситуации, изображенные художником, перестают быть просто предметом описания, рассказа. Почти каждая его живописная «повесть» имеет подтекст социального характера. Ранние произведения мастера отличает юмор с долей назидательности и добрая насмешливость. Таков, принадлежащий Русскому музею вариант картины «Сватовство майора», созданный Федотовым в 1851 году.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6445/86441892.46d/0_b8e3d_e2b444e3_XL.jpg)
П.А. Федотов. Сватовство майора
В поздних работах – «Вдовушка», «Офицер и денщик» – художественный язык живописца обретает метафоричность, начинает звучать нота трагического одиночества и обреченности.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6434/86441892.46d/0_b8e3e_40b838a8_orig.jpg)
Вдовушка
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5642/86441892.46d/0_b8e3f_23957a31_orig.jpg)
П.А. Федотов Офицер и денщик
Отдельную страницу творчества П.А. Федотова составляют портреты, техникой исполнения близкие к миниатюрной живописи. К лучшим произведениям портретного жанра принадлежит «Портрет Н.П. Жданович за клавесином».
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4115/86441892.46d/0_b8e45_8fe291bb_orig.jpg)
Портрет Н.П. Жданович за клавесино
Своим творчеством Федотов, а вслед за ним и другие художники-жанристы 1840–1850-х годов проложили своеобразный мостик между искусством первой и второй половины XIX века.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5643/86441892.46d/0_b8e44_5522a849_orig.jpg)
Портрет Егора Гавриловича Флуга
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4118/86441892.46d/0_b8e40_c46fc847_XL.jpg)
Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5630/86441892.46d/0_b8e42_32e4ccb2_XL.jpg)
Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6443/86441892.46d/0_b8e47_1c827e8c_orig.jpg)
Портрет O. И. Демонкаль
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5626/86441892.46d/0_b8e46_aaca8d9e_orig.jpg)
Портрет H. П. Чернышовой
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5633/86441892.46d/0_b8e48_7a5aef5b_orig.jpg)
Портрет Елизаветы Петровны Жданович(1792-1858)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5628/86441892.46d/0_b8e49_a32eb2d5_orig.jpg)
Портрет М. И. Крыловой
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4115/86441892.46d/0_b8e4a_67a21b6c_orig.jpg)
Портрет М. П. Дружининой
Зал 19
А.К. Саврасов (1830-1897) явился одним из создателей русского лирического пейзажа, сумевшим раскрыть в своих картинах связь природы с духовной жизнью человека.
1870-е годы были для художника порой наивысшего творческого расцвета. К этому времени и относится большинство его произведений, представленных в Русском музее.
Лучшие пейзажи, созданные в этот период, − «Оттепель. Ярославль», «Весна. Вид на Кремль», «Разлив Волги под Ярославлем», − представляют собой небольшие картины, похожие по свободной манере живописи на этюды.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4125/86441892.46d/0_b8e7d_2c2ae2ef_XL.jpg)
А.К. Саврасов Оттепель. Ярославль
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6428/86441892.46d/0_b8e82_8fcbb304_orig.jpg)
А.К. Саврасов. Вид на Московский Кремль. Весна
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5636/86441892.46d/0_b8e7c_5629a226_XL.jpg)
А.К. Саврасов. Разлив Волги под Ярославлем
Очарование этих полотен заключается не в изображенном сюжете, а в тонко и поэтично раскрытом внутреннем состоянии природы. Художника привлекали мотивы, позволяющие воспроизвести переходные моменты жизни, красоту неуловимого мгновения.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5636/86441892.46d/0_b8e7e_2c097e91_XL.jpg)
А.К. Саврасов. Закат над болотом
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6438/86441892.46d/0_b8e7f_4eb9d568_XL.jpg)
А.К. Саврасов. Радуга
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4117/86441892.46d/0_b8e80_fcb1c00b_XL.jpg)
А.К. Саврасов. Степь днем
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4133/86441892.46d/0_b8e81_d115d221_orig.jpg)
А.К. Саврасов Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4129/86441892.46d/0_b8e83_187a2233_orig.jpg)
А.К. Саврасов. Дорога в лесу
Саврасов оказал большое влияние на русских пейзажистов конца XIX – начала XX века. После смерти мастера И.И.Левитан сказал, что «Саврасов создал русский пейзаж».
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5641/86441892.46d/0_b8e84_cd04376f_XL.jpg)
А.П.Попов (Московский)(1835-не ранее89). Москва. Берег Яузы. 1860
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5632/86441892.46d/0_b8e85_7aefdbc_XL.jpg)
Л.Л.Каменев (1833-1886). Вид из окрестностей села Поречье. 1869
Зал 20
Значительная роль в развитии русской пленэрной живописи принадлежит и Ф.А. Васильеву (1850-1873). Современники видели в нем художника, который мог бы совершить переворот во всей пейзажной живописи, если бы не его ранняя смерть, последовавшая в 23 года. За свою короткую творческую жизнь, продолжавшуюся, по сути, всего пять лет, Федор Васильев оставил богатое художественное наследие, насчитывающее большое количество рисунков, акварелей и живописных произведений.
![Цифровая репродукция этой картины находится в интернет-галерее http://gallerix.ru Цифровая репродукция этой картины находится в интернет-галерее http://gallerix.ru](//img-fotki.yandex.ru/get/4133/86441892.46d/0_b8ea2_57e71d30_XL.jpg)
Деревня. 1869
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6430/86441892.46d/0_b8ea9_4a5399e8_XL.jpg)
Оттепель.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6439/86441892.46d/0_b8ea8_fe7bb41f_XL.jpg)
Вид на Волге. Барки
Представленные в зале полотна отражают эволюцию творчества пейзажиста от ранней работы «Деревня», до таких признанных шедевров, как «Оттепель» и «Вид на Волге. Барки», написанной во время совместной поездки на Волгу Ф.А. Васильева и И.Е. Репина, а также «Болото в лесу. Осень», одной из последних картин, созданных в Крыму уже тяжело больным художником.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4118/86441892.46d/0_b8ea7_a28aea3e_XL.jpg)
Болото в лесу. Осень
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4124/86441892.46d/0_b8ea0_253588f_XL.jpg)
В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5645/86441892.46d/0_b8ea1_93085b73_XL.jpg)
Горы и море
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6446/86441892.46d/0_b8ea3_4f5e4a46_XL.jpg)
На реке. Ветреный день.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4123/86441892.46d/0_b8ea4_b71ebca0_XL.jpg)
На реке. Штиль.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6441/86441892.46d/0_b8ea5_10e1c2ce_XL.jpg)
Перед грозой.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4135/86441892.46d/0_b8ea6_30829da0_XL.jpg)
Утро. 1871-1873
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6424/86441892.46d/0_b8eaa_60acc36b_XL.jpg)
Эриклик. Фонтан (Крым).
Зал 21
Одним из самых популярных в академической живописи второй половины XIX века становится стиль «неогрек». В монументальных полотнах художников мир античности предстает в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и камерных идиллических по духу сцен.
В большой, полной драматической экспрессии картине К.Д. Флавицкого на сюжет из истории Рима периода христианских гонений «Христианские мученики в Колизее» (1862) очевидно влияние К.П. Брюллова – кумира академической молодежи середины XIX в.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6425/86441892.46d/0_b8eb0_b3d27e3c_XL.jpg)
К.Д. Флавицкий. Христианские мученики в Колизее
Самое знаменитое произведение Г.И. Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889) являет собой своеобразную историко-археологическую реконструкцию сцены из античной жизни, представленную на фоне великолепно написанного пейзажа, передающего сочную красоту средиземноморской природы.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5645/86441892.46d/0_b8eab_4e0c3cf4_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4126/86441892.46d/0_b8eac_e39a68fc_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5642/86441892.46d/0_b8ead_28fc12f9_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6436/86441892.46d/0_b8eb4_33ba1444_orig.jpg)
Семирадский Генрих Ипполитович. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.
В античном жанре реализовал свои творческие замыслы и В.С. Смирнов. В композиции картины «Смерть Нерона» (1888), в ее звучном экспрессивно-декоративном цветовом решении отразилось не только присущее художнику живописное мастерство, но и уроки современного европейского искусства.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4124/86441892.46d/0_b8eaf_2af00556_XL.jpg)
В.С. Смирнов. Смерть Нерона
p style=
Серия сообщений "Русский музей":
Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Часть 2 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
Часть 3 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 3.
Часть 4 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 4.