-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gold-a

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.04.2009
Записей: 5115
Комментариев: 26232
Написано: 40786


Поэт радости - Морис Карем

Пятница, 17 Октября 2014 г. 16:54 + в цитатник

 

Морис Карем (1899-1977) классик бельгийской литературы; не только поэт, но и сказочник, не только детский, но и выдающийся "взрослый" лирик, он стал основоположником современной поэзии для детей на французском языке. 

3215539_107917443__700_15 (700x15, 3Kb)

Ты в тень мою приходишь светом,
В сад пеньем птиц приходишь ты.
Чем заслужил я в мире этом
Такое море доброты?..
******
Зачем стремятся дух и плоть
К высотам горним?
Я думал, что живет Господь
В земле, под корнем,
Когда в густой траве, ничком,
До ночи лежа,
Я любовался светлячком...
Тобою, Боже!
*****
Пригрелся в очаге дымок -
Поднялся к небу, как цветок,
Но бриз, над крышей пролетая,
Осыпал каждый лепесток
Перед вратами рая.

****

Ты – моя вода и мой огонь.
Ты – в моей неделе воскресенье.
Линией судьбы в мою ладонь
Ты была впечатана с рожденья.
Ты – мой хлеб, мое второе Я,
Кровь, что сердце заставляет биться.
А еще ты – песенка моя.
Сказка, согласившаяся сбыться.

3215539_107917443__700_15_2_ (700x15, 3Kb)

О краткой жизни сожалею.
Неужто время истекло?
Пусть волосы мои белее,
Чем снег... Но в доме так тепло.
Смеется нож с масленкой рядом.
Спит хлеб, как остров золотой.
Глядит цветок беспечным взглядом
На стол мой, солнцем залитой.
Я не ушел еще отсюда,
И жажда счастья велика.
А чтоб напиться (вот ведь чудо!),
Довольно одного глотка.
*****
Чтоб собрать корзину – одного
Яблока не хватит.
Чтоб фруктовый сад запел – одной
Яблони не хватит...
Человека хватит одного,
Чтоб в саду, поющем и зелёном,
Засверкала капля доброты
Яблоком, по-братски поделённым.

*****

Если хочется пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

Можно сказать, что все детские поэты современной Франции так или иначе с ним связаны, - многие с ним дружили, многие у него учились.
Четверть века преподавал он в младших классах своей родной Бельгии. И хотя ещё в 1926 году получил первую литературную премию, но только в разгар второй мировой войны решил целиком посвятить себя литературе. Он полагал, что юный читатель должен узнать и полюбить много добрых, светлых и весёлых стихов, - тогда и в жизни он будет добрым и светлым человеком.
Его стихи лирические и забавные, стихи, обращенные к Богу и к простому ребёнку, стихи радостные и печальные... Их включают в учебники и хрестоматии, изучают в школах и читают дома, потому что в поэзии Карема сосредоточен целый мир детства.
Карем широко известен во многих странах, в том числе и в России.

Песенку ребёнок пишет,
Пальцем по стеклу скрипя.
Что за музыку он слышит
Где-то там, внутри себя?
Эта песенка простая
Вдруг слетела со стекла
И, над улицей летая,
Всех прохожих увлекла.
Да и как не удивиться,
Ведь она везде таится,
В подворотне
И в углу, –
Эта песня, что скрипится
Быстрым пальцем по стеклу!

*****

ЧУДО-ЗЕРКАЛО
Мудрый маг чудо-зеркало сОздал,
Отражались в том зеркале души,
И у многих вельмож в королевстве
Был душевный покой нарушен.
Чудо-зеркало спрятали в замке,
Этот замок был пуст и заброшен...
Глянул в зеркало волк и увидел,
Что, по сути, он зверь хороший.
Но однажды надумал король
Посмотреть на свое отраженье
И увидел он хищную птицу,
Всем грозящую уничтоженьем.
Чудо - зеркало тут же разбили,
Мудрый маг был коварно задушен,
И теперь зеркала во дворце
Отражают лицо, а не душу.

*****

Человек и собака
Не видал ничего, не искал ничего,
Он доволен имея лишь пса своего,
И болтали, смеялись на виду у прохожих,
Человек и собака, и тени их тоже.
И они растворились в чём-то одном,
В чём-то с сердцем большим, головой и хвостом.
Вместе шли через жизнь, ни о чём не жалея,
Просто счастливы тем, что друг друга имеют.
И по сути вещей, ничего нам не нужно,
Кроме той, как у них, нескончаемой дружбы.

*****

Богатые впечатления
Два друга встретились:
«Привет, кого я вижу!» -
«Привет, привет!» - «Откуда?» - «Из Парижу!» - «Ты был во Франции?» -
«Да, вот как видишь, был!» -
«Ну, расскажи скорей, как жил, куда ходил?» -
«Признаться, мне жилось в Париже преотменно!» -
«Ты видел Нотре-Дам? Понравилась ли Сена?»
«Я сена не искал. А что до нотре дам,
Скажу по совести, что их премного там,
И всех мастей! Но только нет, шалишь!
Не дам смотреть я послан был в Париж!» -
«Зачем же ездил ты, приятель, за границу?» -
«А что тут много говорить,
Нам есть чему в Европе поучиться, чтоб лучшее потом у нас внедрить!» -
«Какие ж новые ты видел достиженья?» -
«Что ж... Видел кое-что... К примеру взять кино:
У них в кино разрешено куренье,
У нас в кино курить запрещено!
А пепельницы там! Оформлены прекрасно!
А если бы ты знал каких я устриц ел!
Постой, куда же ты?» - «Да всё уже мне ясно:
Хоть много видел ты, да не туда смотрел!»

Таким «мыслителям» зачем бывать в Париже?
Их можно посылать куда-нибудь поближе!

*****

Люблю свою сестрёнку – зелёные глаза
И славного братишку. За что? – сказать нельзя!
Отца люблю. Признаться – нежней на свете нет!
И кто не любит маму – вот, право, не секрет...
Хотя... подумать надо... и если объяснять...-
Она – наш лучик света, как это не понять?
Тот маленький, тот тёплый, что греет без огня
Сестру, братишку, папу и больше всех – меня!

*****

Три божьих ангелочка на дереве сидели,
Три божьих ангелочка тихонько песни пели...
А снизу было видно не то, что видеть надо,
А снизу было видно три розовеньких зада.
Увидев ангелочков, кюре остановился,
Увидев ангелочков, он очень удивился.
Вам надлежит быть в церкви, - сказал он с кислой миной.
Вам надлежит быть в церкви, во время службы длинной!
Три божьих ангелочка в ответ ему ни слова,
Три божьих ангелочка запели песню снова.
Они в тот день воскресный о службе позабыли,
Они в тот день воскресный - прогульщиками были

Морис Карем прожил долгую и счастливую жизнь. Вокруг него были друзья, семья. Умер он 13 января 1978 года в Андерлехте. Похоронен, по собственному завещанию, в своём родном городе – Вавр.
Будут ли его помнить? Останется ли его имя в истории? Будут ли знать его стихи? На этот вопрос может ответить только время...

Рубрики:  поэзия
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 11 пользователям

Тяпочка   обратиться по имени Пятница, 17 Октября 2014 г. 17:25 (ссылка)
Спасибо тебе, Олечка!!
Ответить С цитатой В цитатник
КаФин   обратиться по имени Пятница, 17 Октября 2014 г. 19:15 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку