-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gold-a

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.04.2009
Записей: 5115
Комментариев: 26232
Написано: 40786


Сальвадор Дали: религиозные «письма»

Четверг, 08 Декабря 2011 г. 16:57 + в цитатник
 
Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Тем не менее, будучи эксцентричным провокатором, Дали в определенный период жизни обратился к религиозной теме.

Сальвадор Дали, как известно, был не только живописцем. Он увлекался фотографией, скульптурой, вместе с Луисом Бунюэлем работал над фильмами «Андалузский пес» и «Золотой век», а затем проработал драматургию сна (как раз по своей специальности!) в «Зачарованном» Альфреда Хичкока. Создал собственный Театр-музей в родном городе Фигерасе, где выставил, например, диван-губы, вдохновленный актрисой Мей Уэст (тут одновременно и роль дизайнера). Он иллюстрировал книги, писал сам, оформлял театральные постановки... Словом, конструировал собственную жизнь как театральное действо.

В 1940-1948 годах Дали с Галой живет в США. Там он и обращается к религиозной теме, которую продолжит в следующие десятилетия. Искушение св. Антония (1946) - это, в общем, вполне сравнимое с сюрреалистическим видение слонов на неимоверно длинных комариных ногах (слоны? абсурд! и все же), несущих на своих спинах фонтан и похожую на храм постройку, в которых восседают обнаженные женщины. Также обнаженный у Дали святой. Он противостоит, но видение надвигается, и при взгляде на картину нет четкой уверенности, что оно не поглотит героя.

В 1948 году Дали возвращается в Фигерас, а 1949-м удостаивается аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже в Ватикан его позовет еще Иоанн XXIII), которого просит благословить свою Мадонну Порт Льигата. В основе вроде бы традиционная, еще на манер итальянского Ренессанса, архитектурная декорация - арочная ниша. В ней восседает Мадонна с лицом - что для Дали привычно - Галы и держит на коленях Младенца.

Тут-то традиционная основа истоньшается, впуская в себя новые смыслы. Впуская в буквальном смысле - арочная ниша не с глухой стеной, а сквозная и с облупившейся штукатуркой; а в фигурах Богоматери и Младенца появились «окна», сквозь которые виден евхаристический хлеб в Христе и тот самый Порт Льигат. Религиозное чувство наглядно пропущено сквозь собственные эмоции (во-первых, «окна», во-вторых, сама Гала вместо Марии, а в-третьих, родная местность здесь - важный герой).

В другой Мадонне, Гвадалупской Богоматери (1959), при традиционной также еще для старых мастеров пирамидальной композиции вознесения на небо, на облака, художник ставит новый акцент. За Марией с Младенцем солнце, оно же нимб, оно же сердцевина цветка (дающая, как известно, своими семенами прорасти новой жизни).

Разумеется, Дали не оставил без внимания и сюжет «Распятия». В его Распятии св. Иоанна Креста (1951) сам крест в невиданном дотоле ракурсе (мы смотрим на Христа с макушки), кажется, нисходит с небес. Вероятно, вновь на Порт Льигат. С этим произведением не обошлось без скандала: после того как его приобрела Художественная галерея Глазго, вандал изрезал картину в знак недовольства заплаченными за работу 8200 фунтами стерлингов.

 

 

Другое знаковое Распятие, хотя и без фигуры Христа, - Атомистический крест (1952), состоящий из атомов и куска хлеба в центре. Так, с одной стороны, высказывается мысль о возможном объединении научных и религиозных истин. С другой же - вероятен намек на жертвенность Христа и человечества перед современной угрозой - ядерной бомбой (принесшей огромные жертвы в 1945 году Хиросиме и Нагасаки).

Обращаясь к религиозному искусству, Дали учитывал опыт великих предшественников (а к кому еще обращаться уверенно признававшему свою исключительность мастеру?!). Из великих он вступил в диалог с тем, кто заявил о себе громко и на многие столетия вперед, - с Микеланджело. Так, одни из поздних картин Дали - Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Сикстинской капеллы в Риме, а также две Пьеты (1982) опираются на знаменитые образцы. Правда, и тут у сюрреалиста свой смысл - вновь в фигурах Марии с Христом появляются отверстия, увлекающие взгляд в мистические дали.

 
 
Дали говорил, что он «христианин и католик, но, чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется». Вот и его религиозные картины, затрагивая известные сюжеты, всякий раз выявляют очень личностное отношение к религии (причем эти индивидуальные воспоминания или ассоциации напоминают сюрреалистические видения), безошибочно узнаваемый взгляд Сальвадора Дали.
 
Рубрики:  живопись/одна тема
О религиях
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 3 пользователям

Алевтина_Князева   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 17:19 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 09 Декабря 2011 г. 00:14ссылка
Пожалуйста!
Pretresse   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 18:19 (ссылка)
Замечательный пост, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Плющиха   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 19:33 (ссылка)
Только вернулась из Питера с премьеры спектакля" ГАЛА-каприз для ДАЛИ"..Удивительная игра актеров и получилась легкая интересная постановка Владимира Глазкова.Продолжение интересного в Вашем посте...(хотя прежде не жаловала Дали).
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 09 Декабря 2011 г. 00:15ссылка
Как замечательно совпало!:give_rose
Перейти к дневнику

Пятница, 09 Декабря 2011 г. 12:33ссылка
Может, и совпало...Но замечаю.что по закону верно:подобное притягивается подобным.И как хорошее и прекрасное перетягивает на свою сторону-это о переменах в отношении к Дали...
Тяпочка   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 19:36 (ссылка)
Спасибо, Олечка!!
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey1958   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 20:13 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
juerg   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 22:53 (ссылка)
Спасибо, Дали и религия...хм.....еэто как, примерно, Лимонов и смирение....
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 09 Декабря 2011 г. 00:16ссылка
О вечном, все таки даже Дали задумывался... как мог...
Thanakwill   обратиться по имени Четверг, 08 Декабря 2011 г. 23:45 (ссылка)
"Вот и его религиозные картины, затрагивая известные сюжеты, всякий раз выявляют очень личностное отношение к религии ". Мнэ - э- э ... а оно может быть безличностным?
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку