Еврейский мир в почтовых открытках. ч1. В черте оседлости |
Местечко, точнее штетл (идиш "городок"), как особый тип поселения с абсолютным преобладанием еврейского населения (70-95% от общего населения), сформировалось к концу XVIII в. в восточных регионах Польши. Термин "местечко" сохранился в законодательстве Российской империи как наследие польского административного деления, но уже в началеXIX в. приобрел в русском языке значение городка с преобладающим еврейским населением.
Житомир. Бердичевская улица
В конце XIX в. в Житомире - губернском городе Волынской губернии - проживало свыше 30 тысяч евреев. Житомир был одним из крупнейших центров еврейского книгоиздания и образования в Российской империи.
Пинск. Синагога
На заднем плане виден восточный фасад каменной синагоги (построена, предположительно, в XVII-XVIII вв.) Пинск - уездный город Минской губернии. В конце XIX в. в Пинске проживали 21 тысяча евреев (общее население города - 28 тысяч). Еврейская община Пинска - одна из старейших и крупнейших в Белоруссии. Евреи жили в Пинске с начала XVI в. С Пинском связаны имена многих известных раввинов. Пригород Пинска - Карлин - был одним из важнейших центров хасидизма.
Еврейские мясные ряды. Лида
Лида — уездный город Виленской губернии (в настоящее время — Белоруссия). В начале ХХ в. из 11 тысяч жителей Лиды 7 тысяч были евреи.
Евреи "черты", будучи в России национальным меньшинством, в штетлах составляли большинство населения. В штетле возникла полноценная этно-культурная среда, окончательно сформировавшая культуру евреев Восточной Европы. Здесь, по сравнению с Западной Европой, евреи отличались от окружающего населения не только религией, но и языком, структурой социальной организации, костюмом, кухней, типом жилища. Катаклизмы ХХ века уничтожили штетл, а массовая эмиграция рассеяла его уроженцев по всему земному шару. Они сменили не только страну, но, зачастую, континент, не только костюм, но и язык. И все же тот тип восточноевропейского еврея, который выработался в штетле, остается узнаваемым до сих пор на любом языке и под любыми звездами. Из открыток мы можем многое узнать о занятиях и быте еврейского населения "черты": на них изображены менялы и торговцы, портные и сапожники, плотники и извозчики.
Священное писание
С картины Л. Крестина
Сойфер за работой над свитком Торы. Свиток Торы, так же, как мезузы и филактерии, должен быть обязательно написан от руки на пергамене. Эту работу выполняет сойфер.
Портной Рисунок Э.М. Лилиена
Портняжное ремесло было самым распространенным среди традиционных еврейских ремесел
Дневной доход С картины М. Тренбача
На открытке изображена уличная торговка
Еврейская "фура"
Евреи контролировали извоз в губерниях черты оседлости. Балагола, еврей-извозчик, — типичная фигура Западного Края Российской империи.
Еврейская семья возвращается с ярмарки
Торговля и, в особенности, ярмарочная торговля составляли основу благополучия многих городов и местечек черты оседлости. Сарны - местечко на Волыни, недалеко от города Ровно.
Старый сапожник
Клезмеры Рисунок Л. Пастернака
Поздравительная открытка к Новолетию (Рош га-Шана). Клезмеры — народные еврейские музыканты, игравшие, в основном, на свадьбах.
Во второй половине XIX в. началась дезинтеграция социальных и религиозных институтов штетла,вызванная, прежде всего, прогрессирующим обнищанием еврейского населения Российской империи. В то же время, в начале XX в., для многих российских евреев, особенно для жителей больших городов, традиционный штетл все больше становился либо сентиментальным воспоминанием, либо экзотикой. Местечковый еврей, еврей в долгополой капоте, в отороченной мехом шапке, штраймл, запечатлен на многих открытках.
Открытка из серии "Типы прошлого"
Галицийские евреи Рисунок В. Вахтеля
На голове у одного из изображенных евреев отороченая мехом шапка — штраймл, — традиционный парадный головной убор.
Старые открытки также являются бесценным документом по истории синагогального зодчества. Многие из изображенных на них синагог были впоследствии разрушены, и теперь только благодаря старым открыткам мы представляем себе внешний вид этих замечательных зданий.
Синагога "Тагарот Гакодеш". Вильна
Здание построено в начале ХХ в. в неомавританском стиле, cохранилось. Всего в Вильно (ныне — Вильнюс) в то время было более ста синагог и молитвенных домов. Синагога "Тагарот Гакодеш" продолжает функционировать и сейчас.
Школьная улица и синагога. Лида
На идише синагога называлась "шул", то есть школа. Название улицы "Школьная" очень характерно для городов и местечек Западного Края: так назывались улицы, на которых располагалась одна или несколько синагог.
Он будет ждать Рисунок Л. Пастернака
Еврей С картины А. Марковича
Галицийский мальчик С картины И. Кауфмана
На голове юноши традиционный парадный головной убор неженатого еврея
Серия сообщений "открытки":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Без заголовка
...
Часть 20 - Сексуальные толстушки…
Часть 21 - ОЖЕРЕЛЬЕ
Часть 22 - Еврейский мир в почтовых открытках. ч1. В черте оседлости
Часть 23 - Женщина и зеркало.
Часть 24 - Творчество художницы Е.П.Самокиш-Судковской -- Семейство Царственных Мучеников
...
Часть 29 - Кыш, кыш, кыш!!!
Часть 30 - Намжил Нимбуев В час рождественский
Часть 31 - Девушка со старинной открытки
Рубрики: | фотография история |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |