-Цитатник

Феодоровское подворье - (0)

фёдоровский городок в царском селе. Фео́доровский городо́к —Дома для...

"Магический дудук" - (0)

"Магический дудук" - 20 музыкальных произведений. *** Дождитесь загрузки плеера***

Бабушка в драгоценностях: украшения, милые сердцу Елизаветы Второй - (0)

Королева Великобритании Елизавета Вторая здравствует и поныне, то и дело меняя вереницы платьев, ...

Тиары и короны - (0)

Рубиновая паюра королевы Баварии Терезы Эссенская "детская" корона...

Кружева из мрамора - возможно ли такое? - (0)

Кто такая Мария Дульиоли Барберини? Итальянка, родная племянница 235-го папы римского Урбана VIII...

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Тайланд
Тайланд
19:10 27.11.2014
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии архитектура и пейзаж
архитектура и пейзаж
12:51 26.05.2014
Фотографий: 11
Посмотреть все фотографии серии природа и пейзаж
природа и пейзаж
17:49 16.11.2011
Фотографий: 11

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в GOBO

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!


Гетеры в Древней Индии

Среда, 13 Февраля 2019 г. 16:12 + в цитатник

Гетеры в Древней Индии

Можно было бы назвать этот цикл статей «Проституция в Древней Индии», но подумалось мне, что слово «проституция» несет много негатива, а мне хотелось бы избежать в данном случае дуального оценочного подхода. Это оправданно поскольку сами жители Бхарата относились к данной профессии по-разному — в диапазоне от осуждения до почитания.

Есть несколько основных источников, из которых мы черпаем информацию о древнеиндийских гетерах. Один из них — Камасутра. Кроме трактата Ватсьяяны — это Артхашастра и некоторые произведения искусства, в частности, драма Шудраки «Глиняная повозка», а также танцевальное наследие девадаси.


Ватсьяяна по поводу гетер совершенно не морализаторствует. Он с бесстрастием настоящего ученого отмечает, что «Есть жены, преданные влечению, есть и преданные выгоде» и посвящает целый раздел советам для гетер (в основном тому, как им вести бизнес — о чем мы уже говорили в статье «Камасутра как бизнес-пособие«).

Ватсьяяна отмечает, что главное для гетеры — деньги. Даже когда есть любовь, то деньги всё-равно главное: «Пусть, однако, из-за любви она не терпит убытка в деньгах, ибо [для гетеры] они — главное».

В литературе можно встретить разные классификации индийских дам полусвета. Ватсьяяна в своем трактате выделяет девять видов гетер: «Кумбхадаси, паричарика, кулата, свайрияи, нати, шилпа-карика, пракашавинашта, рупаджива, ганика».

Перечисление ведется от низшего разряда к высшему. Кумбхадаси — жрицы любви из низших каст, чьим предназначением было удовлетворение физиологической страсти и не более того. Кулата переводится как «неверная») — тайно от мужа, сходящаяся с другим. Свайрини («несдержанная») — удалившая мужа и отдающаяся мужчинам за деньги в своем или чужом доме.

Эти три вида гетер по Ватсьяяне — наименее уважаемые.

Следующие шесть видов гетер автор относит к рупадживам — живущим за счет красоты. Это и паричарика (переводится это слово как служанка) — приставленная гетерой к какому-либо мужчине, зависимая от нее девушка (возможно, дочь). И нати — актрисы, певицы, танцовщицы. И самая высшая ступень у гетер — ганики.


Ганика

Автор Камасутры разграничивает гетер и по получаемой ими прибыли (и мы видим из этих строк, насколько богатыми могли быть и, наверное, были ганики):

«Богатая прибыль лучших из ганик [идет на] сооружение храмов, водоемов, садов, воздвижение насыпей и алтарей для жертвенного огня, дарение тысяч коров брахманам через посредников, оказание почестей и подношения божествам или же на приобретение денег, которых должно хватить на эти расходы. Богатая прибыль рупаджив — на украшение всего тела, постройку превосходного жилища, роскошное убранство дома драгоценной утварью и на прислугу. Богатая прибыль кумбхадаси — на то, чтобы всегда иметь белую одежду, еду и питье для насыщения, благовония и бетель, на украшения, отчасти сделанные из золота».


Девадаси

Интересно, что у Ватсьяяны нет никакого упоминания храмовой проституции и девадаси (позднее превратившихся в Европе в баядерок).

Итак, почему у Ватсьяяны нет никакого упоминания храмовой проституции и девадаси (переводится как «божьи рабыни»). У меня два варианта ответа:

1)0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb) Во времена, когда жил автор Камасутры этот социальный институт еще не был сильно распространен. Или был распространен на Юге Индии (собственно, самые большие храмы с девадаси были именно в Южной Индии).

Более того, изначально это были женщины из высоких каст (и даже из аристократических кругов), игравшие особую роль во время некоторых ритуалов. Они вели аскетический образ жизни и ни о каком сексе с ними не было и речи. В их обязанности входили: уборка святилища, омовение скульптур богов, они одевали богов в пышные одежды, кормили их и поили, а также услаждали небожителей танцами и песнями. И уже гораздо позже в девадаси пошел приток женщин из низших каст и им стали присущи функции и гетер. Что интересно, вполне вероятно, что причина этого была в том, что индуизм становился консервативным в вопросах секса и классических гетер становилось всё меньше. Мусульманское и английское подавление Индии этот процесс завершило.



2)0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb) В то же время, представляется маловероятным, что Ватсьяяна не знал о девадаси. Самые древние из дошедших до нас сведения о них датируются 2-м веком до нашей эры. Это две надписи на пракрите в гроте Рамгарх, в горах Виндхья, датируемые периодом правления императора Ашоки (с 273 по 232 год до н. э.).

Первая из них в поэтической форме:

Поэты, ведущие любовников,
Озаряют сердца, обремененные страстью.
Та, что поднимается и опускается, как на качелях, —
Объект насмешек и осуждения,
— Как случилось, что ее так глубоко возлюбили?


Вторая надпись — в прозе: «Девадинна-художник, превосходный молодой человек, полюбил Сутануку, молодую рабыню бога».


Девадаси


Девадаси, ганики и царские куртизанки



Так почему тогда у Ватсьяяны нет упоминаний о девадаси? Дело в том, что гетеры по Ватсьяяне это, как правило, свободные женщины, живущие за счет оплаты их услуг интимного характера. Девадаси же не принадлежали себе — они принадлежали Богу на сакральном уровне, и храму — на бытовом.

На мой взгляд происхождение двух близких социальных институтов (гетер и девадаси) отличается. В первом случае (появление гетер) мне близка точка зрения индолога Г. Ф. Ильина, считавшего, что институт гетеризма развился из первобытного обряда инициации. Юношей достигавших половой зрелости отправляли к специально для этого предназначенным женщинам, чтобы они их обучили тонкостям любви. Эти женщины не вступали в брак и принадлежали всей общине.

Во втором (появление девадаси), учитывая то, что девадаси особо распространены были на Юге Индии, где всегда были очень развиты культы плодородия и Богини-матери, вполне вероятно, что храмовые жрицы любви появились при трансформации этих культов.

О девадаси мы еще поговорим, а пока попробуем дать несколько отличную от той, что у Ватсьяяны классификацию гетер Древней Индии.

0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)Девадаси.0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)

Когда я впервые попал в грандиозные храмы Южной Индии, меня удивило отношение жрецов к богам. Статуи богов умывали, одевали, кормили, поили. Их носили в гости другу к другу (что меня изрядно веселило). То есть боги в храме вели жизнь подобную земному царю. Были у них и прислужницы, и жены — девадаси (подробнее о них в следующем материале).

0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb) Кумбхадаси и городские гетеры (низкого уровня).0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)

Наименее уважаемые из всех гетер. Их основная задача — удовлетворение физиологических потребностей невзыскательной публики. Жили они в публичных домах в бедных кварталах на окраине города (рядом с лавками продавцов мяса и крепких напитков). Если у богатых гетер были постоянные клиенты (что особенно хорошо видно из Камасутры), то жрицы любви из данной категории были рады любому клиенту или нескольким за ночь.

Если, например, ганики получали от своих «возлюбленных» дорогие подарки, то с кумбхадаси расплачивались деньгами или сельхозпродукцией. Они, как правило, сопровождали в походе войско, для предоставления не только услуг интимного характера, но и услуг осведомителей («Шпионы, гетеры, ремесленники, музыканты, а также ветераны в войсках должны неустанно выведывать честность и нечестность воинов. «Артхашастра»)



0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)Актрисы, певицы, танцовщицы.0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)

Обычно женщины этих профессий были замужем. Но точно также обычно их мужья позволяли им оказывать клиентам и услуги интимного характера. Известный индолог профессор А. А. Вигасин в послесловии к книге Е.Е. Эрнста Вардимана «Женщина в древнем мире» отмечает, что актрис, танцовщиц и певиц в Древней Индии называли «такими женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно».

Забавно, что в «Артхашастре», которая, напомню, в основном трактат об искусстве политики, «говорилось о том, что актерским труппам в период сезона дождей надлежит ставить забавные фарсы, потешая зрителей непристойностями» (А. Вигасин).

Во-первых, это свидетельство того, какой репертуар был у подобных коллективов. Во-вторых, это отсылка к древним ритуалам плодородия.

0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)Городские гетеры (знатные и богатые).0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)

Именно этим гетерам посвящены главы Камасутры. Как отмечает А. Вигасин: «Блистательная куртизанка была центром культурной жизни города, предметом гордости горожан, восхищения и зависти иноземцев».

Конечно же, не все городские гетеры были «блистательными куртизанками», но в большинстве своем это были женщины: А) Красивые; Б) Образованные; В) Владеющие многими искусствами.




Из той же Камасутры мы можем узнать, что гетеры стремились найти себе постоянного «возлюбленного». В то же время их отношения не имели ни какого юридического подтверждения и могли разорваться в любой момент, что и происходило, например, в тот момент, когда у мужчины заканчивались деньги.

А. Вигасин в послесловии к книге Е.Е. Эрнста Вардимана «Женщина в древнем мире» сообщает: «Городские гетеры жили в особых кварталах, каждая под присмотром так называемой «матушки». Иногда это могли быть действительно их матери, иногда престарелые гетеры. Положение «жрицы любви» всецело зависело от умения привлекать клиентов, и, естественно, все ее помыслы были направлены на то, чтобы получать как можно большие доходы. Как правило, она имела постоянного возлюбленного, с которым заключала временный союз (до той поры, пока он в состоянии был содержать ее и делать всевозможные подарки). Искусство гетеры… состоит преимущественно в умении полностью разорить возлюбленного, а затем без скандала от него освободиться. Впрочем, в индийской литературе встречаются идеальные образы нежно любящих, верных и способных к самопожертвованию гетер. Такова знаменитая Васантасена в драме Шудраки «Глиняная повозка»».

Из той же Артхашасты нам известно, что надзор за городскими гетерами осуществлял специальный чиновник, собиравший также с них налог в размере двухдневной выручки.




0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)Ганики.0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)

Я выделил отдельно этот вид гетер, несмотря на то, что ганиками, как правило, были городские гетеры. Этим словом обозначали, скорее, даже не социальный статус, а «знак высшего качества». Своею красотою, образованием и владением искусствами ганики не уступали царским куртизанкам, но были при этом свободными женщинами.

0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)Царские куртизанки.0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)

По сути они были наложницами правителя, которыми он мог распоряжаться по собственному усмотрению (например, подарить кому-то из приближенных). Сведения об их жизни имеются в «Артхашастре». А. Вигасин пишет об этом: «Специальный надзиратель устанавливал плату за посещение их в соответствии с молодостью и красотой каждой. Размер этой платы порой не уступал жалованью вельмож и царских сановников. Естественно, и выкуп женщины на свободу составлял фантастически большую сумму. Для того чтобы выглядеть особенно привлекательно, куртизанка брала из казны дорогие украшения (но без права их продажи или заклада). Специальные учителя преподавали всевозможные искусства царским куртизанкам. Их дочери наследовали профессию матерей, а сыновья с восьми лет поступали в артистические труппы».

Отличие царских куртизанок от женщин царского гарема заключалось в том, что гаремные дамы были только для правителя, тогда как, у куртизанок, прикрепленных к двору, могли быть и другие клиенты (с ведома и по поручению царя).






Храмовая проституция в Древней Индии



Исследователи древнеиндийского социума отмечают связь между закрепощением женщин в Индии на стыке времен (примерно с III в. до н.э. по II в. н. э.) и распространением храмовой и обычной проституции.

В ведические времена женщины выходили замуж и в 16 лет, и даже позже. К этому возрасту, учитывая, что традиции одобряли изучение разного рода искусств, они получали образование и становились мужьям не только сексуальными партнерами, но и подругами жизни, способными на равноправные отношения.


Но уже в эпоху Маурьев (IV–II в. до н. э.) жен начали покупать (платить выкуп за невесту) и весьма распространенными стали ранние браки, заключавшиеся ещё до наступления половой зрелости у девушки. Разумеется, что девятилетняя или десятилетняя жена не могла быть ровней мужу. А получать образование после замужества считалось недопустимым. И получилось так, что функций замужних женщин было всего две: деторождение и домашнее хозяйство.


Девадаси

Восполнять недостачу в женском общении мужчина отправлялся к куртизанкам, в том числе, и к храмовым. Выше я уже отмечал, что первые, из дошедших до нас сведений о девадаси, датируются 2-м веком до нашей эры. Вполне вероятно, что «божьи рабыни» существовали и раньше. Но резко увеличиваться их количество стало когда в индийском обществе усилились процессы закрепощения женщин.

«Мода» на ранние браки коснулась и «жен богов» — девадаси. Есть сообщения о том, что некоторых девочек отдавали в храмы в возрасте 2-3 лет, но чаще всего позже в 7-8 лет. В то же время обряд бракосочетания с богом проходил после достижения полового созревания (примерно в 12 лет).

Во время этого ритуала бога заменял какой-либо из его атрибутов (трезубец, раковина, диск и т.п.) в руках «невесты». Брахман зачитывал необходимые мантры, после чего атрибут бога возвращался на алтарь, а девушка объявлялась супругой божества и ей на шею надевали тали (витой шнур, обозначающий замужество). Тут же ее и клеймили (иногда вместо клейма была татуировка) — ставили божественные знаки, обозначавшие слияние двух начал на руки, грудь, бедра и плечи.


Девадаси

Но какая свадьба без первой брачной ночи? В силу того, что боги не очень торопились воспользоваться новой невестой, их на брачном ложе заменял кто-то из брахманов или близкий к храму жертвователь.

Характеризуя положение «жен бога» в обществе, мы опять вынуждены прибегать к формулировка «с одной стороны так, но с другой — вот так». С одной стороны девадаси пользовались уважением. Они были хорошо образованы и владели множеством искусств. В связи с тем, что они овдоветь не могли никак (поскольку были женами бессмертных богов), то их присутствие в качестве счастливой приметы было обязательным на каждой свадьбе и при рождении. Считалось, что они приносят удачу и повстречавшим их путникам. Несмотря на то, что многие из них вступали в интимную связь с людьми, считалось, что они обладают вечной чистотой и благодатью (нитья-сумангали).

Но с другой стороны, грань между сакральной проституцией и обыденной часто совершенно незаметна.

Голландский путешественник Ставоринус писал в XVIII столетии: «Если во время танца баядер { слово «баядера» португальского происхождения и означает «танцовщица»} зритель захочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое желание за умеренную цену. Остальные женщины продолжают танцевать, как ни в чем не бывало».


Танец девадаси

Учитывая реалии общественной жизни Древней Индии (и тем более, средневековой) и природу человеческого общества, думаю, что в большинстве случаев девадаси были обычными проститутками, хорошо умеющими танцевать. Но среди них, в то же время, было и множество замечательных женщин, внесших великий вклад в сохранение индийской музыкальной и танцевальной культуры.

От чего зависело то, кем становилась каждая конкретная девадаси: женщиной, удовлетворяющей низменные страсти или владеющей искусствами куртизанкой? От разных факторов. Прежде всего от того, какие порядки были в том или ином храме — насколько склонны были к порокам корыстолюбия и сладострастия сами брахманы. От того, какие установки на культуру, в том числе и культуру отношений, были в каждом конкретном социальном пространстве. И, конечно, от самой женщины тоже зависело многое (но далеко не всё).

7 (1) (227x53, 19Kb)
0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb) 0_7d5db_cd8cdaeb_orig (1) (25x16, 2Kb)


Девадаси: земное воплощение божественной Апсары
Индийские куртизанки: ганика, таваиф, девадаси




Серия сообщений "= МИМОХОДОМ..(18+) =":
Часть 1 - Гейша. Женщина-цветок.
Часть 2 - ЦВЕТОК НЕВИННОСТИ- легенды, мифы, обычаи
...
Часть 26 - Вероника Франко — венецианская ведьма
Часть 27 - Как «кузина» Жозефины де Богарне обнаружилась в турецком гареме
Часть 28 - Гетеры в Древней Индии
Часть 29 - Школа-бордель благородных девиц

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку