![0_9bd14_52802036_orig (478x70, 27Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/139/336/139336069_0_9bd14_52802036_orig.png)
Они красивы, необычны, таинственны, изысканны, роскошны. Венецианские маски и костюмы - одно из самых ярких явлений итальянской действительности.
Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления (от итальянского commedia dell’arte) — вид театра, получивший свое развитие в Италии XVI — XVII веков.
Комедия дель арте строилась на импровизации. Каждый персонаж имел свою маску, характерную только для этого персонажа, и просто маску как часть костюма. Она-то и указывала на особые качества героя. Актер, выбрав себе какое-то амплуа, обычно, оставался верен ему на протяжении всей своей жизни на сцене.
![](//s018.radikal.ru/i506/1206/7b/4d8dfe1ec54b.jpg)
Масок в комедии дель арте были десятки, но основными все же считались четыре — это так называемый квартет. Причем на севере и на юге Италии квартеты эти сложились разные.
В северный (венецианский) квартет традиционно входили такие персонажи, как Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин.
В южном (неаполитанском) доминировали Тарталья, Ковьелло, Пульчинелла и Скарамучча.
Душой комедии дель арте были маски слуг, так называемые Дзанни (искаженное имя Джованни, крайне распространенное в Италии).
В северном квартете слугами были Бригелла — хитрый, злой, расчетливый и болтливый, и Арлекин — эдакий простак, не унывающий и периодически влюбленный. С течением времени этот характер несколько видоизменился и усложнился. К тому же у него появился соперник в любви — мечтательный Пьеро, которого изобретательный Арлекин всегда побеждал, отбивая у него служанку Коломбину.
![](//s019.radikal.ru/i604/1206/c1/4c7cb2fb2ad5.jpg)
АРЛЕКИН (Arlecchino)– дзанни богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина - его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат.
Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он – крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин – акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей.
![](//s019.radikal.ru/i636/1206/cc/5cec325273ae.jpg)
Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем – просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне).
Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.
Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.
![](//i022.radikal.ru/1206/f4/229c7536dffa.jpg)
КОЛОМБИНА (Columbina) – служанка Влюбленной(Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью.
Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.
![](//s015.radikal.ru/i330/1206/ae/53d839c07ab7.jpg)
ПАНТАЛОНЕ (Pantalone)— это ходячая мишень для насмешек, старикашка, заглядывающийся на девушек. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески.
![](//s019.radikal.ru/i639/1206/48/9aa6110ce5b7.jpg) На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами. Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность.
Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы. ДОКТОР (Dottore) — также персонаж комический. И хоть в далеком прошлом он человек ученый — юрист, но понемногу забывает все свои знания и, кроме насмешек, мало чего удостаивается.
![](//s017.radikal.ru/i424/1206/a6/3c56a355cd7f.jpg) Маски южного, неаполитанского, квартета были не столь распространены и популярны, как северного, за исключением разве что Пульчинеллы. Интересно, что ПУЛЬЧИНЕЛЛА (Pulcinella) – ( итальянский аналог русского Петрушки) - образ неоднозначный, он мог быть в пьесе и тупицей, и хитрецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой.
Имя этого персонажа переводится с итальянского как «цыпленок» и очевидно связано с его маской, самый заметный элемент которой - большой клювообразный нос.
![](//s019.radikal.ru/i639/1206/93/d6dfd2680a45.jpg) Костюм Пульчинеллы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожаным ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки. Он обычно носил черную маску и заметно гнусавил. Возраст его приближался к преклонному, что несколько роднило его с «северным» Панталоне.
![](//s018.radikal.ru/i508/1206/67/13a4acf53a8b.jpg)
ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) – один из персонажей-слуг. Педролино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее – круглый рифленый воротник, на голове - шляпа-колпак с неширокой круглой тульей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости.
![](//s019.radikal.ru/i628/1206/e8/7610e1712ae2.jpg) Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив, доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.
![](//s017.radikal.ru/i427/1206/d4/953f0817ec82.jpg)
ШУТ (Jester, Jolly) – представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове – колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы.
Следует сказать, что сами маски как элемент костюма каждого персонажа обычно делались из папье-маше, кожи или материи и закрывали лицо актера лишь до половины.
Основой же всего театра, была импровизация. Именно поэтому актеры, представлявшие описываемых персонажей, были, как правило, настоящими виртуозами, обладавшими незаурядными способностями, с богатейшей фантазией и владевшими буквально балетной пластикой.
К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.
БАУТА (bauta) - Самая известная и таинственная маска. По сути, это маска смерти, сошедшая со средневековых миниатюр, традиционно раскрашивается в черно-белых тонах. И нет другой такой маски, которая могла бы полностью скрыть личность человека, убить все опознавательные признаки.
![](//s015.radikal.ru/i330/1206/04/ccdded31896b.jpg) Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno .
Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом " bau ” или " babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки).
![](//s010.radikal.ru/i311/1206/dc/6cfde8d7f96f.jpg) Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Нижняя часть маски-бауты, скрывающая рот, выдвинута вперед, и голос, ударившись изнутри о глиняную или кожаную преграду, становился поистине неузнаваемым, кроме того, устройство маски позволяет человеку есть и пить, не обнажая лица.
Баута не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть бауту – это отречься от назойливой индивидуальности, отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали. На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»
![](//s019.radikal.ru/i637/1206/51/683bc581575b.jpg)
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ДАМА (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.
![](//s018.radikal.ru/i509/1206/24/fd5147cd71b3.jpg)
КОТ (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок.
Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом.
Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.
![](//s019.radikal.ru/i629/1206/dc/ea9358451d5e.jpg)
ВОЛЬТО (Volto)
Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).
![](//s003.radikal.ru/i201/1206/eb/fc98fdd6f408.jpg) ДОКТОР ЧУМЫ (Medico della Peste)
В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов.
В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.
![](//i028.radikal.ru/1206/71/848d3ed04247.jpg) Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору.
Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника.
![](//s019.radikal.ru/i611/1206/ff/bc48fd95d06a.jpg) Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.
![](//s019.radikal.ru/i603/1206/62/349fecd8214e.jpg) ![](//s019.radikal.ru/i636/1206/74/f308aa6b1e84.jpg)
Другие карнавальные, маскарадные, звездные, театральные, сценические, национальные, исторические, современные, танцевальные, спортивные, модные, киношные и т.д. многие многие другие костюмы - читайте и смотрите ТУТ на мой взгляд довольно интересно и очень красиво
| |
|
|
|