|
Фрина — известная своей необыкновенной красотой афинская гетера, жившая в IV веке до нашей эры и бывшая натурщицей Праксителя и Апеллеса. Однажды Фрину обвинили в непристойном поведении и развращении афинской молодежи. Когда ее привели на суд, то защитник Фрины, знаменитый оратор Гиперид, который, если верить Афинею, был влюблен в гетеру, видя, что судьи склоняются к осуждению, неожиданно добился оправдательного приговора, велев женщине встать так, чтобы все ее хорошо видели, и разорвал на ней одежды, обнажив ее прекрасное тело. Собрание судей, ослепленных этим зрелищем, постановило считать ее невиновной: люди сочли, что такая красота, служащая Афродите, может быть дарована только богами.
Адольф Георг Клосс Суд над Фриной (фрагмент)
Вот как это описано в "Пире мудрецов" Афинея: "Фрина же была родом из Феспий. Эвфий привлек ее к суду по уголовному обвинению, но суд ее оправдал; Эвфия это так обозлило, что с тех пор он не брал на себя ни одного судебного дела, как уверяет Гермипп. Фрину защищал Гиперид; так как речь его не имела успеха, и судьи явно склонялись к осуждению, то он, выведя Фрину на видное место, разодрал на ней хитон и обнажил ее грудь, и этим зрелищем придал такую ораторскую силу своим заключительным стенаниям, что судьи ощутили суеверный страх перед этой жрицей и служительницей Афродиты, и поддавшись состраданию, не обрекли ее на казнь. А после этого оправдания было постановлено, чтобы никакой судебный защитник не смел возбуждать жалость в судьях и чтобы никакой обвиняемый или обвиняемая не были выводимы напоказ" (590e).
Фрина родилась в небольшом городке Феспии. Настоящее имя — Мнесарета (Μνησαρετή, «Помнящая о добродетелях», см. Аристогетон, «Речь против Фрины»). Прозвание Фрина («жаба»?) получила из-за желтоватого оттенка кожи, это имя использовалось и другими гетерами до нее — возможно, что это прозвище имело и охранительный характер — чтобы ввести в заблуждение завистливых тёмных духов. Обосновалась в Афинах и стала гетерой. Прославилась как обладательница идеальной фигуры. В молодости была моделью и любовницей скульптора Праксителя, в зрелые годы — живописца Апеллеса (видимо, она очень долго сохраняла красоту и лица, и тела).
Персиваль Болл. Фрина перед Праксителем, 1900
Единственный мужчина, оказавшийся стойким перед её чарами, был философ Ксенократ, в течение долгих лет руководивший Платоновой Академией. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», сказала Фрина, проиграв это пари (Диоген Лаэртский, «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).
Ангелика Кауфман. Фрина соблазняет философа Ксенократа, 1794
Назначала цену своим клиентам не по таксе, а в зависимости от того, как она к ним относилась: как-то ей весьма не понравился царь Лидии, и она назвала ему совершенно абсурдную и невообразимую сумму. Он уплатил её, но потом ему пришлось поднять в своей стране налоги, чтобы восстановить бюджет. К Диогену же она снизошла безо всякой платы, поскольку восхищалась его умом.
Antônio Parreiras (1860-1937). Фрина
А вот что пишет о Фрине Афиней в "Пире мудрецов":
К феспийской Фрине начал приставать Мерих,
с Когда же мину Фрина стала требовать,
Сказал Мерих: «Ты плату, вдвое меньшую,
Не дале, как вчера, взяла с приезжего».
Она ему: «Так то был приступ похоти:
Дождись другого, и возьму я столько же».(583с)
Благодаря признательности своих возлюбленных приобрела такое значительное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены Фив (336 год до н. э.), предложила горожанам отстроить их заново на свои средства, при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной», но фиванцы отклонили это предложение (Каллистрат, «О куртизанках»).
Франц фон Штук. Фрина
После смерти гетеры ей была установлена золотая статуя в Дельфах, которую также изваял Пракситель (а не в храме Артемиды Эфесской, как пишут иногда). Киник Крат (Crates) писал, что эта скульптура является «памятником распущенности эллинов». Скульптура стояла между статуй спартанского царя Архидама и Филиппа, сына Эминта, что выглядело достаточно провокационно, учитывая её социальный статус. На пьедестале была надпись: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий», как пишет Алкет (Aλκέτας) в своём описании Дельф, а также Плутарх.
Амос Кассиоли Фрина в мастерской Праксителя
Аполлодор в своей книге «О куртизанках» упоминал, что на самом деле было две гетеры по имени Фрина. Одна носила прозвище «Печальная Улыбка», вторая — «Золотая рыбка». Но Геродикос (Ήρóðιĸος) в 6-й книге о персонажах комедии говорит, что их прозвищами было Sestus (просеивающая) — от её способа обращения с поклонниками; и Феспийка (по родному городу). О ней писали комические поэты Тимокл (Timocles), Амфис (Amphis) и Посейдипп, и т. д. Наибольшее число анекдотов о ней перечислено у Афинея.
"Фрина перед Ареопагом" — картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная масляными красками на холсте. Хранится в Художественном музее Гамбурга (Hamburger Kunsthalle). Сейчас образ Фрины с картины Жерома широко используется во всем мире как модель для создания парковых скульптур.
Ж.-Л.Жером. «Фрина перед ареопагом», 1861
Пракситель создал по образу Фрины знаменитую скульптуру «Афродита Книдская».
«Афродита Книдская» (копии)
По рассказу Павсания, однажды Пракситель в знак своей любви сказал Фрине, что она может выбрать любую из его работ в мастерской. Гетера спросила: «какая из них самая лучшая?», но скульптор отказался отвечать. Фрина замолчала, но через несколько дней к художнику с криками прибежал раб-слуга: «в мастерской пожар!». «Если сгорят Сатир и Эрот, я погиб», — начал рвать на себе волосы скульптор, но тут Фрина призналась, что это была выдумка, и сказала, что она забирает себе «Эрота». Статую она подарила родному городу Феспии, где её и показывали несколько веков, пока Нерон не увез её в Рим, где она погибла при пожаре.
Согласно же Афинею, Пракситель написал на подножии своего Эрота:
Точно таким изваял искусный Пракситель Эрота,
Как увидал он его в собственном сердце своем.
Фрине мной за меня самого заплатил он. Отныне
Стрелы не надобны мне: видом я сею любовь.
Ангелика Кауфман. Пракситель дарит Фрине статую Эрота», 1794
Гетера отличалась непривычной стыдливостью, и обнаженной её увидеть было практически невозможно: общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте. Только дважды в год, на Элевсинские и Посейдоновы мистерии она вставала в портике храма обнаженной, и, распустив волосы, шла через толпу в море, чтобы воздать почести богам. Как рассказывают антики, именно эта сцена посеяла в мыслях Апеллеса образ Афродиты, рождающейся из пены, и он написал с Фрины свою знаменитую картину «Афродита Анадиомена».
font color="#663300">Помпейская фреска «Афродита Анадиомена», предположительно может восходить к образцу Апеллеса<
Комедиограф Посидипп говорит о Фрине в своей «Эфесянке» так:
Тогда никто не мог сравниться с Фриною
Из нас, гетер. И ты хоть и не видела
Суда над ней, но слышала, наверное:
Она казалась пагубою гражданам,
И приговор грозил ей казней смертною,
Но, обойдя весь суд и тронув каждого,
Она, рыдая, вымолила жизнь себе.
Артур Гротгер. Фрина
Чарльз Гумберворт. Фрина
Владислав Подшивалов. Фрина, 1960-е.
Jose Frappa. Фрина
Элиас Роберт. Фрина. 1855. Louvre, Paris.
Phryne at Eleusis, Frederic Lord Leighton. 1882 г.
Уильям Тёрнер, Фрина в образе Венеры направляется в публичные бани, 1838
По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите — богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн. Во время праздника Посейдона, проходившего в Элевсине, перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю. Когда Генрих Семирадский начинал работу в конце 1886 года над своей картиной "Фрина на празднике Посейдона", он писал конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исееву: "Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке? На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её — Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время праздненств Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, — восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток".
Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона» (1889, Русский музей).
Louis Chalon - Phryne aux fetes de Venus
Джеймс Эббот Макнил Уистлер. Фрина, 1901
Густав Буланже. «Фрина», 1850.
Medieval image of Phryne at a symposion
Фрина Мнесарета Phryne
Phryne_par_Paul_Berthon
Мило Манара. Фрина перед Ареопагом
Картина Жерома стала источником вдохновения для одного значительного политического шаржа в истории США. 4 июня 1884 года в американском сатирическом журнале «Puck» появилась карикатура авторства Бернгарта Гильяма (Bernhard Gillam) под названием «Фрина перед чикагским трибуналом», посвященная Республиканскому Национальному Конвенту, проходившего в те дни в Чикаго и на котором избирался единый партийный претендент на пост Президента США. На этом рисунке показано, как редактор журнала Вайтлов Рейд (Whitelaw Reid) срывает одежду с Джеймса Блейна со словами: «А теперь, господа, не ошибетесь в своем выборе. Чистота и Магнетизм для вас — их нельзя победить!» Надо отметить, что выборы 1884 года Блейн, как кандидат от республиканцев, все же проиграл.
Bernard Gilliam - Фрина перед чикагским трибуналом. Карикатура 1884 года
Нина Силаева. Фрина
В записи использованы материалы Википедии: http://ru.wikipedia.org
Оригинал взят у philologist в Гетера Фрина - эталон женской красоты в Древней Греции IV в. до н.э.
|
|
|
| Gobo |
|