Она родилась в Риге... |
В Риге 20 марта 2012 года - накануне дня мученической кончины матери Марии - на доме, где она родилась, была вывешена памятная доска...
Теперь в Риге есть особое место, в самом центре города - на улице Элизабетес, 21.
Место, где можно в каждодневной суете замедлить шаг... приостановиться... постоять... подумать... помолиться... повторить вновь слова её молитвы...
Не помню я часа Завета,
Не знаю Божественной Торы,
Но дал Ты мне зиму и лето,
И небо, и реки, и горы.
Не научил Ты молиться
По правилам и по законам –
Поет мое сердце, как птица,
Нерукотворным иконам.
Росе, и заре, и дороге,
Камням, человеку и зверю.
Прими, Справедливый и Строгий,
Одно мое слово: я верю.
«Путь к Богу лежит через любовь к человеку, а другого пути нет... На Страшном суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов, а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме. И только это спросят».
«Есть два способа жить. Совершенно законно и почтенно ходить по суше - мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время верить. Мгновение безверия - и начинаешь тонуть».
Судьба м. Марии и сейчас интересует многих. О ней пишут и исследователи, и те, кто был знаком лично. Еще в 1965 году в Лондоне вышла книга "One of Great Price" ("Драгоценная жемчужина"), но жизнь этой удивительной женщины не становится понятнее.
В 2004 году мать Мария была канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица. Но остальные православные с канонизацией не спешат - споры вокруг матери Марии не утихают.
Уж слишком неоднозначной была эта женщина: монахиня, из кабинета которой валили клубы табачного дыма; иконописец, рожавшая детей от разных мужей; религиозная поэтесса, состоявшая в партии эсеров…
Она писала стихи и философские статьи, вышивала облачения для священнослужителей и рисовала,она была столь разной, непредсказуемой и абсолютно нелогичной, что разложить ее жизнь по полочкам просто невозможно. Разделение на черное и белое - не для нее!
http://people.passion.ru/velikie-lyudi/svyatye/dra...-mariya-skobtsova.htm?page=0,4
Готовясь к празднованию Пасхи, большинство из нас даже не задумывается о том, что еще каких-то 30-40 лет назад для участия в православной жизни нашим мамам и бабушкам требовалось немалое мужество... А еще раньше женские интересы, увы, вообще не имели шансов на реализацию: тысячи наших соотечественниц были вынуждены просто выживать. Но даже тогда находились отчаянные и удивительно интересные женщины, жизнь и поступки которых до сих пор не дают покоя исследователям. Одна из таких неоднозначных фигур - мать Мария Скобцова.
* * *
У людей, родившихся в конце века, почти всегда трагические судьбы - замечено не единожды. Если вы родились и впитали в себя "прошлый век" - в веке нынешнем вам придется несладко...
Детство и юность
|
Лизе Пиленко 12 лет. |
8 декабря 1891 года в Риге, в семье Юрия Дмитриевича и Софьи Борисовны Пиленко родилась дочь Елизавета.
Вряд ли они догадывались, что уже через 60 лет жизнь их семьи начнет изучаться биографами и описываться в книгах. А всему виной - странный и неугомонный характер Лизоньки!
«Есть два способа жить. - запишет она однажды в дневнике. - Совершенно законно и почтенно ходить по суше - мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время верить. Мгновение безверия - и начинаешь тонуть».
В этих словах - вся она.
Когда девочке исполнилось 4 года, семья переехала в Анапу - по месту нового назначения отца.
Здесь, в поместье дедушки-винодела, они прожили всего год, но город стал ей родным и близким.
Сюда она неожиданно вернется после революции,причем в роли не кого-нибудь, а... городского Головы. Но об этом - позже, а пока...
Весной 1905 года отец был назначен директором Никитского ботанического сада, и семья снова переехала. В Ялте девочка поступила в гимназию.
Но вскоре - новый переезд, на этот раз в Петербург: в 1906 году отец был переведён на службу в Департамент Земледелия, но вскоре после приезда он неожиданно умер.
Смерть отца испугала и оставила глубокий след в душе ребенка. Но жизнь продолжалась.
С 15 лет девушка увлеклась искусством и литературой - в то время увлечение поэзией было повальным, и юная Елизавета даже познакомилась с Александром Блоком, в которого влюбилась со всем пылом 17-летней барышни.
В 1909 году Лиза закончила гимназию с серебряной медалью и вернулась в родовое имение близ Анапы.
На юге она и познакомилась с будущим мужем - Дмитрием Кузьминым-Караваевым - юристом, близко знакомым с богемой: среди его приятелей -поэты, писатели, актеры.
В 1910 году состоялась свадьба, и молодожены перебрались в Петербург.
Время перемен
|
C Анной Ахматовой. |
Близкое знакомство с Ахматовой (они оказались соседями, отдыхая в поместьях своих мужей на Тверской земле), Гумилевым, Волошиным, Блоком и другими поэтами привело к неожиданным результатам. Да, она пишет стихи и даже выпускает книжки - «Скифские черепки», «Юрали», «Руфь», - но…
В душе Елизавета приходит к осознанию того, что эти люди настолько оторваны от жизни, так далеко ушли в любование собой, не замечая и игнорируя надвигающуюся на страну катастрофу, что ей с ними стало неинтересно.
«Мы жили среди огромной страны, словно на необитаемом острове. – вспоминала позже Кузьмина-Караваева. -
Россия не знала грамоты - в нашей среде сосредоточилась вся мировая культура: цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую поэзию своею, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира, в этом смысле мы были гражданами Вселенной, хранителями великого культурного музея человечества.
Это был Рим времен упадка. Мы были последним актом трагедии - разрыва народа и интеллигенции».
Духовные поиски и жажда справедливости -причудливый костяк ее характера.
Елизавета была необыкновенным человеком, в котором уживались крайности и противоположности- она была первой женщиной, заочно изучавшей богословие в Петербургской Духовной академии, при этом - членом партии эсеров.
После Октябрьской революции неугомонная душа отправляется с Белой армией на юг, где в 1918году и была избрана городским Головой Анапы.
Но со страшными потерями войска отступали, и в1919 году с двумя детьми и вторым мужем - Даниилом Скобцовым - Елизавета попадает в эмиграцию.
Чужая земля
|
В эмиграции. Елизавета Юрьевна со своими детьми. |
Здесь, в атмосфере нищеты, горя и болезней,среди оставшихся без крова, денег, а подчас и здоровья соотечественников, бывшая светская барышня поняла свое призвание.
Ее больше не интересовали богословские споры -она принялась спасать, утешать и лечить окружающих, невзирая на личное горе - младшая дочь Елизаветы Юрьевны Настенька в 1926 году тяжело заболела и умерла, а старшая, Гаяна,вернувшись в 1935 году в СССР, неожиданно скончалась. Единственным оставшимся в живых ребенком был сын Юрий.
В 1932 году Елизавета Скобцова навсегда распрощалась со своим именем - она приняла монашество и стала матерью Марией.
Это имя для многих эмигрантов стало символом спасения - образовав братство «Православное дело» и открыв в Париже на улице Вилла де Сакс приют для одиноких женщин, она активно занялась помощью всем нуждающимся.
Муж, Даниил Ермолаевич Скобцов, с пониманием относился к устремлениям Елизаветы - он дал ей церковный развод и поселился отдельно, но до конца дней помогал, был единомышленником и помощником.
(С первым мужем - Дмитрием Кузьминым-Караваевым - у нее тоже сохранились добрые отношения, и во многом мать Мария была дня него примером: в эмиграции он стал монахом, только католическим. С 1946 года жил и похоронен в Риме.)
Неугомонная мать Мария ездила по Франции, чтобы оказывать помощь бывшим соотечественникам. Эти встречи бывали разными: иногда усталые и затравленные люди воспринимали ее враждебно.
Впечатления об одной из поездок - к шахтерам на юге страны - Скобцова описала в своем дневнике.
Угрюмые, усталые и голодные люди встретили ее словами: «Вы бы лучше нам пол вымыли, да всю грязь прибрали, чем доклады читать!». Мать Мария тут же молча принялась за работу. «Работала усердно, да только все платье водой окатила. А они сидят, смотрят... а потом тот человек, что так злобно мне сказал, снимает с себя куртку кожаную и дает мне со словами - «Наденьте... Вы ведь вся вымокли». И тут лед растаял. Когда я кончила мыть пол, меня посадили за стол, принесли обед и завязался разговор». |
В 1934 году мать Мария снимает новый дом для приюта больных и бездомных русских - на ул.Лурмель, 77.
Отсутствие денег на аренду ее не смущает, в письме своему знакомому она пишет: «Вы думаете,что я бесстрашная? Нет, я просто знаю, что это нужно и что это будет.
На Сакс я не могла развернуться. Я кормлю теперь двадцать пять голодающих, а там я буду кормить сто.
Я просто чувствую по временам, что Господь берет меня за шиворот и заставляет делать, что Он хочет. Так и теперь с этим домом.
С трезвой точки зрения это - безумие, но я знаю, что это будет. Будет и церковь, и столовая, и большое общежитие, и зал для лекций, и журнал. Со стороны я могу показаться авантюристкой. Пусть! Я не рассуждаю, а повинуюсь...».ПП
Последняя Пасха
С началом фашистской оккупации в Париже,деятельность матери Марии неожиданно приняла новый поворот - теперь нужно было спасать евреев,изготавливая для них поддельные документы,переправлять в отдаленные уголки страны,прятать…
В 1942 году, во время еврейского погрома, тысячи евреев были согнаны на один из стадионов для расправы. Поразительно, но матери Марии удалось пробраться туда и тайно вывести с собой нескольких детей.
Во время войны деятельность «Православного дела» лишь активизировалась. Неудивительно, что вскоре адрес Лурмель, 77 стал опасным для жизни, но могло ли это остановить женщину, которая давно позабыла о личных потребностях и безопасности?
В феврале 1943 года её центр помощи был обыскан гестаповцами и уничтожен, мать Мария и ее восемнадцатилетний сын Юра (вскоре погибший в концлагере) были арестованы.
Несложно догадаться, что и в лагере Скобцова делала для окружавших ее заключенных все, что только могла: утешала, навещала больных, читала им Евангелие, накануне Пасхи в 1945 году украсила барак цветами, сделанными ею из бумаги…
Эта Пасха стала последней в ее жизни. 31 марта 1945 года мать Мария добровольно отправилась в газовую камеру вместо другой женщины, выбранной администрацией лагеря.
Ее сокамерницы вспоминали: «Таким образом мать Мария добровольно пошла на мученичество, чтобы помочь своим товаркам умереть».
Уходя, отчаянная женщина выкрикнула: «Я не верю в газовую камеру!».Она хотела ободрить и оставшихся, и уходивших вместе с ней. До великой победы оставалось чуть больше месяца…
В середине 80-х, был поставлен весьма неплохой фильм, где мать Марию очень правдоподобно играла Людмила Касаткина, фильм так и называется "Мать Мария".
Хороший фильм. Посмотри - http://www.youtube.com/watch?v=8niccxZwlAw .
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение iric2004
встретила ее статью, что-то вроде "Типы религиозной жизни". И была потрясена, насколько пророчески она видела сквозь время. Как предрекла атмосферу в обществе, которую имеем сейчас.
Исходное сообщение alexey-ru
"На Страшном суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов, а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме. И только это спросят".
Вот это, на мой взгляд - мудрейшая фраза. А мы чего-то делим, выясняя, от кого исходит Святой Дух (Филиокве) или кто круче всех в Бога верить умеет, забывая о том, что РЕАЛЬНО важно. Если бы мы помнили об этом, то не было бы ни православных, ни католиков, ни протестантов, а были бы только ХРИСТИАНЕ.
Ответ на комментарий GluCherry
Ответ на комментарий GluCherry
Исходное сообщение alexey-ru
Я на прошлой неделе ушел из проекта, в который так стремился, где так мечтал работать.
Одна католическая дама - неофитка взялась рассуждать: "А чегой-то с нами вместе будет работать не-католик?" - то бишь я. Ну, я сказал: "Ладно, не буду вам мешать" - и ушел...
Исходное сообщение alexey-ru
А неофиты все такие. Они полагают, что, если правильно будут выполнять все обряды, уставы, читать утверждённые молитвы нужное количество раз, то это и будет ПРАВИЛЬНАЯ религиозная жизнь.
И только с возрастом приходит осознание, что это далеко не так...
Исходное сообщение GluCherry
Впрочем, если она неофитка - в какой-то мере простительно.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |