Мизансцены в фотографии
07.07.09
В конце июня в Академии фотографии прошёл семинар психолога Евгении Беляковой о мизансценах в фотографии. Ниже краткий конспект. Понятия демонстрировались примерами из театра, т.к. по первому образованию Белякова режиссёр.
Мизансцена — расстановка фигур на сцене. В случае фотографии — положение людей в кадре. Мизансцена включает в себя ракурсы.
Виды ракурсов
Фас: глупый фас, фас белого Пьеро. Значения фаса: беззащитный, глупый, агрессивный.
Полуфас. Обращение в театре к публике, понятность.
Профиль. Безличность. На сцене используется редко. Описание связи. Выразительный приём: уход со сцены и остановка.
Полуспинный. Пренебрежение.
Спинный. Уход вдаль, в мир. Продолжение движения. Спина означает — меня нет.
Ракурсы передают эмоции.
Геометрия мизансцены
Ломаная линия. Хождение по ломаной — сомнение.
По прямой — однозначность.
Полукруг — обхаживание.
Полный круг: завершённость, возвращение на круги своя, безнадёжность.
Мизансценические планы
Передний план. Что-то значимое. Монологи с выходом на авансцену. Частый выход обесценивается.
Второй план. Семейный.
Дальний план. Лицо и тело — пятно. Ничего не видно. Передаёт настроение сцены, используется для контраста.
Высота — доминирование.
Любой фотографический кадр можно подвергнуть разбору и анализу по приведенной схеме. В том или ином виде любой жанр фотоискусства поддаётся видению с точки зрения мизансцены. Мизансцена несёт эмоции и настроение. Каждый план и ракурс должны что-либо выражать, не оставлять зрителя равнодушным. Насколько это удаётся у известных фотографов? Имя может затмить сами работы. Взгляните через призму мизансцены на творения, например, Брессона. Откроется много интересного.
http://foto.kovalkov.ru/?p=585