-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Gies

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) Ниппон Японские_БИ Японские_чтения Славяне КЕТЦАЛЬКОАТЛЬ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 182

Дневник Gies






Слова и чувства

Пятница, 21 Декабря 2007 г. 13:53 + в цитатник
Монастырский устав предписывает монахам обращаться друг к другу «любезный брат» или иным подобным образом. Насколько осознанным было это обращение? Не секрет, что изначально возникая как вполне адекватные выражения охватывающих человека чувств, со временем ласковые и вежливые обращения выхолащиваются, теряют свой внутренний смысл, свою суть, своё истинное содержание. Кто ощущает высокую власть и мощь человека, обращаясь к нему «господин»? Кто ощущает всю глубину уз дружбы, обращаясь словом «товарищ»? Как много людей произносят слово «любимый» или «любимая» («солнышко», «лапочка», «прелесть») не испытывая и отдалённого подобия тех чувств, которые пытаются выразить? Итак, мысли человека выражаются с помощью слов. Но лишь в случае полной осознанности мысли находят адекватное выражение в языке – человек высказывает то, что в действительности думает. Слова выражают то, что желает передать говорящий. Если же – как это нередко происходит – слова используются по привычке, то искренность говорящего более чем сомнительна.
В то же время имеет место не только прямое воздействие – мысль определяет слово, но и обратное. Раз за разом используя одно и то же слово, человек возможно задумается о том, каково его значение и, может быть, испытает те чувства, которые выражают используемые им автоматически или по принуждению слова.

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 12 пользователям

Официальные и неофициальные девизы штатов США

Пятница, 14 Декабря 2007 г. 12:53 + в цитатник
'Наш Иисус лучше вашего'. Неофициальные девизы штатов США

У каждого штата США есть своя история, свои нравы и обычаи. Жители Нью-Йорка видят свою страну иначе, чем жители Техаса. У каждого штата есть свой официальный девиз, но неофициальные лозунги могут сказать о особенностях штатов гораздо больше. Мы приводим некоторые из них:

Алабама. Официальное прозвище: Camellia State\"Штат Камелий". Неофициальный лозунг: "Теперь у нас есть электричество!". Алабама считается одним из самых отсталых штатов США.

Аляска. Официальное прозвище The Last Frontier\Последняя Граница. Неофициальный лозунг: "10 тысяч эскимосов не могут ошибиться!"

Аризона: Grand Canyon State\"Штат Великого Каньона" ( в Аризоне находится Великий Каньон, одна из самых известных достопримечательностей США). - "Жарко, но зато душно".

Арканзас: The Natural State\"Государство Природы". Неформальный лозунг: "А на хрена нам эта грамотность?"(арканзаские школы считаются одними из самых худших в США). Экс-президент США Билл Клинтон\Bill Clinton до переселения в белый Дом был губернатором Арканзаса.

Теннеси: Volunteer State - "Штат Добровольцев" или "Штад харошива абразавания". Те же причины.

Калифорния: The Golden State - "Золотой Штат". Прозвище получено по двум причинам: во-первых, некогда здесь были обнаружены значительные месторождения золота, что вызвало первую в стране "золотую лихорадку", во-вторых, по цвету апельсинов - Калифорния славится своими фруктами). Неофициальное: "К тридцати годам в наших женщинах больше пластмассы, чем в наших автомобилях".

Колорадо: Centennial State - "Столетний Штат". Неофициально: "Не умеешь кататься на лыжах - нечего приезжать"(Штат известен своими горными курортами).

Делавэр. Официальные прозвания: First State - "Первый Штат" или Diamond State - "Бриллиантовый Штат". Неофициальное: "А чего, нам очень нравятся химикаты в воде".


Флорида: Sunshine State - "Штат Солнечного Света". Народное прозвище - "Заповедник безголовых водителей". Во Флориде живёт огромное количество пенсионеров. Из-за этого в штате приняты правила дорожного движения, рассчитанные на пожилых людей.

Джорджия: Empire State of The South - "Империя Юга", Peach State - "Персиковый Штат". Неофициальный слоган: "Мы теперь почти не вешаем черномазых".

Гавайи: Aloha State - "Штат Алоха" (слово "Алоха" означат приветствие на языке коренных обитателей Гавайских островов - полинезийцев). На том же языке "Хака Ики Шама Лики" - "Смерть американским империалистам! Американские империалисты приезжайте отдыхать к нам и оставляйте у нас свои деньги!"

Айдахо: Gem State - "Драгоценный Штат" (так были названы вновь открытые месторождения, тогда находившиеся на территории нынешнего штата Колорадо). Неформальный девиз: "У нас хорошая картошка и... ну, и больше ничего. Но картошка хорошая!".

Айова: Hawkeye State - "Штат Хоки". На шотландском языке слово "хоки" буквально означает "корова с белой мордой". В русском языке наиболее близкое смысловое значение несет слово "деревенщина". Неформальный лозунг близок к формальному: "Мы делаем просто потрясающие вещи из кукурузы!".

Иллинойс: Prairie State - "Штат Прерий". Девиз: "Заруби себе на носу, что буква "c" не произносится!". Название штата положено произносить, как "Иллиной".

Канзас: Sunflower State - "Штат Подсолнечника". Фольклор: "Квадратный штат" - Канзас, действительно, имеет форму почти правильного квадрата, а канзасцы пользуются репутацией людей у которых "голова квадратная" (использована аналогия из известного неамериканского анекдота).

Кентукки: Bluegrass State - "Штат Голубой Травы". Народный вариант: "5 миллионов жителей, 5 фамилий". Молва приписывает кентуккийцам богатые традиции инцеста. Нечто подобное приписывают и жителям Западной Вирджинии.

Западная Вирджиния. Официальное прозвище: Mountain State - "Горный Штат". Неофициальное: "Одна большая счастливая семья... Мы говорим об этом совершенно серьёзно!"

Луизиана: Pelican State - "Штат Пеликана". Смысл прозвища двойной - во-первых, на территории штата гнездятся пеликаны, во-вторых, согласно древнегреческим мифам, пеликан символ жертвенного благородства. Фольклор:" Мы не пьяные сумасшедшие, которые раздеваются на публике. Мы так заманиваем туристов!". Каждый год в Луизиане происходит известный фестиваль "Марди Гра". На фестивале много пьют и устраивают соревнования на лучшее раздевание.

Мэн: Pine Tree State - "Штат Сосен" или " Да, у нас холодно, но зато омары дешевые!".

Массачусетс: Bay State - "Штат на Заливе" и Old Colony - "Старая Колония". Неофициальный девиз: "Наши налоги выше, чем в Швеции".

Мичиган: Great Lakes State - "Штат Великих Озер"или Wolverine State - "Штат Росомах" (жителей Мичигана в США называют "росомахами"). Можно также :"Авангард обороны от этих диких воинственных канадцев".

Миннесота: North Star State - "Штат Полярной Звезды", Gopher State - "Штат Сусликов" (прозвище жителей Миннесоты). Или "10 тысяч озёр, 10 триллионов комаров".

Миссисиппи. Официальное прозвище: Magnolia State - "Штат Магнолий". Неофициальное: "Приезжай к нам и ты поймешь, как хорош твой штат".

Невада: Официальные прозвища звучат гордо: Sagefrush State - "Полынный Штат", Battle Born State - "Штат, Рожденный в Бою" (подразумевается, что территории штата стали полем битвы в войне между США и Мексикой в середине 19 века). Неофициальная версия: "Проститутки и азартные игры. И больше абсолютно ничего!" (на территории Невады находится знаменитый город Лас-Вегас, прославленный своими казино).

Нью - Джерси: Garden State - "Штат Садов". или "Хочешь узнать мой девиз?!! Я тебе покажу этот ##@# девиз!!!!". Жители этого штата считаются на редкость неприветливыми. В штате также действуют многочисленные гангстерские банды.

Северная Каролина: Tar Heel State - "Штат Смоляного Холма", Old North State - "Старый Северный Штат" или "Табак - это наши овощи!".

Род- Айленд: Официальное прозвище: Little Rhody - "Малыш Роди" (самый маленький по территории штат США), Ocean State - "Океанский Штат". Происхождение названия (в буквальном переводе, "Остров Род") точно неизвестно. Существуют две теории. Первая гласит, что итальянский географ Джованни ди Вераццано, нанесший этот участок суши на карту в 1524 году, заметил, что он размерами соответствует средиземноморскому острову Родос ("Родо" - в итальянской транскрипции). Вторая, что голландский мореплаватель, назвал остров "Руд Эйланд" (в буквальном переводе, "Красный Остров") - за цвет глинистых отложений. Естественно, появился шуточный слоган: "Честное слово! Мы не остров! Поверьте!".

Южная Каролина: Официальное прозвище: Palmetto State - "Пальмовый Штат". Неофициальное: "Гражданская Война ещё не закончилась!". Над государственными учреждениями штата до недавнего времени развивались знамена Североамериканской Конфедерации, которая была разгромлена в войне Севера и Юга полтора века назад.

Техас: Lone Star State - "Штат Одинокой Звезды". Или "A veces hablan un poco ingles" - "А иногда мы говорим и по-английски". В этом штате живет огромное количество выходцев из Мексики, и испанский язык намного популярней английского.

Юта: Beehive State - "Штат-Улей". Неофициальное: "Наш Иисус лучше твоего Иисуса!". В Юте живут мормоны, оригинально трактующие Библию.

Взято отсюда:
http://kris-reid.livejournal.com/185341.html#cutid1

Метки:  


Процитировано 1 раз

Время - скульптор

Суббота, 08 Декабря 2007 г. 12:20 + в цитатник
Настроение сейчас - задумчивое

Человек родился, человек живёт... С каждым прожитым днём, с каждой неделей, с каждым годом человек изменяется. Время становится скульптором, который правит своим резцом обличье человека, чтобы привести внешнее в согласие с внутренним.
Как забавны и симпатичны дети - время ещё не обтесало их, они полны жизни, они интересуются всем, они спасают мир, воюют с монстрами, совершают великие открытия. И время почти не трогает детей - они вырастают, сохраняя черты своего лица. Именно потому, что они - во всём.
Взрослые... Они обращают своё внимание на "важные" вещи - работа, дом, отдых. И славьте всех богов разом, если жизнь даёт взрослому разные эмоции - тогда его лицо останется... разным. Если же одна из эмоций будет доминирующей, то к ней приложатся соответствующие мысли (которые затем вызовут и усилят соответствующие эмоции). И время начнёт приводить внешнее в соответствие с внутренним. И опять - если эмоция, которой одержим взрослый, добра, то и лицо его будет добрым. Но такие случаи столь редко встречаются...
Посмотри на лица людей в автобусе и дай слово, что будешь разным. И добрым. А иначе всё, что у тебя внутри, время напишет на твоём лице.

Метки:  

История реконкисты

Воскресенье, 04 Ноября 2007 г. 17:54 + в цитатник
Весьма подробная информация по Реконкисте - не очень хорошо известной у нас странице европейской истории

Рождение нового обычая

Воскресенье, 04 Ноября 2007 г. 17:17 + в цитатник
Обычай – нечто древнее, идущее из седой старины. От этого слова веет архаикой, избами, хороводами… В нашем современном обществе осталось не так уж много сфер, где обычаи продолжают своё существование. Они вытеснены новациями, рациональным подходом, предварительным рассчётом, научной организацией труда.
Тем интереснее наблюдать рождение новых обычаев. Одной из немногих сфер, где они ещё сохраняются, является свадьба.
Свадебный ритуал – последовательность действий, которая считается обязательной. Цель ритуала: сделать так, чтобы молодые жили долго и счастливо. Целостный ритуал сейчас уже не встретишь, он распался на отдельные обязательные элементы. Это и есть свадебные обычаи.
Кратко перечислю те их них, что имеют хождение в нашей местности. Свадебный кортеж должен пересечь семь мостов. Жених и невеста должны возложить цветы к Кургану Славы. Жених должен перенести невесту через Красный мост (есть у нас такой исторический памятник – место кровопролитного сражения с французами в 1812 году). Жених с невестой, входя в ресторан, должны встать на овчину или шубу мехом вверх, выслушать благопожелания родителей и выпить бокал вина (бокал потом надо бросить через плечо и разбить).
Совсем недавно появились два новых обычая.
Первый – пару лет назад. Невеста должна попрощаться со своей фамилией. Для этого девичья фамилия пишется на бумажке. Бумажка вкладывается в опорожненную (гостями, естественно) бутылку от шампанского. Бутылка бросается в реку с того же Красного моста. Прежняя фамилия, уплывает, уплывает… всё, уплыла.
Второй обычай появился буквально этим летом. Суть его такова. Молодая пара, после росписи, приезжает – правильно, на Красный мост – и защёлкивает на перилах замок. (На замке пишутся имена жениха и невесты.) Это символизирует крепость брака. Для того чтобы брак стал подлинно нерушимым, ключи выбрасываются в реку. Обычай только зарождается. На перилах всего несколько замков. В начале сентября – кстати – не было ещё ни одного. Все эти замки – урожай последних двух месяцев.
 (700x525, 138Kb)

Метки:  

Римская система счёта

Среда, 31 Октября 2007 г. 16:22 + в цитатник
Разбирали на семинаре упадок Римской империи. Было высказано предположение, что одной из косвенных причины трудностей с управлением (кризис управление империей) была римская система счёта. Сложно представить, каким образом в неё осуществлялись даже простые арифметические вычисления. Нашёл на эту тему хоть и короткую, но хорошую статью.
Лежит вот здесь: Волков Арифметические действия у древних римлян.
Действительно, полный кошмар. Зная нашу, позиционную систему, в этой работать просто невозможно. Сколько труда тратить на умножения, деления и тому подобные вещи. Хотя ... Можно ведь и раба посадить, пускай хоть весь день два числа умножает. А не справится - на корм львам, в Колизей.
Позиционная система, появление знака "ноль" - выдающееся открытие в истории человечества.
Кстати, пока искал отметил, что фоменковцы на основании сложности арифметических действий в римской системе счисления утверждают, что ... Правильно, Рима не было вообще.

Метки:  

Методы познания - сейчас и раньше

Воскресенье, 28 Октября 2007 г. 10:53 + в цитатник
Современная метода научного познания стоит на теории, наблюдении и эксперименте. На этих трёх китах зиждется здание науки. Создаётся теория, которая будет подтверждена или опровергнута экспериментом. Или - производится наблюдения, устанавливается закономерность, опять-таки создаётся теория, которая снова подтверждается или опровергается экспериментом. Всё это кажется нам абсолютно естественным. Именно так работает наука – инструмент познания нашего общества. Отмечу, кстати, что результаты работы – вполне удовлетворительны.
Однако в иных сообществах познание может идти совершенно иначе, базируясь на иных основаниях. Так для традиционного общества китами познания являются традиция, восприятие и осознание. Традиция здесь – то, что унаследовано от предков. Священные писания, слова учителя (точнее – Учителя), заветы. Традиция определяет границы познания – она задает язык, на котором будет описан познаваемый мир. Она предписывает объекты, подлежащие познанию. На них направлено восприятие. Познающий стремиться воспринять объект познания. Если это получается – осознать его, растворить его в себе, а себя в нём, воссоединиться с ним. Сделать его составной частью себя, а себя составной частью него.
Так, например познание в рамках христианской науки будет ограничено догматами религии. Основной задачей познающего будет никак не получение нового знания о Христе и его учении. Это дань моде и обычаю настоящего времени. Главной задачей будет воспринять суть учения Христа, познать всю его глубину. Ощутить любовь Христа ко всему живому. Руководство к этому процессу – святые книги и традиции. Если получится – а получается далеко не у всех – то можно попытаться осознать христианство. Например – сделать неотъемлемой частью себя любовь к людям.

Метки:  

Роль шифу в обучении БИ

Суббота, 27 Октября 2007 г. 12:35 + в цитатник
Личное общение с учителем всегда считалось очень важным для обучающегося боевым искусствам Востока. Существует мнение, что овладеть ими без настоящего наставника невозможно. Те, кто придерживается этой концепции, рассказывают в подтверждение её множество историй об адептах, достигших мастерства после краткого общения с великим мастером.
Например притча, сообщаемая Медведевым. Суть её такова. Встретились три мастера боевых искусств, которые не могли одолеть друг друга и попросили одного отшельника рассудить, «чьё кунг-фу лучше». Расспрашивая о их практике, отшельник узнал, что первый из мастеров постоянно упражняет своё тело, а второй – сознание. Третий же – ничего не упражняет. Он лишь работал по дому у своего учителя и изредка общался с ним. И как-то само собой вдруг начало получатся...
Противники главенствующей роли общения с учителем, обвиняют её сторонников в любви к халяве (“пообщался с мастером – и уже сам мастер”) и низкопоклонстве перед Востоком (“раз с мастером не общался – значит и сам не мастер, а лапотник. И нечего со свиным рылом в калашный ряд...”). Дабы подтвердить свою позицию, они приводят множество историй о достижении людьми вершин мастерства без общений с высокомудрыми сенсеями.
Например – брянское ба-гуа (воссоздание в Брянске на основе нескольких движений всех тайн и секретов школы ба-гуа) и кавказское тхэквондо (то же самое).
Постараемся же разобраться в этом вопросе. Итак – в чём исключительность роли наставника при обучении боевым искусствам. В качестве опорной точки используем работу известного исследователя у-шу и Китая вообще А.А. Маслова.
Он, безусловно, разделяет ту точку зрения, которая отводит наставнику главенствующую и, более того, незаменимую роль.
Так Маслов в своей книге “Колокольца в пыли: странствия мага и интеллектуала” сообщает, что наличие наставника считалось необыкновенно важным. Без общения с учителем ничего не получится, никаких успехов ожидать не приходиться. Но этим дело не ограничивается. Маслов создаёт образ учителя, который скрывает секреты собственного мастерства, передавая эзотерические знания лишь своему ближайшему окружению, “внутренним ученикам”. Все остальные должны довольствоваться лишь экзотерическим знанием, стоящим неизмеримо ниже знания внутреннего. По мнению Маслова учителя этим не ограничиваются. Ими предпринимаются значительные усилия по обману и дезинформации всех не входящих в их школы. Также учителя намеренно фальсифицируют все материалы предназначенные для свободного пользования.
Почему Маслов уделяет такое огромное внимание тайне, сокрытию информации, которым будто бы занимаются мастера БИ? В чём суть общения с наставником, почему оно настолько важно? Попробуем ответить на эти вопросы.
Вначале о сокрытии информации. Утаивание мастерами неких ключевых моментов представляется вполне логичным – особенно тому, кто сам с ними общался. Он делает движение – в точности то же самое, что и у тебя, но одновременно бесконечно иное. И движение мастера всегда к месту, всегда оказывается решающим. Оно кажется совершенством... И любые попытки повторить его дают что-то подозрительно похожее на пародию.
В такой ситуации действительно кажется, что мастер владеет каким-то секретом. Тем более что он очень часто выражается непонятными словами, вроде “Надо почувствовать противника”. Или “Останови мысли, успокой и сфокусируй сознание”. А иногда вообще “Ощути гармонию мироздания, прости и полюби своего врага”. Ясно же – скрывает. И создаёт “дымовую завесу” – говорит, будто никакого секрета нет, будто и вправду достаточно остановить мысли, чтобы достигнуть совершенства. Наверное бережёт тайны – для самых ближних учеников, для родственников своих.
Так, или примерно так, думает средний ученик. К тому же наличие тайны – секретных приёмов, суперстиля – весьма привлекательно. Во-первых – сила и мастерство нахаляву: овладел “очень секретным древним стилем” и сразу – хлоп! – супермен. Во-вторых, тайна сама по себе очень притягательна для человека. Многие коммерческие стили откровенно эксплуатируют эту слабость, заманивая именно обещанием тайного знания, секретных приёмов (да, да! Только вчера рассекреченная система рукопашного боя гондурасского спецназа! Никогда не слышали?!! Так я и говорю – только вчера рассекретили!).
Таким образом, желание приписать наставнику владение тайнами вполне понятно. Другой вопрос – а есть ли они, эти самые тайны мастеров? Одни говорят что есть, другие – что нет. Как обычно – правы и те и другие. Позволю себе процитировать любимого мною Еськова (“Евангелие от Афрания”): «сколь нибудь длительное сосуществование альтернативных концепций, как правило, свидетельствует о том, что они на самом деле взаимодополнительны и попросту «редуцируют» изучаемую реальность до различных ее сторон».
Причина существования двух подходов к “вопросу наставника”, вся суть проблемы состоит в том, что не осознаётся разница между тайной и секретом. А разница есть и она просто огромна.
Секрет – некая информация, утаиваемая человеком или группой людей. Причина утаивания в том, что обладание этой информацией даёт её владельцу определённые преимущества. Применительно к боевым искусствам секретом может быть тот или иной приём, система поражаемых точек и т.д. Секрет можно хранить очень долго, но рано или поздно он станет доступен всем. Ведь суть его именно в том, что владеть секретом может абсолютно любой.
Тайна как раз отличается от секрета тем, что её можно свободно разглашать через мегафон или печатать на листовках, а листовки раздавать всем встречным. Понять тайну сможет только тот, кто прошёл тем же путём, что и сообщающий её. Применительно к боевым искусствами тайны – это все те странные слова и лозунги, которыми в изобилии заполнена литература по единоборствам. “Успокой разум”, “Почувствуй своего противника”, “Услышь гармонию” и прочее. Раскрывающий тайну мастер вполне искренен – он действительно передаёт суть своего мастерства. Но чтобы воспринять её, нужно пройти тем же путём, что некогда прошёл он.
В этом и состоит суть общения с мастером. Именно при непосредственном контакте он получает возможность передать обучаемым своё восприятие окружающего мира. Свою тайну. Лишь посредством личного общения – т.е. когда мир становится общим – наставник может сформировать у ученика те же принципы и особенности восприятия, феномены сознания, что есть него самого. Плоскостное восприятие, инь-ян восприятие и многое другое – самому воспроизвести чрезвычайно сложно.
Однако некоторые тайны просто невозможно передать. Вспомним классическую историю о смерти основателя ба-гуа, когда ученики не могли оторвать от земли гроб с телом учителя. В конце концов из гроба раздался голос: “Как я уже говорил – никто из вас не постиг и десятой доли моего мастерства”. После этого гроб стал очень легким и его без труда подняли и понесли.

Метки:  

История древнего Рима

Суббота, 13 Октября 2007 г. 11:54 + в цитатник
ancientrome.ru/ Портал, посвящённый истории Античности. Огромное количесво материалов по древнему Риму: источники, книги, статьи.

Метки:  

Про иерархию

Суббота, 29 Сентября 2007 г. 21:09 + в цитатник
Настроение сейчас - задумчивое

Мы редко задумываемся над всей революционностью мысли и обыкновения, при котором младшая особь может приказывать старшей.
Сие обыкновение опирается на ряд концепций.
Во-первых - концепция изменчивости мира.
В неизменном мире архаической общины, рода "старший" значит "опытный". Проживший больше человек автоматически превосходит в своих знаниях и умениях тех, кто прожил меньше. Пашущий землю двадцать лет умеет это лучше, чем тот, кто пашет пять лет. Воин, сражавшийся пятнадцать лет, делает это лучше, чем сражавшийся всего пять лет. То же в отношении предсказания погоды, отношений между людьми и т.д. Отсюда и "совет старейшин" - только самые опытные могут решать судьбу рода, общины, племени.
В изменчивом мире ситуация иная. Не прямо противоположная, но иная. Новые знания появляются постоянно, каждый год, каждый месяц, каждый день нужно учиться жить в новом мире. Необходимо осваивать новые знания, новые умения, новую технику. Часто в силу инерционности мышления в этом более преуспевают молодые. У них нет никакого опыта и им всё равно, что осваивать. Более пожилые (кстати само слово - по-жилой, тот кто уже пожил - не старый, а поживший, т.е. опытный) вынуждены изучать всё заново. Как показывают современные исследования любая новизна чаще всего приносит сильный стресс. Например Курпатов в своей книге приводит любопытную табличку.
Стрессовое событие Баллы
1. Смерть супруга 87
2. Вступление в брак 77
3. Развод 76
4. Беременность 68
5. Серьезная болезнь, травма 65
6. Потеря работы 62
7. Разрыв прочной связи 60
8. Заем денег, дача в долг 52
9. Поступление на учебу 50
10. Изменение профессии, работы 50
11. Появление нового члена семьи 50
12. Изменение личных привычек 45
13. Изменение условий труда 43
14. Переезд на другую квартиру 42
15. Увольнение супруга с работы 41
16. Изменение в способе досуга 37
17. Смена в религиозной практике 36
18. Изменение в режиме сна 34
19. Изменение личных финансов 33
20. Развлекательная поездка 33

Естественно, что человек из чувства самосохранения стремится избежать стресса и отказывается не то что изучать новинки, но и вообще признавать их существование и их право на существование.
В изменчивом мире молодые могут быть в отдельных вещах более опытными, чем пожилые и распоряжаться ими.
Во-вторых - концепция получения чужого опыта. В традиционном, глубоко архаическом обществе человек может получать опыт только путём непосредственного проживания каких-то ситуаций. Лишь со временем, по мере накопления знаний появляется возможность переживать ситуации, произошедшие с другими людьми - воспринимать чужой опыт. На этом, собственно, и построена наша цивилизация.
Передача опыта чаще всего происходит в форме рассказов, которые передаются от старших - младшим. Это не меняет расстановку приоритетов - более пожилой не только больше пережил, он также и слышал больше и имел больше времени размышлять над тем, что слышал.
Серьёзно меняет ситуацию только возникновение книгопечатания. Это означает появление большого количества доступных многим текстов. Содержащаяся в них информация способна дать человеку опыт множества людей разных поколений. При условии конечно, что он будет читать и размышлять над прочитанным. Это означает возможность набраться опыта, не проживая специфические ситуации. Возможность получить огромное количество опыта за минимальный промежуток времени. Так в одной книге может содержаться опыт, накапливаемый столетиями. Естественно, что даже более молодой, но много познававший человек, будет опытнее, чем пожилой, но не обучавшийся.

Метки:  

Наблюдения за работниками архива

Среда, 19 Сентября 2007 г. 14:48 + в цитатник
Возник у руководства замысел написать историю нашего ВУЗа. Благо и повод есть – в следующем году нашей alma mater исполняется сорок лет. Для создания эпохального шедевра была образована рабочая группа из преподавателей кафедры истории. Подключили и меня. Поставили задачу – оцифровка данных, что означает: фотосъемка документов, перевод в электронный вид фотографий, дипломов и прочего. И вот в рамках выполнения своих обязанностей я намедни посетил архив.
Пока занимался фотографированием документов, то волей-неволей погрузился в жизнь архива. В зале присутствовало два работника. Одна из них весьма пожилая, вторая – наоборот – весьма молоденькая. При этом с пожилой работницей мои предшественники (преподаватели, которые отбирали материал для фотографирования) серьёзно поконфликтовали. Несмотря на прямой приказ ректора (архив – университетский), она отказывалась давать допуск к материалам. Помогла только угроза прямо сейчас отправиться в ректорат и пожаловаться на создаваемые препоны.
Наблюдая за поведением сотрудниц, отметил, что более молодая перенимает интонации и особенности поведения пожилой. При этом гербом что второй, что первой должна стать собака на сене. Девиз: «Я сижу на архивных документах, но доступа к ним никому не дам».
Возник вопрос – почему они так поступают? Зачем? Какова их мотивация? Что они от этого получают?
Ответ кажется простым – самоутверждение. Не допуская желающих до нужных им документов, они чувствуют себя важными людьми. Они получают уверенность в том, что от них многое зависит. Они наслаждаются негативными эмоциями посетителей. Этот момент является общим для многих чиновников, утверждающих собственное «я», утверждающих важность себя. Именно с этими товарищами связывается негативное отношение к бюрократии. (Отсюда, кстати, хорошо срабатывающая защита – безразличие. Проверял неоднократно – отключаешь эмоции и самые бюрократистые бюрократы как-то сразу теряют желание к проволочкам, перестают придираться и подписывают бумаги, решают нужные вопросы.)
Но и на этот вопрос возникает своё «почему»? Почему вдруг этим людям понадобилось утверждать себя таким образом? Почему они склонны возвышаться за счёт принижения остальных?
Думаю существенную роль здесь играет отношение к делу, которым занимаются эти люди. Как я выяснил служащие архива не являются профессионалами-архивистами, они просто здесь работают. Т.е. они не понимают насколько важна их работа, они не понимают её роль в жизни людей и всего общества. Следовательно они не гордятся своей работой, презирают её. Она им скучна и неинтересна (это было понятно из разговоров). Тот критерий, по которому сейчас обычно оценивают работу (определяют её место в иерархии занятий) – деньги – также не даёт поводов для радости.
Результат – человек считает, что он занимается никчемным делом и пытается хоть как-то компенсировать эту «неважность». Пытается доказать, что его работа важна. И для этого начинает третировать посетителей.

Метки:  

Сайт русско-японского общества

Вторник, 11 Сентября 2007 г. 16:02 + в цитатник
russia-japan.nm.ru/ Значительное количество статей по разным сферам жизни Японии. Информация по повседневной жизни современных японцев.

Метки:  

Аригато. Сайт по японской культуре.

Вторник, 11 Сентября 2007 г. 15:53 + в цитатник
arigato.mith.ru/ Солдиные статьи для серьёзного изучения.

Метки:  

Сезоны - новая серия фотографий в фотоальбоме

Воскресенье, 09 Сентября 2007 г. 16:47 + в цитатник

Журавли

Воскресенье, 09 Сентября 2007 г. 16:33 + в цитатник
Предотлётные маневры журавлей - прелюбопытное зрелище. Прежде всего - учения проходят строго по графику. В шесть утра вся толпа пернатых - голов 600-800 летит с севера на юг. Вечером - часов в 7 - обратно. По пути производятся различные перестроения, как-то:
смена лидера
повороты в разные стороны
объединение в один большой клин и рассыпание большого на несколько маленьких.
При это отчётливо видно, что журавли именно УЧАТЬСЯ летать. Один из клиньев летит с большой скоростью и три лидирующие птицы начинают отрываться от основной массы. Отставшие поднажимают, в результате чего единая линия (боковая часть клина) разрывается на три отдёльных группы. Оторвавшиеся замечают, что опередили всех и притормаживают. Догоняющие не успевают притормозить, обгоняют лидирующих и получается небольшая куча-мала. И так далее.
В общем всё по поговорке: война ерунда - главное манёвры.
Несколько фото
 (700x525, 39Kb)

Метки:  

Гении и труд

Понедельник, 03 Сентября 2007 г. 16:02 + в цитатник
Настроение сейчас - задумчивое

Подумалось - а как соотносятся гениальность и трудолюбие?
Помнится читал книгу "Визит к минотавру", где была такая фраза: "Гению дозволено больше только в том, в чём он гений. А во всём остальном - нельзя. Иначе просто не хватит времени".
Это справедливо. Гений раскрывает свой талант, когда работает над ним, шлифует его, заставляет блистать всё ярче и ярче. Но сколько людей, которые были весьма способными, так и сгинули в безвестности? Которых не признали - и справедливо, не было за что признавать...
Гений появляется тогда, когда правильно сочетаются два фактора: талант и трудолюбие. Во-первых, оные факторы должны наличествовать. Во-вторых, трудолюбие должно быть направлено на талант. Тогда получится гений.
Если же факторы отсутствуют или не совпадают, то получается одно з двух.
Вариант 1. Талантливый в чём-то человек видит, что он опережает других. И не напрягается в этой сфере (к пример - в математике). А зачем? Я и так лучше! В том случае, если математика ему нужна только для школьного аттестата, то всё будет хорошо - трудный для других предмет пережит с лёгкостью, приятные воспоминания и пр. А вот если товарищ претендует на лавры Великого Математика - могут начаться проблемы. Претензии на гениальность, желание получить всё и сразу, несщответствие возможностей заявкам, раздражение, стресс, депрессии. Далее плавно переходим к психозам и психотропным веществам от алкоголя до наркотиков.
Вариант 2. Человек не имеет никакого таланта, но ОЧЕНЬ хочет и трудиться, трудиться, трудиться. В прошлом просто сказали бы - "Не мучайся. Бог тебе того не дал" и вопрос закрыт. Оставь в покое мольберт, иди тесто месить (валенки тачать и т.д.). Сейчас есть множество самоучителей, методик, технологий которые позволяют - теоретически - любому достичь чего-то в любой сфере деятельности. Несмотря на всю полезность осваивания новых знаний, умения и навыков, нужно с печалью заметить, что добиваться успехов такому человеку придётся намного дольше, чем обладателю хоть какого-нибудь таланта.
Мораль сей басни такова: найди талант и приложи к нему труд. И хорошо будет. Но как найти то, в чём ты талантлив? Достаточно ли удачи, первого успеха в каком-то деле, чтобы счесть себя обладателем таланта к нему?

Метки:  

Лето - значит отдых

Вторник, 14 Августа 2007 г. 10:39 + в цитатник
Настроение сейчас - Предвкушающее

Убываю в отпуск на оставшиеся две недели лета. В деревню. Бегство от цивилизации, так сказать :)

Метки:  

О порче

Понедельник, 13 Августа 2007 г. 23:16 + в цитатник
Сначала цитата:
"При одевании на одежде жениха полагают как можно более иголок (без ушек) и булавок. Делают это веря примете, что иголки и булавки предохраняют от порчи со стороны злых людей./237\ Прим 3. Существуют и другая подобная примета: жених во все свое свадебное время носит привязанную к телу сетку. По мнению суеверов, это также предохранительное средство от колдовства./237\"
Певин П. Народная свадьба в Толвуйском приходе, Петрозаводского уезда, Олонецкой губ. С. 219-248 // Живая старина, 1893, №2
На каких любопытных моментах останавливается взгляд.
1. Булавки и иголки в одежде от сглаза. Судя по тому, что метод применяется до сих пор, в нём что-то есть. Самолично читал несколько статей, предписывающих от сглаза носить в одежде булавки. Иголки не попадались, но где одно, там и другое. Обычная трактовка - дурной взгляд "наколется" на иглы и не пристанет, отвалиться.
2. Сеть на свадьбе. Вызывает в памяти русскую сказку, где девица, получившая задание придти к царю "не голой, не одетой", пришла завернувшись в сети. Царь на ней естественно женился. Возможно, что это сказочная переработка свадебного обычая.
3. О использовании слова примета. Здесь оно используется в необычном контексте. У нас обычно под приметой понимается некое наблюдение за внешним миром, по результатам которого предсказывается какое-либо будущее.
Здесь же, такое впечатление, люди искусственно подгоняют под примету свои действия, чтобы добиться желаемого будущего. Довольно интересный подход.

Метки:  

Интересная книжка

Суббота, 11 Августа 2007 г. 20:09 + в цитатник
Настроение сейчас - хорошее


Посещение библиотеки - как обычно - привело к открытию интересных книг.
Удар Солнца, или Гири - чувство чести : [Сб. ст. рус. японоведов, работавших во Владивостоке на яп. каф. Вост. ин-та в нач. XX в. / Сост. В.П.Пинхасович. - Москва : Рос. гос. б-ка ; СПб. : Изд.-торговый дом "Летний сад", 1999. - 285, [2] с. ; 17 см. - (Восточная коллекция). бумажн переплёт


Содержит статьи русских японистов начала 20 века. Содержание с краткими аннтоациями:читать дальше

* Богословский Л. Харакири
Перевод с английского перевода с японского трактата о правильном совершении сей церемонии. Сам трактат где-то века 17-начала 18
Помещение, площадка, все церемонии связанные с этим ритуалом. Как объявляется приговор, как содержится преступник, стоит ли давать ему еду и прочее. Кто должен присутствовать на церемонии, какова последовательность действий, как и когда рубить голову и пр.

Далее - цитаты:

Когда человек убил другого, заранее приготовясь понести все последствия за свой поступок, казнь такого человека должна быть произведена со всей честью. Когда человек убивает другого на месте в припадке необузданной страсти и потом бывает сам ошеломлён и поражён своим поступком, нет нужды прилагать такое старание к ведению всей церемонии со щепетильной точностью./41\
Хотя бы он был самый смелый человек, то и тогда при близости смерти обычное хладнокровие может остановит его, и медлить с его казнью значило бы, по всей вероятности, заставить мужество осуждённого изменить ему. Поэтому, как только будет прочитан приговор, казнь должна быть немедленно приведена в исполнение./43\
Когда казнят обыкновенного человека, обвязывают его верёвками и таким образом принуждают занять своё место; но самурай, одетый в свои церемониальные одежды, принимает кинжал, предлагаемый ему на подносе, и умирает таким образом от своей руки. Поэтому нечего опасаться, что подобный человек сделает попытку к бегству./46\
Никто не может отказаться от предложения быть секундантом, потому что недостаточное искусство в умении владеть мечом, нужном при отсечении головы, - бесчестье для самурая./48\
Некоторыми указывается четыре момента, удобны для удара мечом: первый - когда секундант отходит, отдав поднос с кинжалом; второй - когда осуждённый притягивает к себе поднос; третий - когда он берёт кинжал в свою руку, и четвёртый - когда он делает порез живота./52\
Поднос с кинжалом ставиться таким образом, чтобы преступник наклонился за ним и создал удобный момент для удара./54\
Если осуждённый нрава неукротимого и буйного, то вместо кинжала ему поносят веер на блюде; если он будет протестовать против этой замены, то ему должно объяснить в ответ, что замена меча веером есть древний обычай./54\
Когда голова отрублена, то следует младшему секнаднту, взяв её за маковку и положив её на бумагу в левую руку, отнести её для осмотра свидетелю, как описано выше (для удостверения личности). Если голова лысая, то должно проткнуть левое ухо стилетом, который имеется при мече, и таким образом отнести её свидетелям./56\ ... Когда голова показана свидетелям, ассистент кладёт её в ведро./57\

* Богословский Л. Месть Кодзумы
История, закрутившаяся вокруг подаренного меча. Два самурая были сердечными друзьями. Один подарил другому меч и вскоре умер. Второй в знак благодарности, стал присматривать за сыном покойного. Тот же был человеком порочным и желал денег, а потому злился, что не получил подарков за меч. Узнав о гнусных слухах, распускаемых молодым человеком, самурай вернул подаренный меч, выразив своё мнение о моральных качествах сына своего друга. Тот, напав сзади, убил вернувшего дар. Его сын отомстил убийце.

Есть множество интересных деталей японской жизни. Например: Цена меча (без рукояти) хорошего мастера могла составлять от 600 до 1000 рё./59\

Между людьми благородными принято отплачивать за подарки прежде всего сердечной добротой, а потом уже соответствующим даром от чистого сердца./64\

* Богословский Л. К вопросу о характеристике японцев
Краткий текст, о важности идеала самурая, периода феодализма для японцев, для формирования японской нравственности.


* Богословский Л. Бусидо
Мощное и обстоятельное исследование самурайского кодекса. Очень интересно. Цитаты:

такой образ действий и направление жизни, при посредстве которого рыцари сохраняли свою жизнь и защищали честь и касту./90\
японское дзен равнозначно дхьяна. Оно означает такое состояние духа, для которого нет словесного выражения. Метод для этого - созерцание; цель - дойти до состояние, где всё подвластно чувству, где мысль, дойдя до полного сознания абсолютного, гармонически сливается с ним./92\
Истинное знание, по бусидо, приходит только тогда, когда ассимилируется в уме читающего и выражается в его характере. ... истинное же знание должно быть отождествлено с практическим приложением его к жизни. ... кит философ Ван Янмин: "Знать и делать - это то же самое"./95\
гисис - рыцарь без страха и упрёка./97\
От гиси происходит гири. Изначально - справедливый принцип. Затем - долг, обязанность. Прежде всего - перед родителями./97-98\
Когда ребёнок плачет, мать журит его: "Что ты, трусишка, плачешь т таких пустяков! Что ты станешь делать, если тебе отрубят руку в битве? Что ты скажешь, если тебе придётся совершить харакири?"/100\
Масамунэ: "Если человек перейдёт границы в благородстве, то он сделается нетерпимым, а если в милосердии, то он окажется слабохарактерным"./101\
В Европе, когда дарят, то стараются выставить на вид лучшие стороны подарка. В Японии наоборот. Выход по-европейски так. Этот предмет хорошо, если бы он не был таким, я не осмелился бы дарить его вам, потому что если бы подарил не хороший предмет, то обидел бы вас. Японец размышляет иначе. Вы так хороши, что нет для вас подходящего подарка - и вы не можете получить ничего, кроме того, что выбрано мною по моей личной воле, - так примите это не потому, что оно имеет действительную ценность, а потому, что эта вещь выбрана мною для вас. Было бы оскорбительно с моей стороны называть эту вещь достаточно подходящей для вас./108\
Масамунэ. Приличие, перешедшее известны границы становится ложью./109\
В расписках, которые выдавались должниками-купцами кредиторам, мы нередко можем читать: "В случае, если я не возвращу суммы, которую вы одолжили мне, я ничего не буду иметь против, если вы опозорите меня при народе"; или "если я не возвращу вам денег, вы можете назвать меня дураком"./110\
Идея чести выражалась словами на (имя), мэммоку (лицо), гайбун (слух)./111\
Великий Иэясу пишет: "Жизнь - это длинный путь с тяжёлой ношей на плечах. Не спеши же идти. Терпение есть основание долголетия"./112\
Человек, который жертвовал своей совестью для патрона, не уважался по бусидо: он был известен под именем "подлизы", снискивающего благоволение раболепством, или под именем вора, крадущего любовь низкопоклонничеством./115\
Треножник, который поддерживал бусидо, был ти, дзин, ю - мудрость, милосердие и храбрость. Самурай был по преимуществу человеком дела, знание же было только тенью его деятельности. Он пользовался им настолько, насколько оно касалось его профессии. Религия и теология были представлены священникам; самурай пользовался ими настолько, насколько они развивали храбрость./116\
вся тренировка самурая не благоприятствовала для развития числовых представлений./117\
"Меньше чем чего-либо люди должны желать иметь деньги, богатство есть наибольшее препятствие для приобретения мудрости". Считается дурным тоном говорить о деньгах, и неумение распознавать стоимость различных монет было признаком хорошего воспитания./118\
Умственная дисциплина, которая в настоящее время приобретается изучением математики, у самураев давалась литературными исследованиями и диспутами на этические темы. Очень немногими отвлеченными исследованиями занимались самураи, преимущественно их учение было направлено на выработку характера. Из трёх услуг, какие по Бэкону оказываются образованием, - удовольствие, украшение и развитие способностей, бусидо отдавало предпочтение последнему, от которого получалась польза при обсуждении и разрешении дела./119\
Самообладание - добродетель, которая была высшей чертой характера самурая./121\
И действительно, редко когда воспитанный человек пожалуется на свою судьбу. "Почувствуешь ты пятно на своей совести, раздражайся не речью, но работой над тем, чтобы изгладить его уединенно и спокойно"./122\
По бусидо, спешить для самурая со смертью и домогаться её считалось трусостью./125\
В 1869 году на съезде феодальных князей предложение запретить сеппуку было провалено 200 голосов против 3 при 6 воздержавшихся. ... Достойно замечания и то, что тот, кто сделал такой безумный, по мнению японцев, законопроект (Оно Сэнгоро), был заподозрен в преклонении перед западной цивилизацией и за своё смелое предложение был убит вскоре, после окончания прений по этому предмету. /131-132\
Сколько чести воздавалось человеку, пользовавшемуся мечом лишь при необходимости, столько же бесчестья падало на голову человека, обижавшего им в неподходящих случаях./135\
Китайский иероглиф "таинственный", "не поддающийся познанию" состоит из двух частей, однако означает "молодой", другая - "женщина", потому что физическая прелесть и утонченность свойств женского пола не могут быть поняты и объяснены мужским складом ума./136\
Для неё (японской женщины) считалось стыдом не суметь покончить с собой. Немногому ее учили по анатомии, но она должна была точно знать место для пореза не шее, и она должна была знать,/137\ как связать себе колени перед смертью, дабы тело её было найдено в целомудренной позе с коленями, связанными вместе./137-138\
* Богословский Л. История сорока семи верных вассалов
Наконец-то прочитал полный вариант. Оказыавется, там множество подробностей, о которых не сообщается в переложениях. Это надо читать.

* Спальвин Е.Г. Конфуцианские идеи в этическом учении японского народа
Исследование пяти конфуциан добродетелей - довольно обстоятельное.

* Мацокин Н.П. Японский миф об удалении богини солнца Аматэрасу в небесный грот и солнечная магия
Занятное исследование японской мифологии. Интересно прежде всего в целях изучения русского японоведения. Написана в духе "манизма", когда всё сверхъестественное представлялось олицетворением безличной магической силы - маны, а мифы о богах и духах - отражением древних ритуалов. В целом - занятно, но слишком уж по-европейски в духе конца 19 - начала 20 вв. Тогда исследователи получали удовольствие не столько от тайн и загадок, их изучения, сколько от объяснения всего дикарской неполноценностью.


Библиотека

Суббота, 11 Августа 2007 г. 19:43 + в цитатник
Настроение сейчас - Отличное

Полторы недели просидел в библиотеке. Получил колоссальное удовольствие!!! Огромное количество интересных книг, горы интересной информации. Вообще в новой Национальной библиотеке Беларуси очень здорово. Отличный электронный каталог, удобные рабочие места - с компьютерами!!! наконец-то избавился от двойного труда: сначала выписываем в тетрадку, а затем вносим в компьютер. И информация. Мегабайты информации (с) Робот №5, фильм "Короткое замыкание 2".
Словом всё, что надо для полного счастья!

 (700x525, 25Kb)

Метки:  

Размышления по дороге

Пятница, 10 Августа 2007 г. 10:06 + в цитатник
Ехал вчера из деревни в город, любовался пейзажем. Это очень умиротворяюще и вообще - красиво. Опять-таки, способствует размышлениям.
Вот, подумалось. (смотрел на рощицу из разных деревьев) Как изменчив наш язык. Активный словарный запас горожанина описывает множество реалий городской жизни - пробка, евроремонт, дорога (на работу). И вместе с тем из него исчезают или уже исчезли многие слова, описывающий природные реалии. Мы больше не живём в непосредственном контакте с живым миром. Поэтому нам не нужны сложные, дифференцированные понятия, описывающие отдельные аспекты и тонкости природы. Я например, из деревьев могу устойчиво определить березу по коре (но не по листьям), рябину по плодам, дуб и клён по листьям. И всё. Разумеется названия деревьев мне известны. Но они не связаны с обозначаемыми объектами в окружающем мире. Проанализировав ситуацию, я обнаружил, что потребности в знании названий деревьев у меня нет. Вполне достаточно обобщающего - дерево. Которое я применяют не только к деревьям растущим, но и к деревянным предметам. А ведь существует огромный корпус название предметов из дерева, которым уже почти никто не пользуется.
То же можно сказать в отношении птиц, травы, следов зверей и т.д.
Мир меняется...

Главный враг этнографа

Пятница, 10 Августа 2007 г. 09:31 + в цитатник
Главный враг этнографа - коты. Эти пушистые создания обожают знакомится и по приходе в дом устраивают такую КОТОвасию, что невозможно работать - постоянно хочется смеяться. У этой бабушки был симпатичнейший серый котёнок. Когда он запутался в нитке для цветов (по которой цветы карабкаются) девчонки впали в тихую смеховую истерику - и хочется смеяться, и нельзя. А мне приходилось стоять с суровым лицом и с усилием отводить глаза от резвящегося котика.
 (525x700, 21Kb)

Метки:  

Ещё про экспедицию

Пятница, 10 Августа 2007 г. 09:28 + в цитатник
Фото - проводим опрос бабушки. Отличный, кстати, респондент - очень много всего рассказала. В том числе и истории из личной жизни, из раздела - непознанное.
Например рассказывала, что перед войной (Великой Отечественной) все собаки вдруг стали громко выть, а в небе появился огромный крест. Несколько заговоров рассказала, пару историй про привидения и мертвецов. Побольше бы таких! (в смысле респондентов)
 (700x525, 24Kb)

Метки:  

Этнографическая экспедиция

Среда, 25 Июля 2007 г. 17:11 + в цитатник
Настроение сейчас - замечательное

С 22 уезжал в этнографическую экспедицию. Опрашивали пожилых людей на предмет рассказов про старые времена. Просто поразительно, сколько всего они ещё помнят. Фрагменты древних ритуалов, обрядов, заговоры, истории о нечистой силе, о покойниках... Столько всего интересного! Пейзажи очень красивые! Замечательно провёл время. Да и блага цивилизации начинаешь ценить намного выше, когда лишишься их (ненадолго).
По мере расшифровки записей выложу пару рассказов.

 (525x700, 22Kb)

Метки:  

Туман - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 25 Июля 2007 г. 16:26 + в цитатник

Про пустые понятия

Среда, 18 Июля 2007 г. 15:15 + в цитатник
Настроение сейчас - задумчивое

Классическая схема познания строится на движении от простого к сложному.
1. Ощущение - способность воспринять органами чувств какой-либо сигнал.
2. Восприятие - способность воспринимать совокупность сигналов как единое целое и выделять эту совокупность из потока остальных сигналов.
3. Представление - способность вызывать совокупность сигналов из памяти без воздействия на органы чувств.
4. Понятие - обозначение совокупности сигналов неким словом, знаком символом
5. Суждение - вынесение мнения о понятия.
6. Умозаключение - оперирования понятиями.
Создание понятия является одной из самых важных способностей человека. Именно создавая понятия и оперируя ими мы создали цивилизацию.
К сожалению, эта схема имеет один недостаток - необходимость восходящего движения по ней, обусловленное физиологией мозга.
Человек должен сначала пощупать предмет, поглядеть на него - восприятие, затем создать представление, а уж затем усвоить понятие. Однако наше образование и самообразование в последнее время всё больше начинает уходить от этой схемы, используя одни лишь понятия и оперируя только ими.
Человек получает знание в виде группы понятий. Ему надо усвоить их и изложить проверяющему. Этого достаточно для признания экзаменующегося знающим. Однако в этом случае происходит просто запоминание ряда понятий. Они излагаются, после чего память очищается и заполняется новым содержимым. Всем известен феномен студента на сессии, который к вечеру забыл то, что сдал утром на "отлично".
Происходит это как раз потому, что те понятия, которые изучаются - пустые. За ними не стоят представления, за ними нет восприятий. За ними ничего нет.
Это существенно ухудшает обучение - наш мозг приспособлен для работы скорее с конкретными объектами, чем с абстрактными (или с абстрактными, усвоенными как конкретные). Не случайно все системы запоминания предлагают играть с информацией, переживать её, создавать забавные сценки. Например система заучивания английских слов, построенная на поиске аналогии в русском языке и создании забавной картинки на основе обеих слов (когда учил сам, то, помнится юбку skirt представил как скирду в юбке).
Наличие пустых понятий вызывает непонимание. Памятный случай в школе. Учили Есенина "Хороша была Танюша, краше не было в селе...". Идёт обсуждение. Одна девочка заявляет: "Я вообще не понимаю, как можно покончить самоубийством от любви". У меня шок: "Откуда самоубийство??? Написано - На виске у Тани рана от лихого кистеня - как???" Ответ: "Ну, кистень, это что-то вроде пистолета". Занавес. Из-за пустого понятия неверно понят текст, иные впечатления, иное содержание.
Пустые понятия опасны. Объявляю им войну. Торжественно обещаю: как только встречу у себя пустое понятие, обязательно заполню его.

Метки:  

Страница латинского языка

Среда, 18 Июля 2007 г. 13:59 + в цитатник
linguaeterna.com/ru/ Латынь - язык науки и искусства в эпоху средневековья и нового времени. Учите латынь!!!

Социокосмос

Четверг, 12 Июля 2007 г. 22:32 + в цитатник
В колонках играет - Стары Ольса
Настроение сейчас - задумчиво-раздражённое

Разница между нашим восприятием и восприятием представителя традиционной (или архаической) культуры огромно. Это повторяется очень часто. Настолько часто, что многие их повторяющих её даже не осознают всю пропасть между нами и ними. НО не будем о печальном...

Сегодня я ещё немного углубился в тайны архаического мировоззрения. Помог мне в этом сайт найденный сегодня сайт про Географию крестовых походов (см ссылки).

Суть прокола сути заключается в том, что наше восприятие географии - описания окружающего мира - объективно. (Это, между прочим, относится ко всем наукам вообще.) Т.е. при создании такого описания - карты - мы стремимся опираться на те объекты, которые реально существуют. Которые объективно существует в нашем общем мире. Которые доступны для восприятия всем. Это всё то, что мы видим на любой нашей карте - города, дороги, лес, река, озеро, церковь и пр.

Нельзя сказать, что для представителя традиционной культуры характерно стремление описывать мир с опорой на субъективные объекты (воспоминания, священные тексты, мифы и пр.). Скорее у него отсутствует запрет на включение в карту мир наряду с реальными, объективными объектами ещё и субъективных, информационных объектов.

Пример. "Прямо, на север, 200 шагов до одинокой берёзы, потом на северо-восток...". Это современный. Традиционный выглядел бы скорее так. "Прямо, на север, идти, пока не придёшь в той берёзе, где девки кумуются, а оттуда...".

Карты вглядят очень похожими. И в традиционном варианте мы автоматически отфильтровали реальный ориентир - главное в этом сообщении. Но это для нас. Для них главным будет именно описание берёзы, её статус, связанный с ней текст. Именно этот текст определит содержание участка дороги (путь = совокупность участков)

И путешествия наши проходят всё в разных мирах. Мы движемся через мир объективный, который нам чаще всего неинтересен. Они шли через мир, наполненный субъективными объектами и уже поэтому их дорога была интересной и бесконечно разнообразной.

Метки:  

Историческое пространство XIII века

Четверг, 12 Июля 2007 г. 15:23 + в цитатник
century13th.narod.ru/ Сайт описывает социально-географическое пространство части Средневековой Европы. На материалах участников крестового похода автор создаёт картину мира того времени.

Метки:  

Ваганты

Четверг, 12 Июля 2007 г. 14:46 + в цитатник
vaganti.narod.ru/ Сайт о вагантах

Метки:  

Поиск сообщений в Gies
Страницы: [1] Календарь