Ах, какая беда!...
(((((((((((((((((((((((((((((((((((((((
http://www.expert.ru/articles/2007/11/12/storm/
«Эксперт Online» / 12 ноября 2007
Осенний шторм
Александр Попов
Природная стихия стала причиной экологической катастрофы в Азовском и Черном морях. Вчера в них за один день из-за сильного шторма затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера, одна баржа находится в дрейфе. В итоге в воду попало около 6,8 тыс. тонн серы и около 1,3 тыс. тонн нефти. В ходе спасательной операции удалось спасти 35 членов экипажей, поиск еще восьми членов экипажа одного из сухогрузов продолжается.
Фото: Reuters
Шторм возник в районе Керченского пролива, соединяющего Черное и Азовское моря. По данным МЧС России, ветер здесь бушевал со скоростью более 32 метров в секунду, а волнение моря составляло 6—7 баллов.
Сначала вблизи порта «Кавказ» в Керченском проливе вчера в 4.50 по Москве разломился на две части танкер «Волганефть-139», на борту которого находилось 4,777 тыс. тонн мазута. Нефтепродукты танкер погрузил в Самаре и вез их на Украину. В воду вылилось, по разным данным, от 1,3 до 2 тыс. тонн мазута. В 10.25 в этом же районе затонул сухогруз «Вольногорск» длиной 103,6 метра и водоизмещением 2 тыс. тонн, на борту которого находилось более 2,6 тыс. тонн серы. Экипаж из восьми человек покинул судно на спасательном плоту и сумел высадиться на косе Тузла. Позднее затонул сухогруз «Нахичевань» с 2 тыс. тонн серы. А сухогруз «Ковель» с около 2 тыс. тонн серы на борту стал четвертым российским судном, потерпевшим бедствие в воскресенье. Судно начало тонуть после того, как получило пробоину, наткнувшись на затонувший сухогруз «Вольногорск».
На этом ЧП не закончились. Российский сухогруз «Вера Волошина», который перевозил сельскохозяйственную технику из Румынии в Россию, выбросило штормом на берег на мысе Меганом в районе Судака в Крыму. Потом в районе Керченского пролива сели на мель еще две баржи. Баржу «Дика» выбросило на мель, она была загружена 4149 тонн груза. Кроме того, в 14.00 по Москве сорвало с якоря баржу «Деметра». На ее борту находится 3750 тонн мазута. В районе Новороссийска сорвало с якоря турецкий сухогруз «Зиякос», на борту которого, к счастью, груза не было. Также в районе мыса Дооб село на мель грузинское судно «Хадж Измаил» с 18 тоннами стали на борту и 22 членами экипажа», шедшее под грузинским флагом с грузом металла из Мариуполя в Тарту. Кораблекрушение произошло в воскресенье около 11.00 по местному времени (12.00 мск). Судно затонуло, заходя в бухту в районе Херсонесского маяка. Еще два судна под грузинским и турецким флагами сели на мель вблизи порта «Новороссийск». Грузинское судно, ориентировочно по причине неисправности в машине, вынесло на мель в шести милях от порта, на его борту находилось 800 тонн металла. Судно ожидало дозагрузку в порту. А судно под турецким флагом находилось на якорной стоянке вблизи «Новороссийска». По причине сильного ветра оборвало якорь, и судно вынесло на мель. Судно шло порожняком, ожидая погрузку в порту.
Официальный представитель МЧС России Виктор Бельцов отметил, что все суда, потерпевшие аварию в воскресенье, относятся к классу «река-море». Чтобы избежать новых кораблекрушений, с рейда порта «Кавказ» в связи с сильным штормом были выведены 40 судов. На рейде остаются десять судов, в том числе два сухогруза с серой. В порту «Кавказ» работает оперативная группа Главного управления МЧС РФ по Краснодарскому краю, а в Ростове-на-Дону работает оперативный штаб Южного регионального центра МЧС России. Общее руководство спасательной операцией осуществляет Минтранс РФ, а координацию всех сил, задействованных в ней, — МЧС России.
По факту происшествия с танкером «Волгонефть-139» возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ – 252 («Загрязнение вод») и 263 («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта»). По информации транспортной прокуратуры, ЧП могло произойти из-за особенности классификации судна, которое не выдерживает сильного шторма. По словам представителя Южной транспортной прокуратуры, «в ходе дальнейшей проверки будет изучено, соблюдались ли капитанами предписания для таких модификаций судов, поскольку они (капитаны) были заблаговременно предупреждены о надвигающемся шторме».
По мнению представителя пресс-службы управления МЧС РФ по Краснодарскому краю, причиной ЧП с кораблями, «скорее всего, стало то, что экипажи судов пренебрегли штормовым предупреждением, которое вчера (в субботу) всем рассылалось». Новороссийский транспортный прокурор Максим Степаненко уточнил, что первое штормовое предупреждение было распространено 10 ноября в 17.15 мск. «То есть у всех капитанов судов была возможность для того, чтобы покинуть опасный район», — сказал он. Между тем, отметил прокурор, «сейчас пока затруднительно говорить о чьей-либо вине, так как капитаны судов находятся вместе с членами экипажей на аварийных плотах. Соответственно, до того как они будут допрошены, выяснены все обстоятельства дела, говорить о чьей-либо виновности будет преждевременно».
Руководитель Госморспасслужбы Минтранса России Анатолий Янчук назвал «Интерфаксу» три причины, приведшие к гибели и авариям судов в результате сильного шторма. По его словам, капитанам кораблей необходимо было учитывать внезапное ухудшение погоды. «К сожалению, у нас пока не научились точно давать погоду, и это подтверждают факты морских аварий», — отметил Янчук. Во-вторых, по его мнению, состояние судов, их характеристики, вплоть до технического обслуживания судовых машин, также могли стать причиной аварий. «Третий компонент – человеческий фактор и принятие управленческих решений», — заявил глава ведомства. По его словам, будет проведен тщательный разбор всех без исключения обстоятельств случившегося. «Будет определена ответственность по каждому случаю подробно», — подчеркнул глава Госморспасслужбы.
К счастью, обошлось без значительных жертв. Спасатели смогли эвакуировать членов экипажей всех затонувших российских судов, кроме «Нахичевани». Спасти удалось только троих человек, находившихся на этом сухогрузе, судьба еще восьмерых членов экипажа остается неизвестной. Их поиски пока ведутся.
Печальны и экологические последствия ЧП. Вездесущий замглавы Росприроднадзора Олег Митволь назвал аварии в Керченском проливе серьезным экологическим происшествием. По его словам, для восстановления экологического состояния пролива потребуется не один месяц. По его мнению, особенно негативные последствия будут связаны с разливом нефти. «Это серьезное экологическое происшествие, которое потребует большого количества восстановительных, рекультивационных мероприятий», — сказал Митволь. Что касается опасности загрязнения серой, то, по словам Митволя, это вещество инертное и есть надежда, что оно не будет вступать ни в какие соединения, опасные для человека. «Тем не менее собрать ее очень сложно. Скорее всего, в ближайшее время будут предприняты попытки сразу после шторма поднять контейнеры, в которых находилось вещество», — отметил Митволь.
Но когда это произойдет, неизвестно. По прогнозу синоптиков, погодные условия в районе Керченского пролива будут ухудшаться. Ожидается усиление ветра до 35 метров в секунду. В Минтрансе подчеркнули, что для спасения людей и нормализации экологической обстановки в Керченском проливе принимаются все возможные меры. Однако сейчас активных действий по удалению нефтяного пятна предпринять нельзя из-за сильного шторма. В настоящее время большая часть мазута, разлившегося при крушении танкера «Волгонефть-139», осела на дно моря, поскольку при такой температуре воды это топливо не держится на поверхности. Небольшая часть нефтепродуктов дрейфует в сторону Украины. По оценкам экспертов, до наступления лета будет сложно решить вопрос об очистке морского дна.
Между тем другие эксперты считают, что ситуация с разливом опасных веществ чревата более серьезными последствиями. Так, президент Российского Зеленого Креста, одной из ведущих экологических организаций в РФ, академик РАЕН Сергей Барановский заявил РИА «Новости», что затонувший груз серы более вреден для экологии, чем даже разлив нефти: «Разлив нефти – это большая проблема, но еще большая проблема – затонувший груз серы. Сейчас масштабы возможного экологического ущерба зависят от оперативных действий МЧС и спасательных служб, но в любом случае это серьезная экологическая катастрофа».
Член комиссии Общественной палаты РФ по экологии Марина Медведева также назвала произошедшее экологической катастрофой. «Считаю, что разговоры о совершенной безопасности (разлива нефти и серы) являются совершенно безответственными. Особенно странными мне показались высказывания , что из-за разлива мазута Украина, если до нее дойдет мазутное пятно, сможет его легко собрать и получить безопасное топливо, это смешно и глупо», — сказала Медведева, которая является также председателем правления общероссийского детского экологического движения «Зеленая планета». «Я, к примеру, зная ситуацию, уже не смогу спокойно приехать на отдых на Черное море. И думаю, что большинство людей, которые будут знать и помнить об этой катастрофе, основательно подумают, прежде чем ехать туда отдыхать», — подчеркнула Медведева.