-Метки

2015 2022 9 мая 9мая avtandiline exo genuinelera gzos hand-made intersteno sandralis а.к. толстой автандилина актеры актрисы алексей локтев анна юрканская артисты архитектура аудио биография будущее бумага видео видеороманс вышивка вязание гзос годовщина день победы день рождения дизайн дизайн подарков друзьям жизнь зельдин зрители из бумаги интерстено интерьер история кино клавогонки комиссаржевка кошки красота кулинария курьезы ландграф литература лори любовь мастер-класс машинопись москва музыка новый год открытки память печатать подарки подарочная упаковка подарочные идеи поздравления поклонники поэзия праздник праздники путешествия ретро рукоделие ручная работа сайт санкт-петербург сборная команда рф и снг по машинописи своими руками скачать скоропечатание скорость слушать смерть смешно соревнования станислав ландграф стихи сувениры творчество театр театр армии театр им. в.ф. комиссаржевской театр им. комиссаржевской улыбнитесь упаковка учусь делать видео ушедшие артисты фото фотобанк фотограф цатра цветы чемпионаты юбилей юмор юрканская язык

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в GenuineLera

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.09.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 19895


к Дню Рождения Алексея Константиновича Толстого 5 сентября

Вторник, 05 Сентября 2006 г. 23:56 + в цитатник
К Дню Рождения Алексея Константиновича Толстого


..."Души постыдный торг со злобой дня
Стал для меня без смысла и значенья.
Для всех тревог бесследно умер я
И ожил вновь в сознаньи бытия."


- Не быстрый этот путь. На него ушла значительная часть жизни даже у такой красивой личности, как Алексей Константинович.



- - -
Кстати, постоянно всплывает - недавно даже процитировала в обсуждении у Надежного - из монологов Сатаны в Толстовском "Дон Жуане":
http://www.liveinternet.ru/users/642214/post19712007/page1.html
http://www.liveinternet.ru/users/642214/post19712007/page1.html

До чего же сходятся образы и мысли о взаимной связанности Добра и Зла у нашего современника - поэта и бизнесмена-"айтишника" - с "далеким" на полтора века флигель-адъютантом и личным другом российского императора. Как же важны остаются "вечные" вопросы для каждого, каждого, каждого из нас. :)


- - -
5 сентября - 24 августа по старому стилю. Через год исполнится 190 лет со дня рождения.

А его большой юбилей - до которого еще долго - я хотела бы встретить в его краях и с его произведениями.
Как знать?........



Примерный образ рабочего кабинета А.К. Толстого (из предметов его эпохи)


Авторы Козьмы Пруткова :) Алексей Константинович - на портрете справа.

Портреты авторов Козьмы Круткова в Музее-усадьбе А.К. Толстого в Красном Роге


Центральное здание усадьбы - "Охотничий замок" - было полностью разрушено, многие предметы обстановки утрачены. В восстановленном, а точнее - заново построенном доме большинство экспозиций носят чисто музейный характер.

Портрет А.К. Толстого кисти И.Е. Репина (копия либо этюд) в Красном Роге
Портрет А.К. Толстого кисти И.Е. Репина (копия либо этюд) в Красном Роге.

Фото сделала в 2003 году - в первый свой приезд в любимые края Алексея Константиновича.

upd 06.03.2009
И еще фото - в фотобанке Лори, серия "Алексей Константинович Толстой".
Там сейчас (март 2009) 17 изображений. Буду пополнять.

А.К. Толстой - серии фотографий в портфолио lori.ru/~genuinelera/

...
Теги: А.К. Толстой, Красный Рог, музей-усадьба, Жемчужниковы, Козьма Прутков, фото, портрет, мемориальный, Охотничий замок, юбилей, путешествия, писатели, биография, Дон Жуан, Сатана, жизнь, личность, выбор, приоритеты, любовь, Софья Миллер, стихи, друг императора, творчество, свобода, служба, отставка

А.К. Толстой, Красный Рог, музей-усадьба, Жемчужниковы, фото, Охотничий дом, юбилей, биография, Дон Жуан, Сатана, жизнь, выбор, любовь, Софья Миллер, стихи, друг императора, путешествия


Рубрики:  А_К_Толстой
Путешествия, достопримечательности
Метки:  

domosed   обратиться по имени Среда, 06 Сентября 2006 г. 11:31 (ссылка)
Дух времени таинственно прекрасен
ведь создан мир раздумий прошлых лет
живущий чарами творенья, согласный
душою трепетно внимя свет!
Ответить С цитатой В цитатник
Надежный-Надежный   обратиться по имени Среда, 06 Сентября 2006 г. 20:33 (ссылка)
А как его избежать, этого торга? Лер, ведь это же крайне не просто... Далеко нам видать еще до великих... У них и это получалось... И писали они так, что хочется перечитывать и перечитывать. Причем, пером, а не на компьютере... А у меня вчера вот блок питания на ноуте полетел, так и весь вчерашний и сегодняшний день вон... Одно слово, великие... Прежде чем на них равняться, дорасти надо сначала до их мироощущения и мировоззрения. Признаться, я мало читал А.К.Толстого. Надобно восполнить пробел ))) Спасибо, Лер!
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 07 Сентября 2006 г. 08:55 (ссылка)
domosed, ваш ответ ослепителен.
У меня нет слов!..
Ответить С цитатой В цитатник
domosed   обратиться по имени Четверг, 07 Сентября 2006 г. 09:49 (ссылка)
GenuineLera - прочувствовалось как то.
И это во многом благодаря вам, умеете вы подать эдакую ауру прошлого!
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 07 Сентября 2006 г. 10:18 (ссылка)
Надежный-Надежный, Саша, хочу верить классикам, что простота - высшая тайна :) Для меня даже только читать об этом - счастье.

А вот поломка на ноуте - тайна низшая, мдя :( Покой нам только снится.


Но равняться на великих можно ведь и не_буквально, это не_экзамен какой-нибудь, там, TOEFL или наподобие. (Что утешает).
Всё сводится к спросу с себя, внешние проявления могут быть одинаковые, а суть разная, правда? (Что тоже утешает, меня по крайней мере ;) ).
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 07 Сентября 2006 г. 11:18 (ссылка)
...С Алексея Константиновича стребовал свое, конечно, талант. Куда от таланта деваться? Тормошил и заставлял, чтобы ему обеспечили выход вовне. :) Т.е. Толстому было буквально необходимо как-то перестраивать жизнь, вести отсчет от совсем других ценностей, чем в его кругу.

А помогли таланту, я думаю, два обстоятельства. (Было, как обычно, много разного, но по большому счету возьмем - два). И очень-очень существенно помогли.

Во-первых, глубокая и счастливая любовь. К женщине, которая не_только разделяла его пренебрежение к внешнему блеску, но еще и по статусу не_была вхожа в "самый высший свет". Так что жениться и по-прежнему служить при дворе было бы, наверное, несовместимо. А он-то был флигель-адъютант и личный друг императора!

Вообще, если бы с Толстым не_случилось его великой Любви, ее бы следовало выдумать. Ведь у него могли, в конце концов, иссякнуть силы - многолетняя борьба за отставку, и с кем борьба-то? с волей небезопасного венценосного друга его, императора. Любовь Толстого поддержала, любовь его освободила. Если почитаете его лирику, её так немного, но туда поместилась, ведущая среди других тем, вся суть яркой истории этой пары.

Если коротко. Блестящий победитель женских сердец - Толстой, случается же такое, повстречался с любовью поздно, когда его молодость была уже позади. Оттого он особенно ценил и дорожил обретенным счастьем. Он, конечно, рвался соединиться со своей Софьей Андреевной в открытую. (Тем более, вообще по натуре это был человек на редкость открытый и прямодушный). Но - несколько лет ему пришлось встречаться с нею тайно, считаясь с разными ограничениями: и придворными, и развода от мужа Софьи Андреевны дожидаться, а еще дольше - просто по-сыновни жалеть свою мать, которая была бы насмерть оскорблена такой его женитьбой. Вот, а мать, навстречу, сына не_пожалела, хм... И уже после смерти матери, тогда ему оставалось преодолеть только внешние обстоятельства - выпросить отставку). А обретя наконец свободу, он женился, и они уехали туда, куда стремились, - в деревню, в Красный Рог. К нормальной, как они считали, жизни и к литературному творчеству. Софья Андреевна сама не_была писательницей, но она тонко и глубоко понимала человеческую и творческую личность Толстого, умела как бы "заполнить" своим общением и поддержкой самые насущные для него уровни.


И второе - у Алексея Константиновича, он ведь граф, было что кушать и где жить, элементарная материальная обеспеченность :) имение какое-никакое там, в Красном Роге.

Когда они с Софьей Андреевной уже были женаты, то драгоценные ее братья принялись успешно разорять имение под видом, что они им "управляют". (У Толстого не_хватало духу обидеть Софью Андреевну - прогнать ее братьев от дел. А сам он был непрактичный до полного хозяйственного беспонятия -). А у Софьи Андреевны был непоправимый комплекс вины перед братьями, так как в ее юности одного брата, исключительно из-за ее личных неурядиц, застрелили на дуэли. Именно насмерть. Так что оставшиеся братья могли хоть жилы вытягивать из Софьи Андреевны, чем и пользовались).

Из года в год имение всё больше погрязало в долгах, Толстой этим всё же таки мучился, что он такой, прямо сказать, лопух в житейских делах. Но насчет простого куска хлеба на завтрашний день - уверенность обычно имелась. :) А много ли им надо было.

Только вот за границу на лечение уже становилось - внапряг. Или, тем более, просто съездить, для отрады души. Толстой был ценитель искусств, эстет и знаток, он прежде не_раз бывал в других странах с богатой историей и культурой, особенно восторженно любил Италию.
Эх, братья, братья!..

- - -

В целом и по главному счету, Алексею Константиновичу, конечно же, посчастливилось - для его личностного совершенствования был синтез предпосылок духовных и материальных (если избегать слов "высших" и "низших") :)

Хотя это, опять-таки, как считать. Зависит от точки зрения. Кто-то другой, не_такой взыскующий по натуре, даже не_принял бы во внимание всё то, что для Толстого становилось актуальными побудительными мотивами и составляло целый мир абсолютных ценностей.

- - -

А у кого-то одной из этих двух предпосылок нет, а то - нет и вовсе обеих. Что остается, хотела бы я знать, надолго бы меня ;) хватило в такой ситуации.

- Откуда вот ИЗНАЧАЛЬНО берётся (или не_берётся) совестливость и порядочность в человеке, интересно!..


- - -

upd 26.03.2009 :
В июле 2008 на сайте People's History нашла и выписала себе большую статью Неи Зоркой о Софье Андреевне Миллер и истории их любви:
http://www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post80678607/


Получается как бы перекличка в наших материалах. Конечно, я не_исследователь-учёный. :)

Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 07 Сентября 2006 г. 11:28 (ссылка)
Еще из его лирики стОит сюда добавить. Вот это, например:

"Господь, меня готовя к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь.
Одушевил могучим словом,
Вдохнул мне в сердце много сил.
Но непреклонным и суровым
Меня господь не сотворил.

И гнев я свой истратил даром,
Любовь не выдержал свою,
Удар напрасно за ударом
Я отбивая устаю.
Навстречу их враждебной вьюги
Я вышел в поле без кольчуги
И гибну, раненный, в бою."

На всю жизнь боец. Хотя о себе написал и так, что, мол, "Двух станов не_боец, а только гость случайный..." :)
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 07 Сентября 2006 г. 11:45 (ссылка)
domosed, Василий, пока я тут длинные свои комменты зашлифовывала, вы коротко опять такое написали, замечательное :)
Большое вам спасибо.

Аура прошлого, да, а знаете, вот он - А. К. Толстой - мне как-то чувствуется, словно это всё в нынешнем времени, в одной со мною жизни. И даже, словно бы в собственной моей жизни. :)
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 07 Сентября 2006 г. 12:20 (ссылка)
(продолжая длинные комменты)

Да, а знаменитый стих о его первой встрече с Софьей Андреевной! Правда, это, наверное, все знают, но всё-таки :-)

"Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел; но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал -
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный, и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь,
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь.

И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю.
Люблю ли тебя, я не знаю,
Но кажется мне, что люблю."

- - -

Исследователи его жизни и творчества пишут, что будто бы для Софьи Андреевны встреча произошла вовсе не "случайно", а что это был с её стороны обдуманный, подготовленный поступок.

Тут есть один примечательный нюанс.
Софья Андреевна, мягко говоря, не_обладала красивыми чертами лица. (Возглас Тургенева, который сначала узнал Софью Андреевну как-то тоже полу-заочно, наверное - в переписке, а потом встретил в реальности: "Что же я увидел! Лицо чухонского солдата в юбке.")))

Зато на балу, в маске - "тайна" покрывала её черты, а все привлекательные особенности внешности подчеркивались. В стихотворении Толстой запечатлел Софью Андреевну не общими выражениями и не комплиментарно. Он дал точную, конкретную зарисовку конкретной женщины. Одухотворенная глубина взгляда, роскошные волосы, стройная фигура, пленительность голоса и смеха.

А умение и готовность обнаружить в беседе свои душевные, личностные качества, утонченные годами тяжелых нравственных страданий! И проявить понимание собеседника! У них правда перекликались внутренние миры.

Вдобавок ко всему - гуманистический склад ума и широкая образованность.
Софья Андреевна, например, знала 16 иностранных языков, запоем читала в оригинале (на санскрите то есть!) буддийские средневековые философские труды и бог знает что еще )))
Ответить С цитатой В цитатник
Надежный-Надежный   обратиться по имени Четверг, 07 Сентября 2006 г. 14:03 (ссылка)
Лера! Как интересно! Откуда такие знания стольких частных и, видимо, конфиденциальных для того времени подробностей? Прямо как на экскурсии :))) Замечательно! Спасибо! Бис! :)))
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Пятница, 08 Сентября 2006 г. 16:23 (ссылка)
(радостный румянец) Засмущали :)

Правда ваша, было и есть желание сделать об А.К. виртуальную экскурсию. Это намётки -)

Знаний на самом деле немного, ведь это только о нём, а он мне как близкий человек, и столько лет.

Статьи литературоведов в изданиях его произведений - предисловия, послесловия, комментарии. И есть книга об Алексее Константиновиче в серии ЖЗЛ. Немножко монотонно написана, но информации море.
Письма самого Толстого.

А главное-главнейшее - его произведения.

И другое главное - человек БЛИЗКИЙ. Читаешь с пристрастием, каждая крупица бережно складывается в круп-ные запасы, из чего и варится постоянно каша )))
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Пятница, 08 Сентября 2006 г. 17:27 (ссылка)
(этот коммент будет серым цветом - обозначить, что он совсем уже необязательный из-за длиннющести, - но не_записать его не_могла. Вот, буквально, не_могла :) А может, кому-то окажется интересно прочесть.)


"Любим калифом Иоанн;
Ему, что день, почёт и ласка,
К делам правления призван
Лишь он один из христиан
Порабощённого Дамаска.
...
Иным призванием влеком,
Я не могу народом править:
Простым рождён я быть певцом,
Глаголом вольным бога славить!
В толпе вельмож всегда один,
Мученья полон я и скуки;
Среди пиров, в главе дружин, -
Иные слышатся мне звуки;
Неодолимый их призыв
К себе влечёт меня всё боле -
О, отпусти меня, калиф,
Дозволь дышать и петь на воле!"

(из поэмы "Иоанн Дамаскин")
История этого выдающегося человека, сквозь призму чувств самого А. К. Толстого. Или - история А. К. Толстого сквозь призму истории Иоанна??? :)
Но удивительная правдивость чувств. Не_столь везде замечательно стихосложение, а правда-доподлинность - ошеломляющая, пронзительная.
(Хотя, по части красоты стиха тоже... такие БЛИСТАТЕЛЬНЫЕ есть, только ахнешь и сердце замирает.)

"Коль ты пришёл отшельником в пустыню,
Умей мечты житейские попрать,
И на уста, смирив свою гордыню,
Ты наложи молчания печать!
Исполни дух молитвой и печалью -
Вот мой устав тебе в новоначалье.

Замолк монах. Нежданный приговор
Как гром упал средь мирного синклита.
Смутились все. Певца померкнул взор,
Покрыла бледность впалые ланиты.
...
И начал он: "Моих всю бодрость сил,
И мысли все, и все мои стремленья -
Одной я только цели посвятил:
Хвалить творца и славить в песнопенье.

Но ты велишь скорбеть мне и молчать -
Твоей, отец, я повинуюсь воле:
Весельем сердце не взыграет боле,
Уста сомкнёт молчания печать.

Так вот где ты таилось, отреченье,
ЧтО я не раз в молитвах обещал!
Моей отрадой было песнопенье,
И в жертву ты, господь, его избрал!

Настаньте ж, дни молчания и муки!
Прости, мой дар! Ложись на гусли, прах!
А вы, в груди взлелеянные звуки,
Замрите все на трепетных устах!

Спустися, ночь, на горестного брата
И тьмой его от солнца отлучи!
Померкните, затмитесь без возврата,
Моих псалмов звенящие лучи!

Погибни, жизнь! Погасни, огнь алтарный!
Уймись во мне, взволнованная кровь!
Свети лишь ты, небесная любовь,
В моей ночи звездою лучезарной!

О мой господь! Прости последний стон,
Последний сердца страждущего ропот!
Единый миг - замрёт и этот шёпот,
И встану я, тобою возрождён!

Свершилось. Мрака набегают волны.
Взор гаснет. Стынет кровь. Всему конец!
Из мира звуков ныне в мир безмолвный
Нисходит к вам развенчанный певец!


В глубоком ущелье,
Как гнёзда стрижей,
По жёлтым обрывам темнеют пустынные кельи,
Но речи не слышно ничьей;
Всё тихо, пока не сберётся к служенью
Отшельников рой;
И вторит тогда их обрядному пенью
Один отголосок глухой.
А там, над краями долины,
Безлюдной пустыни царит торжество,
И пальмы не видно нигде ни единой,
Всё пусто кругом и мертво.
Как жгучее бремя,
Так небо усталую землю гнетёт,
И кажется, будто бы время
Свой медленный звучно свершает над нею полёт.
Порой отдалённое слышно рычанье
Голодного льва;
И снова наступит молчанье,
И снова шумит лишь сухая трава,
Когда из-под кАмней змея выползая
Блеснёт чешуёй;
Крилами треща, саранча полевая
Взлетит иногда. Иль случится порой,
Пустыня проснётся от дикого клика,
Посыпятся камни, и там, в вышине,
Дрожа и колеблясь, мохнатая пика
Покажется в небе. На лёгком коне
Появится всадник; над самым оврагом
Сдержав скакуна запенённого лёт,
Проедет он мимо обители шагом
Да инокам сверху проклятье пошлёт.
И снова всё стихнет. Лишь в полдень орлицы
На крыльях недвижных парят,
Да вечером звёзды горят,
И скучною тянутся длинные дни вереницей."

(Самая первая, верхняя, цитата с купюрами, а вторую цитату выписала без купюр подряд, чтобы предложить возможность - полюбоваться, как самобытно здесь воплощено в самом стихе содержательное противостояние жизни и догмы, аскезы. - Непосредственно через "пластику" стиха, если можно так сказать. (Ритма, рифм). Как сам стих "реагирует" на содержание, изменяется вместе с ним!
Вот вторглась на секунду мирская жизнь, всадник этот с пикой, - и с ним вторгаются ожившие рифмы, упругость и стройность ритмики, а потом снова затухают, поглощаются.
А на самом деле, участки, кажущиеся здесь - почти-почти кажущиеся - белым стихом, они тоже рифмованные. :)

Строчки ущербные, обрывисто-короткие, им не_хватает дыхания, потому что рисуемая ими жизнь - неполноценная.

...Ах, как же мне всё это место нравится!..
:)
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Среда, 03 Октября 2007 г. 16:45 (ссылка)


На всякий случай (к ссылке, которую привела в основном постинге на дневник Александра Надежного: выписываю сюда те стихи Александра и обсуждение в его дневнике)


http://www.liveinternet.ru/users/642214/post19712007/page1.html
http://www.liveinternet.ru/users/642214/post19712007/page1.html


Такие вот мысли

Среда, 30 Августа 2006 г. 12:06

Хотя не каждому даны
Послушный конь и титул принца,
Пред Вечностью мы все равны…
Так почему ж Молчанье Сфинкса
Вдруг обернется Откровением
Для избранных, не всех, увы?
И обнаружишь с удивлением
Что Зло – с обратной стороны
Монеты с именем Добро,
И разницы в них нет…



EXO
30-08-2006 12:13
Давно.


Бьяночка 54 0
30-08-2006 12:19
красиво


Елена-я
30-08-2006 15:39
но...
монета станет на ребро
и выбор есть
монета ляжет на Добро....


Надежный-Надежный 29 0
30-08-2006 18:52
EXO, это окончание стиха? :) Здорово подходит )))


Надежный-Надежный 29 0
30-08-2006 18:52
Бьяночка, скорее глубокомысленно ))


Надежный-Надежный 29 0
30-08-2006 19:03
Елена-я,
хорошее продолжение... :)

Но я все больше убеждаюсь, что перестаю понимать, где Добро, где Зло...

Недаром говорят, хочешь получить зло от человека, сделай ему добро...

То, что для тебя добро, други зло и наоборот. Жить для других или для себя? А рочему не для себя? Ведь ты кому-то нужен и от этого они тоже добро получают. Но при это ты зло приумножаешь. И наоборот...

Поэтому, хочется продолжить:
"но...
монета станет на ребро
и выбор есть
монета ляжет на Добро...."
Чтоб Злом осесть...

:(

Видимо, не стоит затрагивать вечных истин... Не нашего уровня полет...


Appassionata
30-08-2006 20:59
Надежный-Надежный,
не согласна! Кто устанавливал эти "вечные истины", почему не нашего??? отличить добро от зла сложно - но можно, а как, да у каждого свое, рецептов нет....я так живу


Надежный-Надежный 29 0
30-08-2006 21:02
Appassionata, понимаешь, делая добро, ты неизбежно одновременно плодишь, того не замечая, зло. Это как закон сохраненния. Одно добро без зла не приходит. Баланс сохраняется. Поэтому, получается, неважно, что делать, добро или зло, раз такое...


Appassionata
30-08-2006 21:13
Надежный-Надежный,
не всегда, далеко не всегда...мы часто боимся делать добро - думая, что в ответ прийдет зло..но ведь бывает иначе и очень часто бывает иначе, я это знаю, иначе не была бы собой, не смогла бы выжить и жить...

Нужно жить, не опуская глаз,
Пусть беда свои глаза отводит,
И в глухом бессилии уходит,
Как волна уходит всякий раз...

Никогда не думать о плохом,
Счастья нет без привкуса полыни,
И когда-то, и потом, и ныне -
Это не считается грехом.


EXO
30-08-2006 21:16
Да, Саш, то было окончание стиха.


Надежный-Надежный 29 0
30-08-2006 21:26
Appassionata, про отвод ее, беды, глаз - это здорово сказано! :) Жаль, что она все же как волна. И, уходя, придет снова... Не знаю... Может ты и права. По крайней мере, так, как ты пишешь, хочется жить... А вот что получится в итоге, посмотрим........


Надежный-Надежный 29 0
30-08-2006 21:26
EXO, Кать, тогда я нагло заберу твою подсказку, не обессудь :)))))


Appassionata
30-08-2006 21:33
Надежный-Надежный,
Саш - что сами сделаем то и получится!!!
Ведь стихи - это душа
А души....


EXO
30-08-2006 21:36
Саша, а зечем же ты думаешь я её написала )))
просто это слово выстрелилось у меня как только я прочла последнее слово. Значит там ему место.


EXO
30-08-2006 21:41
А кстати про Сфинкса (извините не в тему, но к слову)
Прочла сегодня предположение, что старик Фрейд не зря назвал один из описанных им явлений Эдиповым комплексом, больше намекая не столько на отношения с матерью, сколько на то, что Эдип разгадал загадку Сфинкса, согласно мифологии.


Надежный-Надежный 29 0
30-08-2006 21:46
Appassionata, да, умеешь ты успокаивать :)


Надежный-Надежный 29 0
30-08-2006 21:49
EXO, говорят, что Наполеон тоже разгадал. И именно поэтому приказал стрелять в него из пушек. Зря, видно, учитывая, как он кончил жизнь. Попортил такой красивый фейс... Но Эдипом быть не хочется даже ценой разгадки загадки )))


EXO
30-08-2006 21:54
Скорее он бы не стал Эдипом, не начертай ему судьба участи разгадать загадку.


Надежный-Надежный 29 0
30-08-2006 22:02
Судьба, голубушка! Да не уготовь ты нам такой Эдиповой участи... :)))))


GenuineLera
01-09-2006 03:54
(Не_удержалась, пришла с томиком А. К. Толстого в зубах :) )


"В той области, где центра нет,
Где центром служит каждый пункт случайный,
Где вместе явно всё и тайно,
И где условны мрак и свет, -
Там все воззрения возможны,
Все равно верны или равно ложны.
Поэтому и ваш я допускаю взгляд,
И если на явлений ряд
С известной точки посмотрю я,
Готов, как вы, кричать я: Аллилуйя!
Ура! Осанна! Свят, свят, свят!
Усердья моего ничье не перевысит;
Досадно то, что результат
От точки зрения зависит."

(Это драматическая поэма "Дон Жуан". Оба отрывка - выше и ниже - из монологов Сатаны) ..."А что есть истина? Вы знаете ли это?
Пилат на свой вопрос остался без ответа,
А разрешить загадку - сущий вздор:
Представьте выпуклый узор
На бляхе жестяной. Со стороны обратной
Он в глубину изображен;
Двояким способом выходит с двух сторон
Одно и то же аккуратно.
Узор есть истина. Господь же бог и я -
Мы обе стороны ея;
Мы выражаем тайну бытия -
Он верхней частью, я исподней,
И вот вся разница, друзья,
Между моей сноровкой и господней."
Кстати, в постановке Виктора Шамирова (в Театре Армии, 1996) Сатана носил белый костюм, белую шляпу-перчатки-туфли-тросточку... и даже волосы. (У артиста Виталия Стремовского - ослепительно-серебрящаяся седина)). Сплошь в белом были и оба ангела.

Да, Судьба, голубушка... Раз уж результат суждений такой зависимый, уготовь нам (и тем, кто будет судить о нас) хотя бы стабильную точку зрения :)


Надежный-Надежный 29 0
01-09-2006 10:16
GenuineLera, Лера, какой замечательный пост! :) Спасибо! Так интересно, что об одном и том же приходится задумываться в разное время всем людям. Но как же здорово сказано у классиков... Есть о чем поразмыслить...


GenuineLera
06-09-2006 18:54
Спасибо, Саша. (А я еще не_решалась - постить или не_постить, длинное такое ))).

Да, интересно очень! и как даже сходятся образы, не_только мысли. У нашего современника - поэта и бизнесмена-"айтишника" - и у "далекого" на полтора века флигель-адъютанта, личного друга российского императора.

Как же важны остаются "вечные" вопросы для каждого, каждого, каждого из нас :)

К 189-й годовщине со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (5 сентября) начала выкладывать небольшую фотоэкскурсию по его музею-усадьбе в Красном Роге.
http://www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post20033447/

...Там, наконец, после многолетних усилий вырвавшись в отставку от друга своего императора, Алексей Константинович провел остальную жизнь. В Красном Роге написана значительная часть из его лучших произведений. Хотя некоторая часть создана им еще в Петербурге.
(Из самых известных - конечно же, в Петербурге "Средь шумного бала, случайно...", ведь иначе бы они и не_встретились )).


Надежный-Надежный 29 0 06-09-2006 21:46
GenuineLera, Лера, посмотрел фотки... Чем-то напомнили мне усадьбу Тургенева в Спасском-Лутавиново... Как же хочется убежать вот в такой вот уголок от этой суеты. И на подольше... Но... Все-таки не уйти от этого но...
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2007 г. 23:27 (ссылка)

На красиво придуманном поэтическом сайте Маши Школьниковой http://www.litera.ru/stixiya/ нашла страницы Алексея Константиновича Толстого, "главная" страница здесь: http://www.litera.ru/stixiya/authors/tolstoj.html

Там, наряду со стихами, увидела критико-биографический очерк С. Венгерова, взятый с сайта "Русский биографический словарь" http://kolibry.astroguru.com/01190209.htm

(Адрес перепечатки на сайте Маши Школьниковой:
http://www.litera.ru/stixiya/articles/273.html)

Выписываю сюда:

О Толстом (`Русский биографический словарь`)
С. Венгеров


Толстой (граф Алексей Константинович) - известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого (брата известного художника-медальера Федора Толстого). Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. В автобиографии Толстого (письмо его к Анджело Де-Губернатису при I т. "Сочинений" Толстого) мы читаем: "Еще шести недель я был увезен в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении".
Восьми лет Толстой, с матерью и Перовским, переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского - Жуковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и талант Толстого.

В 1826 г. Толстой с матерью и дядей отправился в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства. "Мы начали", пишет он в автобиографии, "с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь,- и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую "тоску по родине", в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай".

Получив хорошую домашнюю подготовку, Толстой в середине 30-х годов поступил в число так называемых "архивных юношей", состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Как "студент архива", он в 1836 г. выдержал в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета", и причислился к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне. В том же году умер Перовский, оставив ему все свое крупное состояние.

Позднее Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание и, продолжая часто ездить за границу, вел светскую жизнь. В 1855 г., во время крымской войны, Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого "стрелкового полка Императорской фамилии". Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка.

Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С.А. Миллер (урожденная Бахметьева), на которой он позднее женился. Письма его к жене, относящиеся к последним годам его жизни, дышат такой же нежностью, как и в первые годы этого очень счастливого брака.

Во время коронации в 1856 г., Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Толстой не захотел остаться в военной службе, егермейстером. В этом звании, не неся никакой службы, он оставался до самой смерти; только короткое время было он членом комитета о раскольниках.

С середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок - пошатнулось. Жил он поэтому большей частью за границей, летом в разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях - Пустыньке (возле станции Саблино, под Петербургом) и Красном Роге (Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа), где он и умер 28 сентября 1875 г.

В личной жизни своей Толстой представляет собой редкий пример человека, который не только всячески уклонялся от шедших ему навстречу почестей, но еще должен был выдерживать крайне тягостную для него борьбу с людьми, от души желавшими ему добра и предоставлявшими ему возможность выдвинуться и достигнуть видного положения. Толстой хотел быть "только" художником. Когда в первом крупном произведении своем - поэме, посвященной душевной жизни царедворца - поэта Иоанна Дамаскина - Толстой говорил о своем герое: "Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка" - это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такой мольбой: "простым рожден я был певцом, глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле". Совершенно с такими же мольбами встречаемся мы в переписке Толстого. Необыкновенно мягкий и нежный, он должен был собрать весь запас своей энергии, чтобы отказаться от близости к Государю, которому, когда он заболел под Одессой, по несколько раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья. Одно время Толстой поколебался было: ему показалось привлекательным быть при Государе, как он выразился в письме к нему, "Бесстрашным сказателем правды" - но просто придворным Толстой не хотел быть ни в каком случае. В его переписке ясно отразилась удивительно-благородная и чистая душа поэта; но из нее же видно, что изящная его личность была лишена силы и тревоги, мир сильных ощущений и мук сомнения был ему чужд. Это наложило печать на все его творчество.

Толстой начал писать и печатать очень рано. Уже в 1841 г., под псевдонимом Краснорогский, вышла его книжка "Упырь" (Санкт-Петербург). Толстой впоследствии не придавал ей никакого значения и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в 1900 г. переиздал личный друг его семьи, Владимир Соловьев. Это - фантастический рассказ в стиле Гофмана и Погорельского-Перовского. Белинский встретил его очень приветливо.

Длинный промежуток времени отделяет первое, мимолетное появление Толстого в печати от действительного начала его литературной карьеры. В 1854 г. он выступил в "Современнике" с рядом стихотворений ("Колокольчики мои", "Ой стоги" и др.), сразу обративших на него внимание. Литературные связи его относятся еще к сороковым годам. Он был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым, Панаевым и особенно с Тургеневым, который был освобожден от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого.

Примкнув ненадолго к кружку "Современника", Толстой принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в "Современнике" в 1854 - 55 годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова. Весьма трудно определить, что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем. Он обладал даром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии, в них разлитой (например "Спесь", "У приказных ворот"). Юмористически-сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов ("Порой веселой мая", "Потом богатырь" и др.) немало повлияли на дурное отношение к нему известной части критики.

Видное место занимают юмористические пассажи и в цикле толстовских обработок былинных сюжетов. Никогда не стесняясь в своих юмористических выходках посторонними соображениями, этот, по мнению многих из своих литературных противников, "консервативный" поэт написал несколько юмористических поэм, до сих пор не включаемых в собрание его сочинений и (не считая заграничных изданий) попавших в печать только в восьмидесятых годах. В ряду этих поэм особенной известностью пользуются две: "Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева" ("Русская Старина", 1878, т. 40) и "Сон Попова" (ib., 1882, No. 12). Первая из них представляет собой юмористическое обозрение почти всех главных событий истории России, с постоянным припевом: "Порядка только нет". Поэма написана в намеренно-вульгарном тоне, что не мешает некоторым характеристикам быть очень меткими (например об Екатерине II: "Madame, при вас на диво порядок процветает,- писали ей учтиво Вольтер и Дидерот,- лишь надобно народу, которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать". Она им возразила: "Messieurs, vous me comblez", и тотчас прикрепила украинцев к земле"). "Сон статского советника Попова" еще более комичен.- Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, "Русской Беседе", появились две поэмы Толстого: "Грешница" (1858) и "Иоанн Дамаскин" (1859).

С прекращением "Русской Беседы" Толстой становится деятельным сотрудником Катковского "Русского Вестника", где были напечатаны драматическая поэма "Дон-Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В "Отечественных Записках" 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого - "Смерть Иоанна Грозного", которая в 1867 г. была поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и имела большой успех, несмотря на то, что соперничество актеров лишало драму хорошего исполнителя заглавной роли. В следующем году эта трагедия, в прекрасном переводе Каролины Павловой, тоже с большим успехом, была поставлена на придворном театре лично дружившего с Толстым великого герцога Веймарского.

С преобразованием в 1868 г. "Вестника Европы" в общелитературный журнал, Толстой становится его деятельным сотрудником. Здесь, кроме ряда былин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии - "Царь Федор Иоаннович" (1868, 5) и "Царь Борис" (1870, 3), стихотворная автобиографическая повесть "Портрет" (1874, 9) и написанный в Дантовском стиле рассказ в стихах "Дракон". После смерти Толстого были напечатаны неоконченная историческая драма "Посадник" и разные мелкие стихотворения.

Меньше всего выдается художественными достоинствами чрезвычайно-популярный роман Толстого "Князь Серебряный", хотя он, несомненно, пригоден как чтение для юношества и для народа. Он послужил также сюжетом для множества пьес народного репертуара и лубочных рассказов. Причина такой популярности - доступность эффектов и внешняя занимательность; но роман мало удовлетворяет требованиям серьезной психологической разработки. Лица поставлены в нем слишком схематично и одноцветно, при первом появлении на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаются без дальнейшего развития не только на всем протяжении романа, но даже в отделенном 20 годами эпилоге. Интрига ведена очень искусственно, в почти сказочном стиле; все совершается по щучьему велению. Главный герой, по признанию самого Толстого - лицо совершенно бесцветное. Остальные лица, за исключением Грозного, сработаны по тому условно-историческому трафарету, который установился со времен "Юрия Милославского" для изображения древнерусской жизни. Толстой хотя и изучал старину, но большей частью не по первоисточникам, а по пособиям. Сильнее всего отразилось на его романе влияние народных песен, былин и лермонтовской "Песни о купце Калашникове". Лучше всего удалась автору фигура Грозного. То безграничное негодование, которое овладевает Толстым каждый раз, когда он говорит о неистовствах Грозного, дало ему силу порвать с условным умилением перед древнерусской жизнью. По сравнению с романами Лажечникова и Загоскина, еще меньше заботившихся о реальном воспроизведении старины, "Князь Серебряный", представляет собой, однако, шаг вперед.

Несравненно интереснее Толстой как поэт и драматург. Внешняя форма стихотворений Толстого не всегда стоит на одинаковой высоте. Помимо архаизмов, к которым даже такой ценитель его таланта, как Тургенев, относился очень сдержанно, но которые можно оправдать ради их оригинальности, у Толстого попадаются неверные ударения, недостаточные рифмы, неловкие выражения. Ближайшие его друзья ему на это указывали, и в переписке своей он не раз возражает на эти вполне благожелательные упреки. В области чистой лирики лучше всего, соответственно личному душевному складу Толстого, ему удавалась легкая, грациозная грусть, ничем определенным не вызванная. В своих поэмах Толстой является поэтом описательным по преимуществу, мало занимаясь психологией действующих лиц. Так, "Грешница" обрывается как раз там, где происходит перерождение недавней блудницы. В "Драконе", по словам Тургенева (в некрологе Толстому), Толстой "достигает почти Дантовской образности и силы"; и действительно, в описаниях строго выдержан Дантовский стиль.

Интерес психологический из поэм Толстого представляет только "Иоанн Дамаскин". Вдохновенному певцу, удалившемуся в монастырь от блеска двора, чтобы отдаться внутренней духовной жизни, суровый игумен, в видах полного смирения внутренней гордыни, запрещает предаваться поэтическому творчеству. Положение высоко-трагическое, но заканчивается оно компромиссом: игумену является видение, после которого он разрешает Дамаскину продолжать слагать песнопения. Всего ярче поэтическая индивидуальность Толстого сказалась в исторических балладах и обработках былинных сюжетов. Из баллад и сказаний Толстого особенной известностью пользуется "Василий Шибанов"; по изобразительности, концентрированности эффектов и сильному языку - это одно из лучших произведений Толстого.

О писанных в старорусском стиле стихотворениях Толстого можно повторить то, что сам он сказал в своем послании Ивану Аксакову: "Судя меня довольно строго, в моих стихах находишь ты, что в них торжественности много и слишком мало простоты". Герои русских былин в изображении Толстого напоминают французских рыцарей. Довольно трудно распознать подлинного вороватого Алешу Поповича, с глазами завидущими и руками загребущими, в том трубадуре, который, полонив царевну, катается с ней на лодочке и держит ей такую речь: "...сдайся, сдайся, девица душа! я люблю тебя царевна, я хочу тебя добыть, вольной волей иль неволей, ты должна меня любить. Он весло свое бросает, гусли звонкие берет, дивным пением дрожащий огласился очерет..." Несмотря, однако, на несколько условный стиль толстовских былинных переработок, в их нарядном архаизме нельзя отрицать большой эффектности и своеобразной красоты.

Как бы предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности, Толстой осенью 1875 г. написал стихотворение "Прозрачных облаков спокойное движенье", где, между прочим, говорит о себе:

Всему настал конец, прийми ж его и ты
Певец, державший стяг во имя красоты.
Это самоопределение почти совпадает с тем, что говорили о Толстом многие "либеральные" критики, называвшие его поэзию типичной представительницей "искусства для искусства". И, тем не менее, зачисление Толстого исключительно в разряд представителей "чистого искусства" можно принять только с значительными оговорками. В тех самых стихотворениях на древнерусские сюжеты, в которых всего сильнее сказалась его поэтическая индивидуальность, водружен далеко не один "стяг красоты": тут же выражены и политические идеалы Толстого, тут же он борется с идеалами, ему не симпатичными.
В политическом отношении он является в них славянофилом в лучшем смысле слова. Сам он, правда (в переписке), называет себя решительнейшим западником, но общение с московскими славянофилами все же наложило на него яркую печать. В Аксаковском "Дне" было напечатано нашумевшее в свое время стихотворение "Государь ты наш батюшка", где в излюбленной им юмористической форме Толстой изображает петровскую реформу как "кашицу", которую "государь Петр Алексеевич" варит из добытой "за морем" крупы (своя якобы "сорная"), а мешает "палкой"; кашица "крутенька" и "солона", расхлебывать ее будут "детушки".

В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пяти-векового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивляется притче" такой: "если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!" Он "пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?" В "Змее Тугарине" сам Владимир провозглашает такой тост: "за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет".

С такими идеалами, нимало не отзывающимися "консерватизмом", Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив "стяг красоты", он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать "детей" Базаровского типа. Не нравились они ему главным образом потому, что "они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити". На борьбу с этим "ученьем грязноватым" Толстой призывал "Пантелея-Целителя": "и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые". И вот, он сам выступает в роли Пантелея-Целителя и начинает помахивать палкой суковатой. Нельзя сказать, чтобы он помахивал ею осторожно. Это не одна добродушная ирония над "материалистами", "у коих трубочисты суть выше Рафаила", которые цветы в садах хотят заменить репой и полагают, что соловьев "скорее истребити за бесполезность надо", а рощи обратить в места "где б жирные говяда кормились на жаркое" и т. д. Весьма широко раздвигая понятие о "российской коммуне" Толстой полагает, что ее приверженцы "все хотят загадить для общего блаженства", что "чужим они немногое считают, когда чего им надо, то тащут и хватают"; "толпы их все грызутся, лишь свой откроют форум, и порознь все клянутся in verba вожакорум. В одном согласны все лишь: коль у других именье отымешь да разделишь, начнется вожделенье". Справиться с ними, в сущности, не трудно: "чтоб русская держава спаслась от их затеи, повесить Станислава всем вожакам на шею". Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Общий характер его литературной деятельности и после посыпавшихся на него нападок остался прежний, но отпор "крику оглушительному: сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли вымыслы ваши в наш век положительный!" он стал давать в форме менее резкой, просто взывая к своим единомышленникам: "дружно гребите, во имя прекрасного, против течения". Как ни характерна сама по себе борьба, в которую вступил поэт, считавший себя исключительно певцом "красоты", не следует, однако, преувеличивать ее значение. "Поэтом-бойцом", как его называют некоторые критики, Толстой не был; гораздо ближе к истине то, что он сам сказал о себе: "двух станов не боец, но только гость случайный, за правду я бы рад поднять мой добрый меч, но спор с обоими - досель мой жребий тайный, и к клятве ни один не мог меня привлечь".

В области русской исторической драмы Толстому принадлежит одно из первых мест; здесь он уступает только одному Пушкину. Исторически-бытовая драма "Посадник", к сожалению, осталась неоконченной. Драматическая поэма "Дон-Жуан" задумана Толстым не только как драма, для создания которой автор не должен перевоплощать свою собственную психологию в характеры действующих лиц, но также как произведение лирически-философское; между тем спокойный, добродетельный и почти "однолюб" Толстой не мог проникнуться психологией вечно ищущего смены впечатлений, безумно-страстного Дон-Жуана. Отсутствие страсти в личном и литературном темпераменте автора привело к тому, что сущность дон-жуанского типа совершенно побледнела в изображении Толстого: именно страсти в его "Дон-Жуане" и нет. На первый план между драматическими произведениями Толстого выступает, таким образом, его трилогия. Наибольшей известностью долго пользовалась первая часть ее - "Смерть Иоанна Грозного". Это объясняется прежде всего тем, что до недавнего времени только она одна и ставилась на сцену - а сценическая постановка трагедий Толстого, о которой он и сам так заботился, написав специальное наставление для нее, имеет большое значение для установления репутации его пьес. Сцена, например, где к умирающему Иоанну, в исполнение только что отданного им приказа, с гиком и свистом врывается толпа скоморохов, при чтении не производит и десятой доли того впечатления, как на сцене. Другая причина недавней большей популярности "Смерти Иоанна Грозного" заключается в том, что в свое время это была первая попытка вывести на сцену русского царя не в обычных до того рамках легендарного величия, а в реальных очертаниях живой человеческой личности.

По мере того как этот интерес новизны пропадал, уменьшался и интерес к "Смерти Иоанна Грозного", которая теперь ставится редко и вообще уступила первенство "Федору Иоанновичу". Непреходящим достоинством трагедии, помимо очень колоритных подробностей и сильного языка, является чрезвычайная стройность в развитии действия: нет ни одного лишнего слова, все направлено к одной цели, выраженной уже в заглавии пьесы. Смерть Иоанна носится над пьесой с первого же момента; всякая мелочь ее подготовляет, настраивая мысль читателя и зрителя в одном направлении. Вместе с тем каждая сцена обрисовывает перед нами Иоанна с какой-нибудь новой стороны; мы узнаем его и как государственного человека, и как мужа, и как отца, со всех сторон его характера, основу которого составляет крайняя нервность, быстрая смена впечатлений, переход от подъема к упадку духа. Нельзя не заметить, однако, что в своем усиленном стремлении к концентрированию действия Толстой смешал две точки зрения: фантастически-суеверную и реалистическую. Если автор желал сделать узлом драмы исполнение предсказания волхвов, что царь непременно умрет в Кириллин день, то незачем было придавать первостепенное значение стараниям Бориса вызвать в Иоанне гибельное для него волнение, которое, как Борис знал от врача, будет для царя смертельно помимо всяких предсказаний волхвов. В третьей части трилогии - "Царе Борисе" - автор как бы совсем забыл о том Борисе, которого вывел в первых двух частях трилогии, о Борисе косвенном убийце Иоанна и почти прямом - царевича Димитрия, хитром, коварном, жестоком правителе Руси в царствование Феодора, ставившем выше всего свои личные интересы. Теперь, кроме немногих моментов, Борис - идеал царя и семьянина. Толстой не в состоянии был отделаться от обаяния образа, созданного Пушкиным, и впал в психологическое противоречие с самим собой, причем еще значительно усилил пушкинскую реабилитацию Годунова. Толстовский Борис прямо сентиментален. Чрезмерно сентиментальны и дети Бориса: жених Ксении, датский королевич, скорее напоминает юношу эпохи Вертера, чем авантюриста, приехавшего в Россию для выгодной женитьбы. Венцом трилогии является срединная ее пьеса - "Федор Иоаннович". Ее мало заметили при появлении, мало читали, мало комментировали. Но вот, в конце 1890-х годов, было снято запрещение ставить пьесу на сцене. Ее поставили сначала в придворно-аристократических кружках, затем на сцене Петербургского Малого театра; позже пьеса обошла всю провинцию. Успех был небывалый в летописях русского театра. Многие приписывали его удивительной игре актера Орленева, создавшего роль Федора Иоанновича - но и в провинции всюду нашлись "свои Орленевы". Дело, значит, не в актере, а в том замечательно благодарном материале, который дается трагедией. Поскольку исполнению "Дон-Жуана" помешала противоположность между психологией автора и страстным темпераментом героя, постольку родственность душевных настроений внесла чрезвычайную теплоту в изображение Федора Иоанновича. Желание отказаться от блеска, уйти в себя так знакомо было Толстому, бесконечно-нежное чувство Федора к Ирине так близко напоминает любовь Толстого к жене. С полной творческой самобытностью Толстой понял по-своему совсем иначе освещенного историей Федора - понял, что это отнюдь не слабоумный, лишенный духовной жизни человек, что в нем были задатки благородной инициативы, могущей дать ослепительные вспышки. Не только в русской литературе, но и во всемирной мало сцен, равных, по потрясающему впечатлению, тому месту трагедии, когда Федор спрашивает Бориса: "царь я или не царь?" Помимо оригинальности, силы и яркости, эта сцена до такой степени свободна от условий места и времени, до такой степени взята из тайников человеческой души, что может стать достоянием всякой литературы. Толстовский Федор Иоаннович - один из мировых типов, созданный из непреходящих элементов человеческой психологии.

Собрание сочинений Алексея Толстого выдержало с 1867 г. 10 изданий; переписка его напечатана в "Вестнике Европы" (1895, No. 10, 11, 12 и 1897, No. 4, 5, 6, 7). Ср. о нем: Тургенев "Сочинения"; Анненков "Воспоминания и литературные очерки" (т. II); Скабичевский "Сочинения" (т. II); М. Стасюлевич ("Вестник Европы", 1875, No. 11); Ор. Миллер (ib., 1875, No. 12); И. Павлов ("Русский Вестник", 1876, No. 8 и 1878, No. 12); А. Никитин (ib., 1894, No. 2); Вл. Соловьев ("Вестник Европы", 1895, No. 5); Н. Языков (Шелгунов) ("Дело", 1876, No. 1); Леонидов ("Русская Старина", 1886, No. 6); Д.Д. Языков ("Исторический Вестник", 1885, No. 10 и 11); Нильский (там же, 1894, No. 6); Бельский ("Русское Обозрение", 1894, No. 3); Амон ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, 1); Соколов, Н. М. "Иллюзии поэтического творчества" (Санкт-Петербург, 1890); Перцов "Философские течения русской поэзии"; "Воспоминания М.Ф. Камонской, урожденной графини Толстой" ("Исторический Вестник", 1894, 2).

Источник: Русский биографический словарь. http://kolibry.astroguru.com/



Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами http://kolibry.astroguru.com/about.htm сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова http://www.rulex.ru/xPol/index.htm

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.



Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Суббота, 19 Июля 2008 г. 00:02 (ссылка)
Выписала статью о Софье Андреевне Миллер, с историей их любви:
http://www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post80678607/
http://www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post80678607/


Автор: Нея Зоркая
Сайт: People's History
Статья: Средь шумного бала
Адрес оригинала: http://www.peoples.ru/family/wife/miller/
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Цитата: фестиваль Серебряная лира в 2006 году Понедельник, 11 Августа 2008 г. 03:31 (ссылка)
25.08.2006
http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=95389BB3FF5A4F4197E45F1048C0AE1C

KM.RU (главная) -> Литература -> Журнал -> Событие -> Полный текст статьи

2-3 сентября на Брянщине пройдет Праздник поэзии «Серебряная лира» в честь А. К. Толстого

Алексей Толстой

Село Красный Рог Почепского района известно тем, что в нем располагалось имение поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого. В Красном Роге известный русский писатель провел долгое время и в нем же скончался в 1875 году. Хотя в XIX веке село относилось к Черниговской губернии, ныне краснорожские места считаются Брянщиной, и потому именно в Брянске проводится ежегодный праздник в честь одного из «отцов» Козьмы Пруткова и автора «Князя Серебряного», «Упыря», множества стихотворений, в том числе и знаменитого «Колокольчики мои…».



В этом году в Брянске и селе Красный Рог отпразднуют 189-ой годовщине со дня рождения А.К. Толстого. Вечером 2 сентября, в субботу, в Брянске в парке-музее Алексея Толстого местные литераторы встретятся на "поэтическом митинге" с поэтами из Москвы, Орла и Белоруссии.



В воскресение, 3 сентября пройдут основные мероприятия Праздника поэзии. Начнется торжество с возложения цветов к часовне-усыпальнице Алексея Константиновича и Софьи Андреевны Толстых. В 11.00 у дома-музея выступят поэты, там же состоится вручение литературной премии «Серебряная лира».
На «цветочной поляне» пройдет уже ставший традиционным парад цветов «Колокольчики мои» - выставка-конкурс цветов, костюмов и фитодизайнеров. На празднике будет работать «Охотничий привал», на котором можно будет продегустировать охотничьи трофеи, насладиться театрализованными юмористическими историями из охотничьей жизни, поучаствовать в конкурсах, играх и прочих забавах. На балюстраде музея устроят чайные и подворья, а на площадке у большой эстрады организуют конкурсы вальса, лирической песни и романса. Также покажут спектакль областного театра кукол, пройдет выставка изделий мастеров декоративно- прикладного творчества «Город мастеров».



На празднике планируется подписание соглашения между департаментом общего и профессионального образования, управлением культуры области и Брянской областной организацией Союза писателей России о сотрудничестве в сфере культурно-просветительской деятельности по подготовке и проведению в будущем году 190-летнего юбилея А.К. Толстого.


25.08.2006
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Цитата: Фестиваль Серебряная лира в 2005 году Понедельник, 11 Августа 2008 г. 03:41 (ссылка)
9 августа 2005 г.

http://www.bryanskobl.ru/news/2005/08/09/2594/

Новости / 2005 / Август / 9

4 сентября 2005 г. - Всероссийский праздник "Серебряная лира",
Всероссийский праздник "Серебряная лира", посвященный творчеству А.К.Толстого, традиционно проходит в имении графа А.К.Толстого в с. Красный Рог Почепского района. Этот удивительный, камерный по духу праздник - яркая жемчужина в спектре праздничных мероприятий Брянщины. С каждым годом он расширяется: увеличивается число его участников, добавляются различные эпизоды, организаторы продолжают большую работу по изучению культурного наследия А.К.Толстого. Творчество нашего замечательного земляка любимо не только жителями Брянщины, у него много почитателей в различных регионах России. На празднике непременно присутствуют гости из Москвы, Орла, Калуги.
Ежегодно почитатели творчества поэта совершают Ритуал Памяти у часовни-усыпальницы А.К. и С.А.Толстых. Под звон колоколов гости зажигают свечи, возлагают цветы, слушают поэтическое посвящение Поэту; далее совершается торжественное шествие гостей и участников к усадьбе А.К.Толстого.
Обязательным элементом праздника является поэтический митинг с участием почетных гостей - поэтов и писателей, где традиционно вручается премия "Серебряная лира" имени А.К.Толстого, учрежденная в 1998 году по решению администрации Брянской области и Брянской областной Думы для награждения талантливых авторов. Всегда интересны и содержательны экскурсии в музее А.К.Толстого.
К празднику усадьба украшается композициями из цветов и даров природы, которые щедро дарит уходящее лето. Возле дома-музея на "Цветочной поляне" проходят конкурс цветов "Колокольчики мои", блиц-конкурс фитодизайнеров, экологическая выставка. На тропинках усадьбы представлены картинки крестьянского быта и охоты. Необычный элемент праздника - "Охотничий привал", здесь проходят кулинарные конкурсы, дегустация охотничьих трофеев и состязания. В программе задействованы лучшие творческие коллективы Брянской области, выступают поэты и писатели - члены Союза писателей России.
Праздник проводится по инициативе администрации Брянской области, Брянской областной Думы, управления культуры Брянской области, Брянского областного методического центра "Народное творчество", Брянской областной организации Союза писателей России, администрации Почепского района Брянской области.
4 сентября в 10 часов начнется панихида в Успенской церкви, посвященная 130-летию со дня смерти А.К.Толстого, возложение цветов к часовне-усыпальнице С.А. и А.К.Толстых. Ритуал памяти сопровождают духовные песнопения в исполнении ансамбля "Радуга". По окончании ритуала состоится театрализованное шествие-экскурсия по тропе, ведущей в усадьбу. Проведет экскурсию директор Музея-усадьбы А.К.Толстого - заслуженный работник культуры РФ Трушкин М.Д. По мере рассказа участники попадут из одного эпизода в другой, экскурсия иллюстрируется "живыми картинками", которые создаются участниками фольклорных коллективов. Программа продолжится экскурсией по усадьбе А.К.Толстого.
Традиционные "Поэтические чтения" придадут неповторимый камерный дух празднику. Ведут поэтические чтения актеры театра драмы имени А.К.Толстого. Каждому посетителю усадьбы предоставится возможность прочитать стихотворение нашего великого земляка. Все желающие смогут принять участие в конкурсно-игровой программе "Аллея любви".
Детей будет ждать "Поляна сказок" - зрелищно-игровая программа с участием артистов кукольных театров, танцевальных ансамблей, конкурсами, викторинами, аттракционами. Театрализованное представление "Литературная усадьба Козьмы Пруткова" с участием актеров брянских театров представит инсценировки сатирических произведений и одноактные драматургические произведения К.Пруткова.
Кроме того, заслуживают внимания: пленэр учащихся БХУ, выступление камерного оркестра, "Колокольчики мои" - конкурсная выставка композиций из цветов, "И все земное я люблю" - конкурсная выставка композиций, картин из природных материалов, даров природы, урожая, "В руках и на шляпе цветы" - конкурс шляп и аксессуаров, выполненных из природных материалов, концерт приглашенных артистов - гостей праздника.
Яркой нотой праздника станет "Охотничий привал", где гостей приглашают "Охотничьи подворья" районов области, конкурсы и игровые программы охотничьей тематики. Уникальные изделия народных промыслов и декоративно-прикладного искусства предложит "Город мастеров".
Ждем вас на празднике! Дополнительная информация по т. 66-26-31
9 августа 2005 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Понедельник, 02 Марта 2009 г. 11:44 (ссылка)
upd 02.03.2009:

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

070873

- - -

free counters
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку