Татьяна Шмыга. Неукротимый мажор!.. |
1962 год. Татьяна Шмыга в роли Глории Розетти в оперетте "Цирк зажигает огни".
Фото: © РИА Новости. Штейнберг
http://www.rian.ru/photolents/20110203/325548449_2.html
http://www.rian.ru/photolents/20110203/325548449_2.html
(В фотоленте 15 прекрасных кадров)
Она вложила и талант, и сердце, и десятки лет истового труда в создание неиссякаемой радости для нас всех. Ее искусство излучало жизнь, блеск и энергию, на сцене она словно вихрилась, в бравурном напоре танца, музыки, озорства, красоты, счастья!
Да, только такою - в празднично-ярком ореоле предстает для меня Татьяна Шмыга. Даже теперь, когда мы, публика, вынуждены навсегда, навсегда проститься с примадонной.
А примадонна с нами не_прощается... Вот фотографии: она смотрится танцующей даже когда просто проходит по сцене, садится, встаёт, поворачивается. Вот интервью... Вот аудиозаписи: живой пленительный голос - на редкость подвижный, сохраняющий теплоту даже в лихачестве каскада - выдает "на-гора" "Карамболину, Карамболетту"!
(Если аудио не открывается, то попробуйте прослушать со страницы альбома на Яндексе:
http://video.yandex.ru/users/genuinelera/view/67/
http://video.yandex.ru/users/genuinelera/view/67/
Блистательная!..
* * *
http://news.mail.ru/society/5272505/
http://news.mail.ru/society/5272505/
Не стало самой знаменитой русской примадонны оперетты всех времен. Мы публикуем полностью интервью, взятое 2 года назад, к юбилею Татьяны Ивановны.
Татьяна Шмыга: «Я никогда не имела права болеть»
Изумительное солнечное сопрано, многогранный актерский дар (от комической субретки до лирической героини), виртуозный танец, женская красота и обаяние — за все это актрису обожала публика. А те, кто знали Татьяну Ивановну лично, любили ее и за редкую в актерском мире сердечность, искренность, простоту, интеллигентность. Судьба подарила ей уникальное творческое долголетие — она выступала до последних дней, причем на таком уровне, что зрители и подумать не могли, насколько нездоровится певице и какого мужества требует от нее каждый выход на сцену.
К юбилею Шмыги два года назад корреспондент «Труда» сделал с ней интервью. Но, как часто бывает, далеко не все, о чем тогда рассказала актриса в своей гримерной в Московской Оперетте, уместилось на газетную полосу. Сегодня мы публикуем ту беседу полностью.
— Татьяна Ивановна, ваше имя известно всем поклонникам оперетты. И вдруг недавно прозвучало, что на самом деле вас зовут Татьяна Яновна Мицкевич. Это не розыгрыш?
— Нет, это правда. Мой папа — поляк, его семья убежала в Россию в 1915 году от наступавших немцев. Папин отец носил фамилию Мицкевич. Но он рано умер, папе было всего 6 лет, и бабушка вторично вышла замуж. Вот тогда, очевидно, папа стал Шмыгой. Как-то на гастролях в Питере (мы возили туда спектакль «Эспаньола») я получила тому подтверждение. Ко мне подошла девушка-студентка из Польши и сказала, что по папиной просьбе разыскала его церковную метрику. Показала документ, где было написано: «Мицкевич Ян, сын Артема и Ксении».
— Не думали вернуть себе эту старинную звучную фамилию?
— Что вы, как я могла отказаться от папиной фамилии, тем более что его тогда уже не было в живых. Вообще родителей я обожала. Могу говорить о них сутками. Папа был инженер, но и он, и мама чудесно пели, танцевали. Умели жить радостно, хотя не были богачами. Помню, на Новый год, он же мой день рождения, папа поздно вечером ехал куда-то далеко за город, срубал трехметровую ель и ухитрялся незаметно привезти ее в Москву. Тогда это было опасно — до середины 1930-х елки были запрещены как религиозный пережиток. Но никто на папу не донес, хотя в квартире кроме нас жили еще восемь семей. Настолько все любили моих родителей.
— Вы учились у великого педагога — Доры Белявской, из класса которой вышли Тамара Синявская, Тамара Миансарова, другие знаменитые вокалисты.
— Ради Доры Борисовны я перешла из консерватории в ГИТИС, где она преподавала. То, что мой голос звучит и сегодня, — заслуга ее школы. Между прочим, продолжаю ходить на занятия, теперь к ее дочери Марине Никольской. Потому что перед каждым спектаклем надо, чтобы тебе помогли грамотно распеться, послушали, как звучит голос. Сколько у нас певцов, которые великолепно начинали, а потом случалось то, что называют словом «чес». Связки эксплуатировались не разогретыми, и голос быстро стирался, затрепывался. Вспомните, как замечательно пела Пугачева лет 20 назад, в период сотрудничества с Паулсом. Личность ярчайшая на нашей эстраде, но потом она поддалась дешевому вкусу, стала изображать из себя девочку, выходить на сцену чуть ли не в купальничке… А вы знаете, что я пришла в класс Белявской с узелками на связках? Мне их испортили в музыкально-театральном училище, а Дора Борисовна грамотными упражнениями мои связки вылечила.
— Когда вы попали в Оперетту, вас там тоже встретили легендарные люди — режиссер Туманов, артист Ярон, наконец актер и постановщик Владимир Канделаки, ставший вашим мужем…
— Я и не думала, что интересую Владимира Аркадьевича. Он —потрясающий певец, от Калхаса в «Прекрасной Елене» до Скарпьи в «Тоске», замечательный режиссер, человек, обласканный властью. И кто я рядом с ним — никому не ведомая молодая артистка. Но как-то, возвращаясь домой на троллейбусе, заметила следующую неотступно по пятам его «Победу». Я долго сопротивлялась ухаживаниям, ведь уже была замужем, однако его настойчивость оказалась сильнее… Знали бы вы, как это тяжело — быть женой лидера (Владимир Аркадьевич вскоре стал руководителем нашего театра). Мне доставалось на орехи больше всех. Например, я не имела права болеть. Есть и такая беда — я очень смешлива. Случись что-то забавное, все улыбнутся и забудут, а я хохочу, не могу успокоиться. Помню, во время спектакля «Цирк зажигает огни» актер Алчевский за кулисами перепутал проход и появился на сцене не из двери, а из камина. Меня разобрала смеховая истерика, пришлось давать занавес. А с репетиций Владимир Аркадьевич меня за смех просто выгонял.
— Актеры обычно с гордостью рассказывают о своих успехах, но предпочитают молчать о провалах…
— Я честно признаю, что такое тоже бывало. Например, спектакль «Касатка», где надо было играть этакую стерву, что совершенно не в моей натуре. К счастью, после первого же представления режиссер меня заменил. А однажды я провалилась в буквальном смысле. Нашему театру выпало первым налаживать контакты с Югославией, отношения с которой долгое время были плохими. Мы приехали в Титовград, где на площади соорудили помост. Публика держалась настороженно-враждебно. Исполняем дуэт из «Марицы», и вдруг во время танца подо мной проваливаются доски и я повисаю, зацепившись за один край ногой, за другой шеей. Ну все, думаю, калека на всю жизнь. А партнер Володя Каширский еще продолжает совершать па и только через какое-то время видит меня, застрявшую в провале. На секунду столбенеет, говорит «пардон» и вытаскивает меня за руку. Номер мы дотанцовывали уже под гром оваций, концерт был спасен.
— Вас с вашим изумительным, легким сопрано никогда не звали в оперу?
— Что вы, я бы и не пошла. Прекрасно знаю свои возможности. Голос не очень большой, его надо беречь. Даже в оперетте я не пела ни Сильву, ни Марицу, ни Вдову. Это сейчас какая-нибудь девочка без году неделя на сцене, и сразу звезда. А Туманов нам говорил: надо сперва сцену потоптать, в горничных походить. Моей первой большой ролью была роль трактористки, я полспектакля под трактором просидела, чего-то там чинила.
— Но сегодня оперетта не пользуется такой всенародной популярностью, какая у нее была в начале вашей карьеры.
— Очень жаль. Вы знаете, какая сильная сейчас труппа, какое талантливое молодое пополнение пришло. Те, кто попадает на наш спектакль «Большой канкан», говорят, что ничего подобного в мире нет — по темпу, виртуозности, отдаче. Но никакой рекламы! Наш директор Тартаковский убежден, что время оперетты прошло. Его сейчас в основном интересует мюзикл. Мне так жаль, что несколько лет уже не идет спектакль моего мужа, композитора Анатолия Кремера «Джулия Ламберт» по Сомерсету Моэму. Говорят — декорации развалились. У нас действительно очень мало места для реквизита, а если его держать на улице, он гибнет. Даже на мой день рождения, 31 декабря, в театре будет идти «Монте-Кристо». А мой юбилейный вечер состоится только 23 января.
— Муж в одном интервью сказал, что вы «добрая, хулиганка, жесткая, неорганизованная»…
— Ну уж хулиганка… Озорная — наверное. Не могу, например, когда он идет по коридору впереди — обязательно обгоню: терпенья нет ходить так медленно, как он. А в цейтнот попадаю, потому что хочется переделать кучу дел — и дом убрать, и щи сварить.
— Вы сами ведете хозяйство?
— Представьте себе. Хотя с недавних пор мне помогает одна женщина, приходит раз или два в неделю. Но муж признает только еду, приготовленную моими руками. За это ему частенько приходится отвозить меня в театр на машине — какой бы наворот дел ни был, я не имею права опоздать на репетицию. И еще ни разу в жизни не опаздывала. Благо мы живем рядом с театром, в том же доме, где Тамара Синявская, а до недавних пор и ее муж Муслим Магомаев.
— Это ваши друзья?
— Отношения добрые, хотя мы были у них в гостях только один раз. Муслим был закрытым человеком. И еще больше замкнулся с тех пор, как его отстранили от работы советником по культуре при посольстве Азербайджана. Это его сильно подкосило. Не знаю, чем руководствовались те, кто это сделал — может быть, завидовали славе Муслима. Но уверена — у них должна быть неспокойна совесть. Азербайджанское посольство — напротив нашего дома, и его ограда последние два месяца завалена цветами. Носят их, подозреваю, не послу Поладу Бюль-оглы, а Муслиму Магомаеву… Зависть — разрушительное чувство. Я сама никому не завидовала. Может, потому Бог и милостив ко мне, позволяет до сих пор петь, играть, любить.
«Труд» Общество: Персона
Теги: Россия, театр, интервью, некролог
6 Февраля 2011, 13:35
http://rus.ruvr.ru/2011/02/04/42750134.html
http://rus.ruvr.ru/2011/02/04/42750134.html
Женщина-праздник. Так говорили о Татьяне Шмыге - единственной примадонне оперетты, отмеченной еще в советские времена высшим артистическим званием страны - званием Народной артистки СССР.
...
Сейчас артисту легко стать популярным – телевидение, DVD, Интернет. Ничего этого не было в пору расцвета таланта Татьяны Шмыги. И все-таки ее знала и любила вся огромная страна под названием Советский Союз. А она любила оперетту, сравнивая ее с шампанским, "которое греет кровь, будоражит сердце, исцеляет душу, делая молодых - дерзкими, а людей в возрасте – молодыми".
Казалось, годы не имеют власти над Татьяной Шмыгой. "Я со своим возрастом иду по разным тротуарам», - любила повторять актриса. Какой труд стоял за этим – теперь никогда не узнать. Даже написанная ею после долгих уговоров книга "Счастье мне улыбалось" - не столько биография актрисы, сколько почти полувековая история советской и российской оперетты – искусства, которое у миллионов россиян ассоциируется с именем Татьяны Шмыги.
Эвелина Гурецкая: Памяти Татьяны Шмыги
Теги: оперетта, Москва, Культура, В России, Комментарии, Московский театр оперетты, Татьяна Шмыга
4.02.2011, 11:33
Рубрики: | _Театр Музыка |
Композитор и дирижер Анатолий Кремер скончался на 83-м году жизни
«Отец скончался в эту субботу днем, он тяжело болел», — сообщил сын композитора Игорь Романов.
МОСКВА, 2 августа. /ТАСС/. Композитор и дирижер Анатолий Кремер скончался на 83-м году жизни. Об этом ТАСС сообщил сын композитора Игорь Романов.
«Отец скончался в эту субботу днем, он тяжело болел, — сказал сын музыканта. — Рассчитываем, что прощание пройдет в среду, потом состоится кремация».
Игорь Романов добавил, что в театрах «Московская оперетта» и Театре Сатиры, где работал Кремер, сейчас каникулы, поэтому прощание, скорее всего организуют в 51-й больнице.
Анатолий Кремер пережил свою знаменитую супругу — Народную артистку СССР Татьяну Шмыгу — на четыре года. Он — автор музыки к множеству спектаклей, в том числе и для музыкального театра. Четыре сочинения Кремера — «Эспаньола», «Джулия Ламберт», «Катрин», «Джейн» — были поставлены Московской оперетте, главные роли в них исполняла Татьяна Шмыга.
Кремер также был главным дирижером в Московском Театре сатиры.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |