Воздействие водной стихии на человека неоднозначно: некоторых она пугает, некоторых, наоборот, притягивает.
Мировой океан, покрывающий большую часть поверхности земного шара, является вместилищем самых сокровенных тайн природы. Айвазовский считал, что «движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры». В наш технологический век, когда абсолютно все подвластно кисти электронной, творческие горизонты расширились до немыслимых пределов. Вот только доведется ли нам застать рождение из пены новой богини красоты?
Пейзажную фотосъемку можно также назвать «сумеречной», так как мастера ландшафтной съемки часто вершат свои дела на грани дня и ночи. И то, что рядом плещется никогда не засыпающее море, принципиально ни чего не меняет. Фотографы не любят резких теней, порождаемых полуденным солнцем. Лучше снимать морской ландшафт на рассвете или закате. Слабая освещенность способствует уменьшению бликов от волн и мокрого песка, который днем слишком сильно искрится под высоким солнцем.
Съемка при первых лучах солнца придает приморскому пейзажу особенный драматизм. «Низкий свет» способен кардинально преобразить снимок и придать ему мистический оттенок, что особенно ценится покупателями фотокартин. Утро дает возможность получить глубокие синие тона, недоступные в другое время суток. Однако при наличие смягчающих обстоятельств снимать прибрежный пейзаж можно и в средине дня. Все зависит от погоды. Пасмурный день может быть очень и очень плодотворным, особенно если стремиться получить ч/б снимок, для которого более принципиально переплетение образов и фактур океанского ландшафта, чем цветовая музыка солнечных лучей. Кстати, даже яркое солнце не является таким уж фатальным препятствием. Вам нужно только изменить масштаб съемки и сконцентрироваться на отдельных деталях пейзажа. Не всегда нужно раскрывать на снимке обширные просторы. Попробуйте передать атмосферу пейзажа через какой-нибудь характерный элемент. И тогда, быть может, вам удастся узреть великое в малом.
Одним из условий хорошего ландшафтного снимка является отсутствие на нем следов деятельности человека. Ибо в противном случае опосредованный диалог с природой теряет свою первоначальную остроту. Подверженные влиянию приливов и отливов, береговые ландшафты исключительно динамичны. Часто их фотографируют с очень длинной выдержкой, чтобы в концентрированном виде передать экспрессию стихии. Естественно при такой съемке используется штатив.
Вот несколько правил, которые выработали фотохудожники путем проб и ошибок:
1. Длительная экспозиция.
Длинная выдержка может придать прибрежному пейзажу таинственно-мистические черты. Складываясь друг с другом, волны застывают и образуют загадочную туманную субстанцию. Чтобы запечатлеть это, вам понадобится штатив и камера с низкой чувствительностью ISO. Ослабить световой поток, и, следовательно, увеличить выдержку, можно при помощи фильтров.
2. Снимать вширь.
Попробуйте пофотографировать с различных возвышенностей. В сочетании с низким положением камеры широкоугольный объектив усиливает ощущение пространства. Однако тут важно не переусердствовать, иначе ландшафт «размоется», не оставив наблюдателю явственной точки фокусировки. Имейте в виду, что любой широкоугольный зум привносит в кадр бочкообразные искажения. Их можно использовать в творческих целях или, наоборот, убрать при постобработке.
3. От заката до рассвета.
Утром и вечером освещенность прибрежного ландшафта наиболее оптимальна для фотосъемки. Время восхода и захода солнца меняется на протяжении года, поэтому фотографу важно знать расписание «небесной канцелярии», иначе говоря, он рискует пропустить все самое интересное. Планируя поездку, предусмотрите резерв времени на сборку оборудования и форсмажерные обстоятельства.
4. Тень на плетень.
Считается, что середина для – это не лучшее время для пейзажной съемки. Однако, снимая в монохроме, можно обыграть глубокие тени. Кроме того, ничто не мешает вам подать ландшафт абстрактным образом, сняв только фрагмент, не подверженный солнечным капризам.
5. Чем хуже – тем лучше.
Как ни странно, но погодные катаклизмы часто благоприятствуют съемке. Дождливое пасмурное небо придает пейзажу особый драматизм. Не говоря уже о том, что облачность позволяет увеличить выдержку.
6. Бороться и искать.
Океан богат на сюрпризы. Однако дожидаться милости от природы – занятие неблагодарное. Огромное количество перспективных ландшафтов остаются просто незамеченными. Поэтому тщательно исследуйте прибрежную зону.
7. Удивительное рядом.
Избегайте стереотипов в творчестве. Фотографы не должны эксплуатировать заезженный сюжет, в их среде ценятся необычные места и погодные условия.
Советы фотографу и фотолюбителям |