Авто с Федором Буцко
На замерзшем озере в финской части Лапландии компания Porsche проводит курсы вождения. На лед выезжают спорткары с моторами по 400-500 лошадиных сил. Отключив систему стабилизации, можно узнать настоящий характер автомобиля. В этом году занятия проходят на Panamera S, 4S и Turbo.
В мире все чаще говорят о потеплении климата. Как вы знаете, даже последняя Олимпиада чуть не сорвалась из-за отсутствия снега. Так может быть, стоило провести ее здесь, в Лапландии – со снегом тут, как видите, все в порядке.
В России на спорткарах ездят летом, а зимой пересаживаются на внедорожники. В Европе подобная сезонность менее выражена, причем даже в тех регионах, которые по количеству снега не уступят средней полосе России. Мы приехали на север Финляндии, чтобы проверить, каково это - ездить на спортивном автомобиле зимой?
Компания Porsche проводит курсы водительского мастерства на озере Пасасъярви неподалеку от городка Ивало, за полярным кругом. Всех желающих здесь учат справляться с мощным автомобилем на самом скользком покрытии.
В этом году впервые занятия проходят на автомобиле Porsche Panamera. Представлены три модификации модели: заднеприводная S, полноприводные 4S и Turbo.
Тобиас Тойрер, инструктор школы Porsche:
"Мы совмещаем развлечение с тренингом по безопасности. Здесь на озере можно отключить систему стабилизации и использовать дрифт, научиться контролировать и стабилизировать занос без риска для других участников дорожного движения.
Дрифт – это высокое искусство управления автомобилем. Мы используем его, чтобы научиться полностью контролировать динамику автомобиля. Если ездишь на пределе возможностей, нужно понимать, как может повести себя автомобиль в экстренной ситуации. На льду мы постоянно ездим на грани сцепления колес с дорогой. Это учит водителей правильно действовать в случае заноса".
Все автомобили обуты в специальную шипованную резину. В каждой покрышке по 200 шипов, длина каждого - 4 мм. Кстати, ездить по дорогам общего пользования в Финляндии на таких шипах запрещено.
Толщина льда на озере около 60 см, а вот так выглядит ледяная поверхность после шипованной резины.
Несмотря на столь внушительные "когти", от водителя требуется полное внимание и точные движения, чтобы удержать машину на траектории. Ведь во время езды по трассе система стабилизации отключена. Потеря и восстановление сцепления на скользкой дороге могут происходить очень быстро, и могут привести к заносу или развороту автомобиля. Но этого можно избежать.
Маркус Хофбауер, эксперт-испытатель Porsche:
"На льду очень важно плавно управлять машиной. Глядя со стороны, может показаться, что мы тут сходим с ума: колеса буксуют, машина идет в занос, водитель жмет на газ. Но все это делается с дозированным усилием. Водитель должен точно понимать, какую часть заряженной в автомобиль мощности он хочет сейчас выпустить. Все нужно делать с чувством.
Я процитирую Вальтера Рерля: чем больше действий я произвожу рулем, тем меньше могу нажимать на педали. И наоборот, если я прибавляю много газа или торможу, действия рулем должны быть очень экономными. Водитель всегда должен держать в голове баланс своих действий ".
При включенной системе стабилизации заднеприводная Panamera ведет себя почти также как полноприводная, но стоит нажать кнопку PSM Off, как поведение машин отличается кардинальным образом. Поэтому во время занятий ученики постоянно меняют одну машину на другую.
Вы видите, как проезжают круг две модификации Panamera. Обратите внимание на угол поворота передних колес. Для выполнения одного и того же упражнения на заднеприводной и полноприводной версиях от водителя требуются совершенно разные действия.
Трудно не увлечься играми с избыточной поворачиваемостью автомобиля. Достаточно нажать посильнее на газ, скорректировать рулем направление заноса – и вы уже проехали очередной поворот ледовой трассы "боком", поднимая в воздух целую метель.
Тобиас Тойрер, инструктор школы Porsche:
"При повседневной езде лучше не отключать систему Porsche Stability Management. Мы в шутку расшифровываем аббревиатуру PSM как "пожалуйста, спаси меня". Но здесь на озере нет других автомобилей, и движение идет в одном направлении, поэтому ничего страшного случиться не может".
В худшем случае водителя ждет небольшой сугроб на обочине трассы. На такой случай поблизости дежурят несколько внедорожников Cayenne с буксировочными тросами.
Маркус Хофбауер, эксперт-испытатель Porsche:
"Если много тестов провести зимой, то и спорткару можно привить первоклассные повадки для езды по снегу и льду.
Активный полный привод, который мы установили в Панамеру, решает одну из проблем полноприводных авто. Существовавшие до сих пор системы дают хорошую тягу, но проигрывают в продольной и боковой динамике и обладают сильным эффектом недостаточной поворачиваемости. Мы научили наш тяговитый полный привод активно ускоряться на прямых и в поворотах, чтобы поведение машины отвечало традициям марки Porsche. Кроме того, уже сама Панамера обладает достаточными предпосылками, чтобы стать отличным зимним автомобилем. К примеру, большая колесная база создает большую стабильность".
Любая Panamera оснащена фирменной системой Porsche Stability Management, которая объединяет целый комплекс средств безопасности. Среди них ABS и антипробуксовочная система, контроль тяги и дифференциала, ассистент торможения и ряд других электронных помощников. Причем даже выключенная PSM всегда готова откликнуться на призыв "пожалуйста, спаси меня". Сигналом тревоги может стать срабатывание антиблокировочной системы тормозов хотя бы на одном из передних колес.
Удивительно, насколько электроника может укротить нрав спорткара, насколько она нивелирует разницу между задним и полным приводом! При поддержке электронного разума четырехместный Porsche прост в управлении даже на самом скользком покрытии. А в умелых руках Panamera становится настоящим спорткаром для зимы.
Серия сообщений "Авто-мото":Всё про авто-мото
Часть 1 - Как правильно водить автомобили Mercedes-Benz
Часть 2 - Тест-драйв: Opel Insignia - стильный универсал
...
Часть 8 - Тест-драйв: обновлённой малышки Opel Corsa
Часть 9 - Тест-драйв обновленного автомобиля Kia cee`d
Часть 10 - Ледовый тест-драйв - Porsche Panamera
Часть 11 - Тест-драйв: Maserati Quattroporte