Дорогих читателей и авторов Camelot Club поздравляем с нашим юбилеем! - (0)
"КЛАССИКА" В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГАЛИНЫ - (2)
Бабушка - (0)
На разрыв... - (5)
Несравненная Майя: редкие фото,интересные факты и высказывания великой балерины - (0)
Новые праздники на Незалежной - (10)
Народный губернатор Доньасса Павел Губарев в коме после пыток - (7)
Веселый меланжевый пуловер - (0)
Милая болерошка - (0)
Вязание на мужчинку - (0)
Символ знаменательной даты - рябина 4 ноября отмечается праздник Дня Народного единства. Си...
Один из самых таинственных романов ХХ века. Музыкальные интерпретации ***** 13 февраля этог...
" ... мечтала о морях и кораллах". Новелле Матвеевой - 90 лет 7 октября 2024 года исполняется 90 ...
Интересная история прекрасного ЗЯБЛИКА ЛЕДИ ГУЛД Назван британским натуралистом и орни...
День знаний. Ему сегодня 40 лет! 40 лет назад, в 1984 году Указом Президиума Верховного...
Фонтхиллское аббатство — резиденция в готическом вкусе, выстроенная Уильямом Бекфордом, автором повести «Ватек» (1787). Современники сравнивали её с декорациями готического романа.
Готическая литература — жанр литературы, возникший во второй половине XVIII века и особенно характерный для раннего романтизма (предромантизма). Это произведения, основанные на приятном, эстетизированом ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. На рубеже XVIII и XIX вв. готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в континентальной Европе
Готическая литература — предтеча современной литературы ужасов и мистического жанра, она также повлияла на жанры детектива, фэнтези и научной фантастики. Готика закрепила в культуре многие из традиционных тропов, клише и образов, таких как вампиры. Многочисленные экранизации готической литературы породили готический кинематограф.
Знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Сверхъестественный омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа
Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».
«Уэверли, или Шестьдесят лет назад» — исторический роман Вальтера Скотта,
Представители:
Готического романа (The Gothic Romance)
Хорас Уолпол, середина XVIII века
«Замок Отранто» (The Castle of Otranto), первый «готический» роман, действие которого происходит в эпоху первого крестового похода. В этом романе нагромождены всевозможные ужасы: с неба падает шлем, убивающий принца, статуя предка одного из героев неожиданно начинает кровоточить, ему же является видение исполинской руки и т. п. Погружённый в детали мрачных и таинственных описаний, автор проводит в этом произведении идею рокового возмездия, падающего на потомков за грехи и преступления их предков
Также -драма «Таинственная мать» ,«Сомнения относительно характера жизни и царствования короля Ричарда III»
Клара Рив,-английская писательница,
Наиболее известным и обсуждаемым произведением Клары Рив является роман «Старый английский барон». Это первый роман Рив, принесший ей славу и популярность. В романе писательницей используется основной сюжет «Замка Отранто» Уолпола: законный наследник титула преследуемый и гонимый пытается добиться признания его права на наследство. Основное и единственное отличие — действие происходит в Англии.
Клара Рив написала романы «Два учителя»,«Школа вдов»,, «Образовательные планы», «Предназначение, или Воспоминания о жизни частного семейства» ,, а также первое в Англии исследование истории романного жанра – диалог «Становление романа»
Анна-Летиция Барбо ( июня 1743 — 9 марта 1825) — известная английская поэтесса, эссеистка и детская писательница, сестра писателя Джона Эйкина.
Мэри Шелли (урождённая Мэри Уолстонкрафт Годвин (30 августа 1797, Лондон — 1 февраля 1851, там же) — английская писательница, автор готического романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), который считается ранним примером научной фантастики. Она также редактировала и продвигала произведения своего мужа, поэта-романтика и философа Перси Биш Шелли
Еще дальше в нарушении актуальных для своего времени этических правил зашла Мэри Шелли (1797–1851), автор романа «Франкенштейн: современный Прометей». Как и в сочинениях Эдгара По, в книге хватало пугающих декораций, физиологичности и глубокого психологизма, но появились вопросы и куда более высокого, философского порядка: может ли человек уподобиться богу и собственноручно создать жизнь? Как он должен относиться к существу, которое создал?
Иллюстрация к «Франкенштейну» Мэри Шелли, 1922 год
И как себя вести этому от природы несвободному, ограниченному зверю, который способен на одну только жестокость и в то же время постоянно раскаивается в ней? Посредством истории о живой кукле, по кускам собранной из ошметков чужой плоти, Шелли говорила о сложной организации самого человека, руководимого эмоциями, часто ошибающегося и нелепого, но живого. В каком-то смысле этот текст даже можно назвать религиозным, исследующим «смерть Бога», которого, как позднее писал Ницше, мы сами же и «убили». Ровно такому «убийству» родителя, всемогущей высшей силы, и неспособности справиться с собственной слабостью после него и посвящен «Франкенштейн».
На новый уровень описание «запредельного» ужаса вывел американский писатель Говард Лавкрафт (1890–1937). В своей серии книг «Мифы Ктулху» он создал целый мир, населенный ужасающими созданиями, которые не просто пугают, но заставляют остолбенеть, утратить сознательность и раствориться в поглотившем героя страхе. Лавкрафт был идеологом космицизма — его авторской философии, согласно которой люди занимают незначительное место во Вселенной, где нет единого христианского бога, зато есть непостижимо большое количество существ абсолютно другой природы, своей беспомощности перед которыми человек неосознанно боится всю жизнь.
Неспособность людей как-либо повлиять на окружающий мир — это беспощадный вердикт Лавкрафта в том же поле, где пару веков назад Мэри Шелли задавалась вопросами о ценности человеческой жизни. По сюжету абсолютного большинства произведений главного космициста поиски «запретных знаний» в «черном море бесконечности» всегда заканчиваются для героев смертью, встречей с чем-то настолько страшным, что пережить ее просто невозможно. Таким образом Лавкрафт, как человек радикально консервативных взглядов, вступал в полемику с антропоцентристами из литературного мейнстрима — европейскими и американскими модернистами, для которых в центре всего происходящего в мире находится человек.
В 27 лет Лавкрафт написал рассказы «Дагон» и «Склеп» (1917). В рассказе «Полярная звезда» (1918) появляется Страна снов[90]. В рассказе «Картина в доме» (1919) появляется окружение сельской местности Новой Англии («Страна Лавкрафта»). В рассказе «Карающий Рок над Сарнатом» (1919) появляются Древние боги. В рассказе «За стеной сна» (1919) появляется космический скиталец. В рассказе «Извне» (1920) ученый открывает проход пришельцам из Иного мира. В рассказе «Ньярлатхотеп» (1920) ученый вызывает Конец света. В рассказе «Изгой» (1921) описана Загробная жизнь. В рассказе «Музыка Эриха Цана» (1921) музыкант открывает проход в Иной мир, играя на виоле.
Марджори Боуэн ( настоящее имя Габриэль Маргарет Кэмпбелл -1 ноября 1885, Хэмпшир — 23 декабря 1952, Лондон)
— британская писательница, автор исторических и готических романов, а также произведений в стиле «хоррор». Её литературное наследие составляет более, чем 150 произведений, большая часть которых была опубликована под псевдонимом Марджори Боуэн. Также она писала свои работы, пользуясь псевдонимом Джозеф Ширинг и ещё несколькими псевдонимами, а часть книг опубликовала под своим настоящим именем. Под псевдонимом Джозеф Ширинг она написала несколько зловещих готических романов, пронизанных атмосферой мистики и страха. Несколько её книг были экранизированы.
Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)
Анна Радклиф (Энн Рэдклифф, урождённая Уорд ; 9 июля 1764 — 7 февраля 1823)
— английская писательница, одна из основательниц готического романа. Самые известные её произведения — «Роман в лесу» (1791), «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец, или Исповедальня кающихся, облачённых в чёрное» (1797).
Роман ужаса (The Novel of Terror)
Эрнст Теодор Амадей ( 24 января 1776 Кёнигсберг — 25 июня 1822 Берлин — немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор, художник, юрист.
Чарльз Ро́берт Метьюрин ( 25 сентября 1780, Дублин — 30 октября 1824, там же) — английский (ирландский) священник и писатель.
Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror)
Уильям Бекфорд
Уильям Томас Бекфорд ( 1 октября 1760, Лондон — 2 мая 1844, Бат) — богатейший среди представителей третьего сословия англичанин конца XVIII века, член Британского парламента, известный собиратель и ценитель искусства, первопроходец неоготического движения в архитектуре, автор готического романа «Ватек». Писал на английском и французском языках. Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror)
Джейн Остин,
Джейн Остин, распространён также вариант Джейн Остен (J16 декабря 1775 — 18 июля 1817) — английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. Её книги являются признанными шедеврами, которые сочетают в себе простоту сюжета, глубокое психологическое проникновение в души героев и ироничный, мягкий, истинно «английский» юмор.
Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом: Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear)
Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот Скиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса.
Мэтью Грегори Льюис ( 9 июля 1775, Лондон — 14 мая 1818, на море по пути из Вест-Индии) — английский романист и драматург, автор готического романа «Монах» (1796).
В 1796 году был напечатан еще один знаковый для направления роман — «Монах» Мэтью Грегори Льюиса, главный герой которого насилует нескольких своих послушниц. Одна из них, убитая позднее самим монахом, оказывается его родной сестрой, а вторая — посланницей дьявола, соблазнившей священника на грехопадение. После публикации книга вызвала огромный скандал. Один из главных английских романтиков Джордж Байрон называл роман «фантазией пресыщенного сластолюбца, стремящегося возбудить себя».
Такая реакция была предсказуемой — о перверсии, пусть даже в таком нравоучительном ключе, не писал прежде никто. Считается, что книга во многом воплощала те разрушительные эротические тенденции, которые господствовали в обществе эпохи романтизма. Скандалы и разгромные рецензии от коллег по цеху не прошли даром — уже к 1798 году роман переиздали четыре раза, а новый жанр прочно утвердился в литературном мейнстриме.
Хотя пугающие декорации являются неотъемлемой частью жанра и одной из самых узнаваемых его черт, «внешний мир» в готике «не угрожает человеку так сильно, как внутренний», утверждал Блум. По его словам, первым, кто привнес в направление черты психологического триллера, был американский поэт, беллетрист и мистик Эдгар Аллан По (1809–1849).
Эдгар Аллан По, 1848 год
Стиль его письма был грубым и интенсивным, местами он напоминал даже технику потока сознания, которую изобретут только в начале XX века. В своих произведениях По глубоко изучал то, как человек становится рабом ужаса и пытается справиться с ним, исследовал природу ненависти и гнева, изображал опыт как физического (погребение заживо), так и эмоционального потрясения (состояние истерии и кататонии). Он пытался препарировать те явления (вроде помешательства, зависимостей, домашнего насилия и всевозможных — не только и не столько сексуальных — «извращений»), которые в литературе прошлых лет старались даже не упоминать.
По исходил из представления о том, что каждый человек от рождения безумен, вопрос только в том, насколько глубоко во тьму внутри себя самого он сможет (или будет вынужден) погрузиться. Противоречие моральному стандарту, влечение к запрещенному, темному, «грязному» — еще одна ключевая черта готики как культурного явления. Кроме того, именно По одним из первых придумал описывать «страшное» от лица героя, что помогало читателю ассоциировать себя с ним и глубже вовлекаться в сюжет.
Иллюстрация Гарри Кларка к рассказу Эдгара По «Колодец и маятник», 1919 год
Огромный потенциал готики литературовед Клайв Блум объяснял невозможностью исчерпать страх, окончательно развенчать его: «Сила страха продолжает захватывать нас».этой книге Девендра Варма выделяет три школы готического романа:
Историческая готика (The Historical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф Школа ужаса (или шауэр-романтик) (The School of Horror) — У. Годвин. Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:
замок, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа); готический злодей (активный элемент).
Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках
Готический роман сложился на фоне интереса предромантиков XVIII в. к рыцарской культуре с ориентацией на собственно рыцарский роман (особенно на такой его образец, как «Гибельный погост») и на роман барокко.
Основоположник стиля готического романа — Хорас Уолпол, выпустивший в 1764 году свой роман «Замок Отранто», назвав его готической историей. Шумный успех романа породил множество подражаний, прежде чем вышла повесть Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон. Готическая история»). Следующим произведением, отмеченным критиками, явился небольшой рассказ Анны Летиции Барбальд «Сэр Бертранд».
Молодая женщина сидит в кресле и читает историю, которая заставила ее нервничать. Гравюра Р. Грейвса по мотивам Р.В. Автобус.
Исследователь Эдит Биркхэд пишет, что эта была попытка объединить две школы готического ужаса — готическую романтику и роман ужаса.
Следующей заметной фигурой в готическом романе стала София Ли со своим романом «Убежище», её романы заметно повлияли на творчество Анны Радклиф, которая известна такими произведениями как «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны». Роман «Монах» 1796 года эпатировал публику сценами сексуального насилия и инцеста. Вскоре выходит и роман, который высмеивает жанр ужаса, — «Нортенгерское аббатство» Джейн Остин.
портрет Влада III Цепеша, господаря Валахии в XV веке, ставшего прототипом самого известного в литературе ужасов и популярной культуре вампира — Дракулы
Основные произведения созданы на рубеже XVIII и XIX веков. Протагонист каждого из них — демоническая, «байроническая» личность (романы «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Итальянец» А. Радклиф, «Мельмот Скиталец» Ч. Р. Метьюрина). Примером готического романа за пределами Англии могут служить «Эликсиры Сатаны», а также «Майорат» Э. Т. А. Гофмана (1817), действие которого происходит на территории современной России (в посёлке Рыбачий Калининградской области на Куршской косе)
Иллюстрация ронтисписа к изданию 1778 года «Староанглийского барона» Клары Рив
В России к авторам-предшественникам готической литературы относятся: Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского), Орест Сомов, Алексей Стороженко, Александр Пушкин, Николай Алексеевич Полевой, Михаил Лермонтов и Александр Бестужев-Марлинский. Основопологающей является миниатюра А. С. Пушкина «Пир во время чумы»
К готическому жанру также относят стихотворения «Лила» Мещевского, «Ольга» Катенина, «Жених» Пушкина, «Могильщик» Плетнева, поэму Лермонтова «Демон» (1829—1839
Ключевой автор перехода от романтизма к реализму, Николай Васильевич Гоголь, также создал ряд произведений, которые можно отнести к готической литературе. В каждом из трех его сборников рассказов есть ряд рассказов, относящихся к готическому жанру, и многие из них содержат готические элементы. Среди них «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831—1832), «Портрет» из «Арабесок» (1835), «Вий» из сборника «Миргород» (1835). Однако творчество Гоголя отличается от западноевропейской готической фантастики, так как в нем присутствуют элементы, более близкие к литературе абсурда[8][6].
Макабрические тенденции были характерны не только для прозы, но и для поэзии того времени. В 1797—1799 гг. в моду входят «страшные» баллады о пришельцах с того света. В эти годы Гёте создаёт «Коринфскую невесту», Вальтер Скотт — «Гленфинлас» и «Иванов вечер» (переведённый на русский язык В. А. Жуковским), С. Т. Кольридж — «Кристабель» и «Сказание о старом мореходе».
Иллюстрация к стихотворению Эдгара Аллана По «Ворон» работы Густава Доре
Произведения, продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения Эдгара По, викторианские рассказы о привидениях). К этому жанру иногда обращались самые знаменитые писатели, как, напр., Чарльз Диккенс («Тайна Эдвина Друда», 1870), Р. Л. Стивенсон («Владетель Баллантрэ», 1889) и Генри Джеймс («Поворот винта», 1898).
Брэм Стокер утвердил «вампирское» влияние на готические романы своим романом «Дракула», где наиболее детально и чётко, в соответствии с тогдашними представлениями, описывалась жизнь вампиров.
Иллюстрация «Афинодор и призрак» работы Г. Д. Форда, ок. 1900
В XX веке поклонники готической литературы заметно расширили её изначальное определение. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии текстов в готической традиции (как, напр., сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы»). Подобные сборники положили начало недорогим изданиям формата chapbook
Король ужасов Стивен Кинг
В Америке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр тёмное фэнтези (Dark Fantasy). В южных штатах США традиции готической литературы продолжает южная готика, для которой, в отличие от других изводов жанра, характерен интерес к социальным и религиозным вопросам. Популярная в готике тема вампиров в XX веке выделилась в самостоятельное направление, постепенно превратившееся из готических ужасов в низкое фэнтези, порой с элементами любовного романа.
=========================
Антон Ефимов. Нигилизм и Готика. Альманах. — М.: OOO «ПринтЛЕТО», 2022. — 496
Борис Невский. Жанры: Готика в книгах и фильмах // Мир фантастики. — август 2004. — № 12. Готический роман / Г. В. Заломкина // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. Готический роман // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 184—186. — 1596 с. Ефимов, А. С. Русский антинигилистический роман 1860—1870 гг. и «готический сюжет» / Антон Сергеевич Ефимов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 12. — С. 18-22.