«Но, в слёзы мужиков вгоняя, Он пулю в животе понёс, Припал к земле, как верный пёс... А рядом куст калины рос — Калина красная такая»
В.Высоцкий
"Калина красная" на экраны Советского Союза кинокартина вышла 25 марта 1974 года. Фильм стал абсолютным лидером советского кинопроката 1974 года (его посмотрели 62,5 миллиона зрителей)
Трагично, что на таком прорыве закончилась карьера одного из самых ярких советских режиссеров того поколения. За «Калину красную» Шукшин заплатил очень дорогую цену. Василий Макарович умер в том же 1974-м году, в октябре.
Фильм "Калина красная" - символическая эпитафия Шукшина.
«Портрет Василия Шукшина» из серии «Сыны России» работы художника Виктора Псарева. 1987
Изначально Василий Шукшин планировал снять художественный фильм о крестьянском восстании под предводительством Степана Разина по своему роману «Я пришёл дать вам волю», но худсовет киностудии сценарий не пропустил, поставив автору условие — снять сначала киноленту о советской современности. Вследствие нервного напряжения у Шукшина обострилась язва желудка, и он попал в больницу, где за короткий срок написал повесть без названия о своих современниках. Рукопись повести первой прочитала его супруга Лидия Федосеева-Шукшина, после чего предложила назвать её «Калина красная». Так называлась популярная песня советского композитора-песенника Яна Френкеля (стихи народные), которую она спела Шукшину во время их знакомства.
Такое же название получил и будущий фильм, но сама песня в нём не прозвучала из-за невозможности купить права у композитора, так как бюджет фильма был крайне низким. Было решено заменить песню «Калина красная» на «Вечерний звон» (стихи Ивана Козлова, музыка Александра Алябьева).
Вечерний звон (песня из кинофильма "Калина красная")
По сюжету, едва освободившись из тюрьмы, Егор Прокудин по кличке «Горе» (Василий Шукшин), опять попадает в неприятную ситуацию с милицией. Всё то время, пока был в заключении, он переписывался с женщиной Любовью Байкаловой (Лидия Федосеева-Шукшина). Освободившись, Егор едет к ней знакомиться. Многие боятся бывшего уголовника. Но женщина верит Прокудину. В итоге Егора убивают его старые дружки-воры.
Памятник Егору Прокудину на Алтае
"Мой Егор, уйдя из деревни, потерял все. Его понесло по жизни, как ветром сломанную ветку. Выпавшего из родного гнезда, его прибрали к рукам нечистоплотные люди. Приласкали, приголубили в трудную минуту - зло-то, оно всегда хитрее, активнее воюет за человеческую душу. И Егор стал вором. (...) В этой горькой истории меня (...) интересует крестьянин. Крестьянин, утративший связь с землей, с трудом, с теми корнями, которыми держится жизнь. Как случилось, что человек, в жилах которого течет крестьянская кровь, кровь тружеников, человек со здоровой нравственной биологией, привитой ему крестьянской средой, вдруг вывихнулся, сломался?"
"Деревня разбредается, деревня уходит. Это знают все, всех это волнует - кого искренне, кого, может быть и притворно, В этом уходе я вижу только потерю. (Их интервью В.Шукшина)
Часть съёмок проходила в деревне Садовая Белозерского района Вологодской области (на момент съёмок деревня называлась Мериново).
деревня Садовая (современный вид)
Из десяти домов деревни половина была задействована в съёмках. Сцены приезда Егора к Любе и их первого разговора в чайной сняты в деревне Тимонино. Здание чайной было переоборудовано специально для съёмок из столовой. К ней была пристроена веранда, на которой они сидели. Специально построили автобусную остановку.
На роль Куделихи, матери Егора, была утверждена народная артистка СССР Вера Марецкая, но в самом начале съёмок она отказалась сниматься, так как не захотела предстать в образе дряхлой старухи. Тогда Шукшин уговорил исполнить эту роль жительницу деревни Мериново, ныне Садовая, пожилую крестьянку Овфимию (Евфимию) Быстрову (1892—1976), чья история жизни совпадала со сценарием:
«Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите». Старушка, потерявшая во время Великой Отечественной войны трёх сыновей и не видевшая ещё одного сына двадцать лет, просто рассказывала о них Лидии Федосеевой-Шукшиной.
Куделиха всем сердцем прикипела к Шукшину и рассказывала соседям, что Шукшин и есть тот самый её без вести пропавший сын. Она сама в это уверовала и повесила этот портрет Шукшина у себя в избе.
Этот снимок сделан в момент, когда ей сообщили о смерти Шукшина.
Через год Ефимия Быстрова и сама умрет, замерзнув на печке.
Скончалась в 1976 году в одиночестве — замёрзла на печке в своём деревенском домике. В 2003 году односельчане поставили на её могиле памятник, фотография для которого была взята из кадра фильма.
По окончании съемок «Калину красную» очень долгое время не пропускала цензура, рецензенты считали, что такие образы порочат советскую действительность. Как вспоминал историк кино Валерий Фомин, за «Калину красную» Шукшин заплатил очень дорогую цену.
«К моменту сдачи «Калины красной» — шёл конец 1973 года — Шукшин с очередным приступом язвы попал в больницу, — рассказывал Фомин. — В это время пришло редакторское заключение из Госкино на «Калину красную». В нём было огромное количество замечаний, и все — такие разрушительные, что Шукшин не выдержал и ушёл из больницы. Сбежал в одних тапочках и шёл в них через всю Москву, хотя на дворе стоял декабрь. Несколько недель он перемонтировал «Калину», вылизывая эти поправки, под которыми стояла подпись Даля Орлова, тогдашнего главы Госкино. Каждый день он приходил в студию, и каждый день на него накатывал приступ язвы. Шукшин белел, клал голову на стол и так, лицом вниз, замирал. Мы все выходили, давая ему возможность отдохнуть полчасика. Потом он выходил: «Ну, всё, вроде, полегчало. Пошли дальше работать!» В итоге чиновники фильм пропустили, опасаясь, что Шукшин не выдержит таких издевательств над своим детищем и умрёт.
Мать Шукшина
По указанию комиссии Шукшин вырезал из текста слова матери Егора о пенсии «Поживи-ка ты сам на 17 рублях пенсии!», реплику Егора «Живём, как пауки в банке. Вы же знаете, как легко помирают», произвёл ряд сокращений в рассказе матери и в сцене разврата, а также убрал отдельные эпизоды и планы, заостряющие предметный мир фильма: обнимающуюся пару в малине, поломанные доски карусели, женщину у телеги с собакой, толстую женщину в сцене в чайной, весь эпизод около бильярда и заключительный план матери Егора в окне. Вследствие выполненных исправлений фильм стал короче на восемьдесят метров (2 867 вместо 2 947). Результат по-прежнему не удовлетворил руководство, однако картина была выпущена, потому что комиссия опасалась смерти режиссёра, узнав обстоятельства его болезни. Кроме того, это совпало по времени с приближающимся 50-летием киностудии «Мосфильм», во время празднования которого член Политбюро ЦК КПСС Николай Подгорный произнёс речь о поддержке реализма в советском киноискусстве.
Несмотря на то что в каждом кадре, каждой фразе выражен во всей полноте исконно русский поэтизм, фильм оказался успешным и на Западе: на Берлинале его увидел великий немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Он включил "Калину красную" в список своих любимых картин, и так она осталась в истории в том числе мирового кино.
Так случилось, что отборочная комиссия Венецианского кинофестиваля выбрала картину Василия Шукшина «Калина красная» на конкурс восстановленного кино в год 90-летия со дня рождения Василия Макаровича (2019 год).
Памятник Шукшину на Мосфильме
Люди, пришедшие на Новодевичье кладбище проводить Шукшина в последний путь, несли в руках ветки, на которых пламенели ягоды калины.
Потрясающий пост, Галочка! Читаю и плачу. Настолько вспомнился фильм, настолько трогательно ты написала. И ыото собрала интересные, и факты собрала обалденные. Только как же так случилось, что Еыимья замерзла на печке и умерла? Неужели такие жестокие люди были в селе, если позволили это?
Галочка, я опять болею, с трудом читала в мобильном. Очень мелко, а если увеличивать буквы, то тяжело читать, ведь текст перескакивать надо. Вот встану и более внимательно прочитаю.
Галочка, огромное спасибо за этот пост! Я его потом процитирую. Он должен быть у меня!