12 июля наш знаменитый вечный путешественник священник Федор Конюхов начал полет вокруг света на воздушном шаре. В честь этого события небольшая серия постов о том, как всё начиналось. т.е. об истории воздушных шаров.
Часть 1. Полеты во сне и на яву.
Часть 2. Пролетая над Россией.
Часть 3. На полюсе Земного шара
У Фёдора всё непросто сложилось в пути. Сломанная печка при сильнейшем морозе: "Держаться нету больше сил" -" Тяни, Федя, тяни!"; "Федор! Мы тут в тепле пишем всякую фигню и тыкаем в кнопки. Но ты держись."(из твиттера) Народ у нас простой, но с пониманием важности момента.
В итоге 13 дней трудного кругосветного путешествия на воздушном шаре завершены. 23 июля Конюхов возвращается в Австралию, откуда и стартовал. Радуемся за Федора и в восхищении смотрим на воздушные шары.
Казалось бы в век технического прогресса, "когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной", воздушным шарам уже нет места в небе. Но даже полет Федора Конюхова доказывает обратное.
Воздушные шары (аэростаты) ещё служат людям свою службу. Далее придется прибегнуть к некоторым техническим терминам
Аэростат (от греч. aer — воздух и statos — стоящий, неподвижный) согласно Авиационного словаря - использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа, имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха. Подразделяются на свободные и привязные аэростаты.
Тепловой аэростат состоит из оболочки, к которой крепится гондола с экипажем, аппаратурой нагрева воздуха, управления полетом и поддержания связи. Оболочка теплового аэростата, открытая снизу, имеет так называемую оптимальную (естественную) форму с меридиональным каркасированием силовыми лентами. Полотнища оболочки изготавливаются из прочной синтетической ткани (типа дакрон, нейлон, лавсан), покрытой с внутренней стороны термостойкой синтетической пленкой, выдерживающей температуру до 150°С, т.к. воздух нагревается до температуры на 40 - 120°С выше температуры окружающего воздуха.
Тепловые аэростаты способны совершать полеты продолжительностью более 33 часов. Высота полета может достигать 10 - 16 км. Удельная подъемная сила составляет 2,06 - 3,43 Н/м3. При этом подъемная сила теплового аэростата в 3 - 5 раз меньше подъемной силы такого же по объему аэростата, наполненного водородом.
Четырехгранная гондола подвешивается на стальных тросах к усиленной нижней части оболочки. Она имеет легкий металлический трубчатый каркас с прикрепленными к нему матерчатыми стенками или плетеную (корзиночного типа) конструкцию. Для нагрева воздуха сжигается пропанобутановая газовая смесь, хранящаяся в гондоле в жидком состоянии в газовых баллонах. Горелка подогревателя монтируется на трубчатой пирамиде, крепящейся к каркасу гондолы, под нижним отверстием оболочки. Применяются для полета с экипажем от 1 до 22 человек.
Управление полетом производится путем изменения температуры воздуха в оболочке (в пределах, допускаемых материалом оболочки), а также частичным выпуском воздуха через особые щели и парашютный клапан в оболочке. Скорость взлета и спуска регулируется пилотом в пределах 2 - 5 м/сек.
Тепловые аэростаты используются для спортивных полетов (в основном), рекламы, развлечения, а также и достижения научных целей.
Примером тому может служить метеозонд - устройство находящееся в атмосфере для измерения ее параметров.Метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат), к которому прикреплена аппаратура измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе.
На метеостанции на мысе Челюскина
Запуск метеозонда. ФотоКaмчатка - Камчатка
Antarctica, South Pole Station Photo Date: December 1978 Photographer: Commander John Bortniak, NOAA Corps.
До нынешних беспилотников раньше активно использовались аэростаты.
Первая мировая война. Английские солдаты несут аэростат наблюдения.
Аэростаты, как одно из средств противовоздушной обороны служили и во время войны для воздушного заграждения и защиты наиболее важных объектов от нападения пикирующих и низколетящих самолетов, препятствуя снижению бомбардировщиков для прицельного бомбометания.
Заградительные аэростаты на Невском проспекте блокадного Ленинграда.
Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов противника вынуждены были подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.
Оболочка аэростата требовала аккуратного отношения. Она была наполнена гелием и боялась механических повреждений, сырости и жары. Чтобы поддерживать в аэростатах необходимое давление, их приходилось часто дозаправлять. Газовые заводы находились на расстоянии до 15 километров от некоторых постов. Газ для дозаправки доставляли в специальных газгольдерах из тонкого материала. Эти газгольдеры носили на руках пешком. Стоит учитывать, что в 1942 году в составах аэростатных постов в основном были девушки.
Армада союзных десантных кораблей направляется к побережью Франции
И в заключение -о развлечениях - Фестиваль воздушных шаров в Альбукерке
Он проходит каждый октябрь в Нью-Мексико, куда съезжаются тысячи людей, потративших по $20–30 тыс. на шарик с горячим газом и плетеной корзиной. Этот фестиваль — идеальное семейное событие. Под действо отведена территория размером с 54 футбольных поля, по которой единой толпой гуляют организаторы, пилоты и гости.
http://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post373441346/
http://heliex.ru/expedition/pokorenie-chelyuskina-...uskin-my-s-sablera#prettyPhoto
http://magspace.ru/blog/Velikaja_Voina/273500.html