Гюстав Кайботт. В Париже и предместьях.
Gustave Caillebotte (1848-1894) - французский художник импресионист. Родился в очень состоятельной семье из высших слоев французского общества. Стал художником исключительно для собственного удовольствия и самовыражения. На плэнеры выезжал в карете, оборудованной как хорошая студия, с парочкой лакеев. В его лице Париж нашел своего преданного исследователя( в основном с балкона своей студии в шикарном особняке). Кайботт любил писать улицы и площади под высоким углом зрения (влияние японской графики). Эти виды сверху откровенно перерезались перилами балконов, или вовсе представляли собой «портрет» балконной решетки, через которую лишь угадывалась уличная суета.
Поскольку Гюстав редко продавал свои картины, то, как художник, он был в тени, и длительное время его репутация мецената была выше, чем репутация художника. Через семьдесят лет после его смерти историки искусства начали пересматривать художественное наследие Густва Кайботта.
Его полотно «Человек на балконе, бульвар Осман», написанное в 1880 г., было продано в 2000 г. за более чем 14,3 млн долларов США.
Близко познакомившись с импрессионистами, Кайботт оказался главным и чуть ли не единственным спонсором еще не признанных гениев. Он оказывал им неоценимую помощь в организации выставок и аукционов; покупал по завышенным ценам их полотна, оплачивал аренду мастерских; материально поддерживал Моне, Ренуара, Писсарро и других, причем, в своем завещании он освободил их от возврата денег. На Кайботта не действовала разгромная критика, преследовавшая импрессионистов, и когда у многих опускались руки, он не унывал. Несколько выставок импрессионистов состоялось только благодаря его энтузиазму и за его счет.
"Дождливый день в Батиньольском квартале" или «Улица в Париже в дождливый день»1877. Институт искусств, Чикаго
Это самое знаменитое полотно Кайботта. Вот, что писал о нем известный американский искусствовед Кирк Варндоу: «Интересных и значительных картин у Кайботта много, но среди них нет ни одной такой монументальной (2,1 х 2,8 м), такой сложной, такой завораживающей, как этот перекресток в дождливый день. Это одна из его самых красивых и утонченных работ. Каменные здания окутаны серовато-голубой атмосферой. Серые тона, отраженные омываемыми дождем поверхностями, придают картине холодную оловянную тональность. Она подчеркнута синевато-серым и каштановым цветом костюмов прохожих, медно-ржавыми фасадами зданий справа, густо зеленой патиной бронзовых фонарных столбов...».
В 1964 г. чикагский Художественный институт выставил приобретенное на аукционе полотно «Улица в Париже в дождливый день», чем вызвал огромный интерес американцев к Кайботту.
Rue Halevy, Seen from the Sixth Floor - 1878
Portraits in the Countryside - 1876
Roses, Garden at Petit Gennevilliers - 1886
Крыши под снегом
Балкон на бульваре Осман
A Traffic Island, Boulevard Haussmann - 1880
"Молодой человек у окна".
Rue Halevy, Balcony View - 1878
Boulevard Seen from Above - 1880
Caillebotte Gustave Boulevard Haussmann Snow
A Balcony in Paris - 1880 - 1881
Мост Европы
The Pont de Europe (study) (also known as Port del Europe)
by the Sea - 1888 - 1894
"Коттеджи, крытые соломой, в Трувилле"
Caillebotte Gustave Square in Argenteuil Sun
Place Saint-Augustin, Misty Weather - 1878
Petit Gennevilliers, Facade, Southeast of the Artists Studio, Overlooking the Garden, Spring
Park in the Snow, Paris - 1888
The Man on the Balcony - 1880
Маляры фасадов (фрагмент)
Caillebotte Gustave The pink villa at Trouville Sun
Rising Road - 1881
The Garden - 1878
"Фабрика в Аржантёе". 1888..
The Yerres, Rain (also known as Riverbank in the Rain) - 1875
Villas at Trouville - 1884
The Perpiniere Barracks - 1878
The Painter under His Parasol - 1878
The Bridge at Argenteuil - 1893
38
Yerres, Colonnade of the Casin
The Artists House at Petit Gennevilliers - 1882
Meaux. Effect of Sunlight on the Old Chapterhouse
Landscape with Railway Tracks - 1872
The Yerres, Effect of Light
Woman Seated under a Tree - 1874
Willow on the Banks of the Seine
Yerres, on the Pond, Water Lilies
Yerres, Path Through the Woods in the Park
Villas at Villers-sur-Mer - 1880
The Wall of the Kitchen Garden, Yerres - 1875 - 1877
Yerres, Camille Daurelle under an Oak Tree
The Gennevilliers Plain, Seen from the Slopes of Argenteuil - 1888
54
The Garden at Petit Gennevilliers in Winter - 1894
The Basin at Argenteuil - 1882
The Argenteuil Bridge and the Seine - 1883
Парусники в Аржантее.
Sailboats on the Seine at Argenteuil - 1892
Anchored Boat on the Seine at Argenteuil - 1888
Bathers, Banks of the Yerres - 1877
Boating Party - 1877
Perissoires sur lYerres (also known as Boating on the Yerres) - 1877
Гребцы
Caillebotte Gustave Fishing
Sunflowers on the Banks of the Seine - 1886
The Kitchen Garden, Yerres - 1877
The Parc Monceau - 1878
"Огород в Петит Женневийе
Landscape near Yerres (also known as View of the Yerres Valley and the Garden of the Artists Family Property) - 1877
Апельсиновые деревья
The Park at Yerres - 1877
The Park on the Caillebotte Property at Yerres - 1875
White and Yellow Chrysanthemums, Garden at Petit Gennevilliers - 1893
Хризантемы "Сад в Петит Женневийе"
Rose Bush in Flower - 1884
Nasturtiums - 1892
Nasturtiums - 1892
Orchids - 1893
Self Portrait with Easel - 1879 - 1880
Паркетчики, 1875, Музей Орсе, Париж.
Это самое значительное и новаторское полотно художника, и не только в живописных приемах. Здесь впервые в истории живописи был изображен труд рабочих. (Кайботт "подсмотрел" ремонт в своей собственной студии.)
Хотя ранее Салон отклонил картину «Паркетчики», признав ее «вульгарной», ныне она заслуженно считается шедевром французской живописи конца XIX века: идеально выверенная композиция, необычная, математически точно построенная перспектива, великолепно переданные анатомия мужских тел и ритм движений паркетчиков.
Настоящий дебют Кайботта-художника состоялся на 2-й выставке импрессионистов (1876), где были показаны его восемь работ, включая знаменитых - «Паркетчиков» (1875, д‘Орсэ) и «Мост Европы» (1876, Пти-Пале, Женева). Золя был поражен необычными ракурсами картин, их реалистической точностью, но критиковал за чрезмерную фотографичность и преувеличенно углублённую перспективу.
В 1881 году Кайботт приобрёл в собственность поместье в Пти-Женевилье на Сене близ Аржантея, и вскоре был избран городским советником. Жители еще не видели такого чиновника, который «все оплачивал из собственного кармана: освещение, уличные мостовые, мундиры стражи». В этом излюбленном месте импрессионистов Кайботт писал все, что видел: поля, железнодорожный мост, цветы, дам в садах, людей на берегу Сены, гребцов, лодки, байдарки и яхты на воде.
Живопись, конечно, была главным делом жизни художника, но у него было множество и других увлечений. Так он активно занимался филателией (его коллекция марок сейчас в Британской библиотеке), спортом на воде, строительством гоночных яхт, разведением орхидей, садоводством. С 1888 года Кайботт постоянно проживал в Пти-Женевилье. Он любил проводить здесь время с братом Матриалем и с Ренуаром. Гюстав никогда не был женат, но у него были серьезные отношения с актрисой Шарлоттой Бертье, которая родила ему сына, и которой он завещал значительную ренту.
Гюстав Кайботт скоропостижно скончался 21 февраля 1894 г в 45 лет во время работы в саду, вероятно, от инсульта и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. За свою недолгую жизнь он создал не менее 500 картин, две трети из них разошлись по частным коллекциям (в Музее д‘Орсэ хранится 40 работ Кайботта). Его личная богатая коллекция картин импрессионистов была завещана Франции, но лишь после смерти Кайботта, усилиями Ренуара, часть ее дошла до Лувра, а позднее попала в д‘Орсе. Когда наследники художника в 1960-х годах распродавали семейную коллекцию, искусствоведы и любители искусства смогли увидеть главные работы Кайботта и оценить его вклад в «копилку» импрессионизма.
Man in a Smock aka Father Magloire on the Road between Saint Clair and Etreta
gallerix.ru/album/Gustave-Caillebotte; wikipedia.org; Койфман Валерий с сайта www.proza.ru