>Неизвестная Земля:край пещерных городов.Часть 3. Монастырь Челтер и крепость Эски-Кермен |
Над самой полноводной в Крыму рекой Бельбек, в районе села Мало-Садового, выдается в долину мыс Ай-Тодор. Под его отвесными стенами приютилась древняя христианская обитель святого Феодора (или Теодора). Подобно многим монастырям Тавриды, она основана православными иконопочитателями из Византии в УШ-ТХ веках.
Топоним «Ай-Тодор» знаком для многих читателей по книгам о Южном береге – это скальный мыс Ай-Тодор между Ялтой и Мисхором. На вершине его маяк, на восточном отроге - знаменитое Ласточкино гнездо.
Так же было названо великокняжеское имение в Гаспре; гора Ай-Тодор есть под Алуштой (возле Малого Маяка); на восточном побережье тоже встречаются места с такими названиями. В Крыму был очень распространен христианский культ святых Теодора Тирона и Теодора Стратилата.
Главный храм монастыря
Во всем средневековье ужаснее других оказался для нашего полуострова год 1475, когда турецкая армия захватила Восточный и Южный Крым. Очередной отряд турок шел на Мангуп-Кале, чтобы покорить жителей столицы княжества Феодоро. На пути оказался этот беззащитный и безобидный монастырей, и османы играючи разорили его. С тех пор монастырь не возрождался и не перестраивался, так что эти подземные средневековые руины могут служить еще одним маленьким музеем византийского православия.
От Терновки недалеко и до другого монастыря со сходным названием – Челтер-Мармара, который находится всего на расстоянии около километра от пещерного города Эски-Кермен. Татарское название обители - Челтер-Коба («чилтер» - решетка, «коба» — пещера). Основой для названия послужила череда деревянных балкончиков, лесенок, переходов, которые когда-то соединяли между собою весь комплекс пещер и, видимо, напоминали мусульманам решетки.
Пещеры Челтера выдолблены в скале, у самого подножия. Если идти вдоль речки, сначала увидим келью - очень маленькую пещерку, входить в которую можно только согнувшись. Пройдем дальше, еще мимо нескольких помещений в скале, в том числе хозяйственных. За ними откроются похожие друг на друга кельи. Можно только вздохнуть и от души посочувствовать их бывшим обитателям.
Вот и главный зал - уже не искусственная, но самою природой сотворенная карстовая полость. Ее площадь 150 квадратных метров. Контраст между тем, что мы видели до сих пор, и этой настоящей пещерой вынуждает остановиться и застыть в изумлении: действительно, это самый большой в Крыму пещерный храм со всеми атрибутами православной веры: следами алтаря, могилами, купелью.
Если двигаться вдоль скалы, то постоянно перед нами будут следы келий в виде искусственных пещер, потом длинный грот к роднику. И все это - один монастырь Челтер? Скажем больше: перед нами лишь остатки монастыря, в основном скальные стены и остовы келий. Надо еще суметь вообразить, что было здесь на самом деле, - иначе не стоило так далеко забираться что бы посмотреть фото Челтера.
Ущелье предстает перед посетителями по-разному. Многие считают его сумрачным, пугающим. Даже скалу, что нависает всею мощью своей над обителью, местные жители прозвали Гроб-скала, а само ущелье, по которому бежит вода, татары нарекли странным именем - Хор-Хор («Плохой-плохой»). Невдалеке от монастыря выросло село Малое Садовое. Чистой водой из ущелья пользуются монахи и жители этого села; перед монастырем она собирается в купель.
Послушникам монастыря эта местность внушает состояние душевного покоя и навевает мысли возвышенные. Это объяснимо, ведь православные зодчие очень внимательно относились к выбору мест основания монастырей. На помощь строителям и настоятелям призывали людей, коим дано чувствовать подземную энергетику, определять ее полезное или вредное воздействие.
При всей внешней суровости, при всей отгороженности от мира, монастырь «Челтер-Коба» благостен уже своим положением на местности. Хотя жить в нем, конечно же, трудно. Вопреки мнению далеких от религии верхоглядов, в монастырях не только собственный дух, но и хозяйство вдали от городов и селений требует работы. Ушедший в монастырь человек должен постоянно поддерживать себя и своих братьев по вере напряженным трудом - это тоже один из секретов физического и духовного оздоровления.
Э с к и - К е р м е н
Эски-Кермен — средневековый город-крепость в юго-западной части полуострова Крым, в 14 км на юг от города Бахчисарай и в 5 км на северо-запад от руин средневекового города Мангуп-Кале. Название переводится с крымскотатарского как «старая крепость».
Территория города занимала площадь 8,5 га, имея в длину 1040 м и 170 м в ширину. Построен на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до 30 м высотой. Является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма, после Чуфут-Кале. Он входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник.
Маршруты к Эски-Кермен идут от сел Холмовка, Залесное, Терновка, Красный Мак, куда можно добраться на рейсовом автобусе из Бахчисарая.
Пещерный город Эски-Кермен насчитывает около 400 пещерных помещений, 50 зерновых ям, 118 кормушек для скота, 2 тарапана и множество хозяйственных сооружений. Кроме того, здесь семь пещерных храмов и руины большой наземной застройки, из которой выделяется здание базилики, заложенной еще в VIII веке, а также несколько раскопанных усадеб.
Город был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. История города до X века известна мало, поскольку город был незначительным укреплением. Хотя на данный момент некоторые исследователи склоняются к версии, что, возможно, крепость Дорос находилась именно здесь, а не на Дырявом мысе Мангуп-Кале.
Это отражено в названии города крымскими татарами: «Старая крепость». Косвенным подтверждением этой гипотезы является наличие осадного колодца VI века, с лестницей из шести маршей и восемьюдесятью ступенями, с двадцатиметровым коридором; подобного не было в других известных укреплениях византийцев периода строительства защитной линии от набегов кочевников в Средней гряде Крыма.
С X века начинается постепенное разрастание города и рост его значения, с наибольшим расцветом приходящимся на XII и XIII вв, когда количество жителей превысило 2000 человек.
В то время здесь уже существует полноценный средневековый город, плато застроено прямоугольными кварталами, разделёнными между собой достаточно широкими улицами, по которым способна проехать повозка, на территории города находился правящий епископ округи, о чём свидетельствуют остатки кафедры в храме у центральных ворот.
Перестраивается и расширяется Базилика предположительно построенная в период с конца IV века до начала VIII века, в центральной части плато.
В 1299 году город был разрушен войсками монголов под предводительством золотоордынского Беклярбека Ногая и уже не смог до конца восстановить своё былое значение.
В 1399 году монгольская армия под предводительством темника Золотой Орды Эдигея уничтожила отстроенные укрепления и окончательно разорила город, который после этого уже не восстанавливался.
В окрестностях остаётся только небольшое поселение: Черкес-Кермен (с. Крепкое) расположенное между северной оконечностью Эски-Кермена и Кыз-Куле. Оно просуществовало с периода поздней античности и до начала 70-х гг. ХХ-го века.
Один из путей на плато Эски-Кермена лежит через северную калитку – узкий коридор в скале, по которому можно было пройти лишь поодиночке. Оборону здесь в состоянии держать даже небольшой отряд, тем более что с тыла над противником нависала глыба северного дозорного комплекса, откуда было удобно обстреливать весь скальный распадок.
На вершину глыбы прорублена широкая лестница.
На восточном склоне находится грандиозное гидротехническое сооружение – осадный колодец, второй по масштабности после чуфуткалинского колодца Тик-Кую.
Из естественного грота, где был обильный источник, строители пробили сквозь скалу путь на плато. Почти вертикальная лестница из пяти маршей имеет в высоту более 30 метров, у самого выхода вырублена пещера для охранников колодца.
Еще один пешеходный путь на плато проходит через восточную калитку.
В маленьких пещерах для жилья можно различить дверные проемы со следами от петель, дымовые отверстия над бывшими очагами, каменные «кровати», ниши для посуды и других вещей (вероятно, туда встраивали деревянные шкафы). Кое-где остались цистерны для запаса «технической» воды (видимо, дождевой, потому что не очень натаскаешь из колодца), столбы с проушинами для привязи скота, кормушки-«ясли»...
В скальном склоне вырублены ступеньки и уступы для удобства подъема, а у самого выхода снова необходимо пройти через узкий коридор, над которым нависают скальные глыбы с площадками для защитников.
А для телег и повозок с южной стороны был устроен колесный путь, ведущий тремя маршами к главному входу в город. Проехав контрольный пункт (выступ на дороге, через который перебрасывали мостки), путник попадал на главную улицу города, протянувшуюся до самой середины плато к главному храму – базилике.
С обеих сторон улицу обступали вначале пещерные, а затем наземные постройки. Сегодня на месте наземных зданий лишь холмики земли, кустарники и редкие россыпи камней.
Наиболее известный из пещерных храмов Эски-Кермена Судилище является результатом более позднего объединения нескольких пещер.
Тропинка от него ведет мимо второго и третьего казематов к маленькой церкви Успения Богоматери, между Южными воротами и Восточной калиткой. Прежде чем появился храм, здесь явно было хозяйственное помещение. После него остались следы тарапана и зерновая яма в скале.
Фреску датируют XII - XIII веками. Еще один храм с фреской – церковь Успения. Его апсида вырублена в помещении, носившем явно хозяйственное назначение LXVII. Здесь имеется большая яма, ссыпное отверстие в потолке и редкий для Эски-Кермена тарапан.
На западном склоне представлено обилие самых разнообразных пещерных помещений, часто объединенных в большие блоки. Выступающие в долины скальные глыбы с неповторимыми формами также использовались человеком для устройства внутрискальных помещений и сооружений.
Хорошо сохранившиеся укрепления VI и XII веков.
Около 350 пещер, вырубленных в скалах в самом городе и около 50 вне его. Большая часть из них появилась в XII—XIII веках как хозяйственные помещения, в основном как загоны для скота, реже как склады. Небольшая часть пещер (15 %) выполняла оборонительные либо сакральные функции.
Руины базилики размерами 24×13 м конца VI века, с позднейшими достройками в XI веке.
Комплекс осадного колодца VI века, с лестницей из шести маршей и восемьюдесятью ступенями, с двадцатиметровым коридором, выводившим к пещере, где скапливалась питьевая вода. Колодец действовал до конца VII века.
Несколько пещерных храмов, вырубленных в скалах в XII—XIII со множеством фресок (сильно повреждённых вандалами).
Знакомство с Эски-Керменом начинается у начала подъема дороги на плато. У тропы стоит огромная каменная глыба. Внутри ее расположен храм. На стене фресковая роспись, нанесенная в древности по сырой штукатурке, с изображением трех святых всадников. Один из них с копьем, разящим змея — Георгий Победоносец. На крупе лошади другого всадника, сзади прицепился малыш. Что это за ребенок, почему он здесь нарисован? Предположений много, но тайна не раскрыта до сих пор. Под фреской надпись: «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов 67..(год)». По новому исчислению это столетие между 1192 по 1292 годами, время последнего столетия существования города. Возможно, храм прославляет отважных воинов, похороненных здесь же.
Обойдя пещерный город Эски-Кермен и возвращаясь к автостоянке у северного мыса, все долго не могут унять сожаление, что не все увидели, что пора уезжать и неизвестно, когда еще доведется побывать здесь снова. А кому-то приснятся эти обрывы, тропинки, подземные комнаты с очагами, храмы и некрополи, кто-то и во сне будет пролезать сквозь заросли в дозорный каземат, прыгать с этажа на этаж пещерных «квартир», а потом спускаться, держась за стены, по скользким полустёртым ступеням осадного колодца .
Ю. М. Могаричев Пещерные города в Крыму. Изд. Сонат, Симферополь, 2005.
А.Г.Герцен, О.А.Махнева. Пещерные города Крыма. Симферополь1989г.
Е.М.Якушева, А.М.Нижура «Пещерные города» Крыма. Путеводитель. Симферополь 1972
Haury j. Procopii Caesariensis Opera Omnia, Vol. Ill, Lipsiae in aedibus B.G. Teubneri MCMLXIII, p. 63.
Серия сообщений "в Крыму":
Рубрики: | Россия/Kрым |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |