-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в galinaras

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.05.2011
Записей: 26741
Комментариев: 20023
Написано: 63573


Пётр Лещенко. Ретро

Понедельник, 20 Июня 2011 г. 21:05 + в цитатник
Цитата сообщения Алевтина_Князева Пётр Лещенко. Ретро.

Картинка 2 из 903
 

В конце 1980-х в России, спустя почти полвека, вновь зазвучал голос звезды довоенной эстрады Петра Константиновича Лещенко – студия грамзаписи "Мелодия" выпустила пластинку с его песнями. Издатели пластинки шли на известный риск, ведь за годы табу на записи певца его могли забыть. Его считали эмигрантом, и, видимо, по этой причине пластинки с его записями, выпускавшиеся во всём мире огромными тиражами, в Советском Союзе не издавались. Никогда ранее голос Петра Лещенко не звучал по радио, его имя замалчивалось даже в материалах об истории русской, советской эстрады. И тем не менее его не забывали, многие песни, романсы, частушки, танго и фокстроты в его проникновенном исполнении помнили, любили и пели практически в каждом доме. Они чаще звучали с самодельных, кустарных гибких пластинок из использованных рентгеновских фотоплёнок, ещё хранящих снимки грудных клеток. Эти пластинки так и назывались – "рёбра", и продавались на базарных толкучках. Спрос на эти записи Петра Константиновича был столь велик, что порою некоторые произведения, исполняемые Ю. Морфесси, А. Вертинским, К. Сокольским, В. Неплюевым, приписывались Лещенко. Советским специалистам, работавшим в других странах, иногда удавалось провезти через границу пластинки П. Лещенко, выпущенные западными фирмами "Колумбия", "Парлофон", "Беллаккорд Электро", "Электрекорд". Они были большой редкостью.

Картинка 10 из 903

Песни в исполнении Петра Лещенко периодически звучали в радиопередачах из Болгарии, Югославии, Румынии. Иными словами, о творчестве Петра Лещенко старшее поколение слушателей в какой-то мере знало и питало любовь к его песенному репертуару. Но как могло случиться, что после выхода в свет первой долгоиграющей пластинки его песни полюбились молодёжи? В хит-параде грамзаписей, постоянно проводимом ТАСС и редакцией газеты "Комсомольская правда", ретропластинки "Поёт Пётр Лещенко" уверенно заняли в июне-июле 1988 года первое место, опередив по своей популярности новые диски многих отечественных и зарубежных вокально-инструментальных групп и ансамблей. Выяснилось, что искренние, легко запоминающиеся, решённые в старых танцевальных ритмах песенки 30-х годов о любви, верности, дружбе, встречах и разлуках, радостях и печалях, о теплоте простых человеческих отношений оказались созвучными чувствам и настроениям сегодняшних слушателей, причём практически всех возрастов. Так, почти через сорок лет, состоялось второе рождение Петра Лещенко. "Скажите, почему?" ( музыка и слова Оскара Строка )
В 1930-е годы имя Лещенко гремело по всей Европе: в Париже, Берлине, Бухаресте, Риге. А вот на его родине, на Украине, о нём знали единицы – ведь певец оказался эмигрантом. Правда, в отличие от того же Вертинского, он не уезжал на чужбину, а оказался там по стечению обстоятельств. Но обо всём по порядку. Пётр Лещенко родился в 1898 году неподалёку от Одессы, в селе Исаево, в бедной крестьянской семье. Отца потерял в раннем возрасте. Украинцы – народ музыкальный, певучий. Любили песни и в семье Лещенко. Звонкоголосого Петю, когда он подрос, определили в церковный хор, где он получил первое музыкальное образование и несколько лет пел за небольшую плату, помогая таким образом своей семье. Он довольно быстро научился читать ноты с листа, точно вести мелодию. Одарённость его натуры сказалась впоследствии в серьёзном увлечении народными танцами, в техничной игре на гитаре. Сохранились скупые воспоминания о том, что задолго до начала своей певческой карьеры Лещенко выступал в дивертисментах с танцевальными номерами. Особенно эффектной, по свидетельству очевидцев, была лезгинка, исполнявшаяся с кинжалами. Впоследствии Пётр стал сочетать танец с пением частушек и модных в то время шлягеров, написанных в ритме фокстрота. Когда у юноши прорезался от природы поставленный голос – сочный баритон, знакомые стали настойчиво советовать ему попробовать силы на профессиональной эстраде. В 1915 году в одном из небольших кишинёвских ресторанов состоялся дебют. Так началась его карьера танцора и певца.


Поиски работы и лучшей доли привели семью Лещенко в Бессарабию, а когда в 1918 году её аннексировала Румыния, Пётр Константинович помимо своей воли, как и его родные, оказался за рубежом. И это не было эмиграцией, бегством, как об этом писалось впоследствии. Спустя время семья из Кишинёва перебралась в Бухарест и теперь уже надолго задержалась там. Так столица Румынии стала для украинского паренька вторым родным домом. Здесь пришли к нему творческие удачи, мировая слава. Здесь были созданы и прозвучали его последние песни. В 1923 году в Париже Лещенко поступил в балетную школу – ему хотелось значительно увереннее чувствовать себя в танце. В Париже произошло его знакомство с очаровательной девятнадцатилетней танцовщицей, латышкой Зинаидой Закит ( Закис ), приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Спустя два года они поженились. А вскоре Закит – классическая балерина – подготовила вместе с супругом новую программу – песенно-танцевальную. Обкатка в Париже прошла на ура, и молодожёнам предложили многомесячное турне по странам Ближнего Востока. Начались гастрольные, концертные будни: переезды, гостиницы, работа над расширением репертуара, его постоянным обновлением. Весной 1930 года их выступления смотрели рижане. Известный эстрадный певец Константин Сокольский, учившийся в одной школе с Зинаидой, рассказывал, что их концерты в помещении театра Дайлес имели прочный успех. Однако вскоре выступления пришлось прекратить – Зинаида готовилась стать матерью (сын Игорь родился в Риге в 1931 году). Для Петра Константиновича этот период оказался также переломным. Он делал попытки выступать на эстраде как певец, однако первые шаги не были триумфальными. Принимали его сдержанно.


http://www.youtube.com/v/Rc6x9dyWPDk?version=3&hl=ru_RU]

Выступления, как правило, проходили в больших залах, и его несильный голос звучал в них невыразительно и не производил должного впечатления. Одно из выступлений П. Лещенко услышал известный композитор, автор многочисленных популярных танго Оскар Давыдович Строк. Он же, по свидетельству К. Сокольского, отметил умение певца создавать атмосферу раскованности, озорства, лёгкой влюблённости и светлой печали, однако посоветовал подбирать для своих выступлений небольшие концертные залы, где можно в большей степени показать свой голос. Как докажет время, композитор оказался тогда прав в своих дружеских рекомендациях начинающему эстрадному исполнителю. В это же время Лещенко делает первую попытку записаться на граммофонные пластинки немецкой фирмы "Парлофон", имевшей в Риге своё представительство. И, получив согласие, напевает для пяти патефонных пластинок десять произведений из своего тогда ещё небогатого репертуара, состоявшего преимущественно из цыганских песен и романсов. В сопровождении знаменитого в те годы оркестра под управлением Отто Добрина были записаны романсы "Две гитары", "Мы с тобой цыгане", "Сегодня буду день последний ждать", а также несколько цыганских песен – "Веселись, душа", "Все лгут цыгане", "Прощай, мой табор" и т.п. Вопреки некоторым утверждениям о том, что эти пластинки не были выпущены, все они увидели свет, нашли своего покупателя и принесли П. Лещенко достаточно широкую известность в европейских странах. И это несмотря на то, что тираж этих первых пластинок был невелик. Сегодня это большая редкость, и не каждый коллекционер имеет в своём собрании самые ранние записи певца. Это опыт окрылил П. Лещенко, и он начинает работать над собой, своим голосом и репертуаром. Большую помощь в пополнении репертуара ему оказали в Риге композиторы Оскар Строк и Марк Марьяновский, написавшие в расчёте на голос и творческую певческую манеру молодого певца ряд произведений, которые принесли славу не только Петру Константиновичу, но с его подачи и их создателям. "Чёрные глаза", "Барселона", "Вино любви", "Моё последнее танго", "Блины", "Скажите, почему?", "Кавказ", "Марфуша", "Мусенька", "Спи, моё бедное сердце", "Татьяна" – вот только часть танго и фокстротов, которые Лещенко "вывез" из Риги и сделал мировыми шлягерами многих сезонов. "Ах, эти чёрные глаза" ( музыка и слова Оскара Строка )
Следует также сказать, что в Риге у П. Лещенко состоялась ещё одна очень важная для него встреча. Одно из его выступлений в летнем ресторане Отто Шварца услышали представители деловых кругов Англии. Лещенко произвёл тогда на них большое впечатление проникновенным исполнением старинных русских и цыганских романсов. Казалось бы, рядовая случайная встреча неожиданно имела счастливое продолжение в виде приглашения от знаменитой фирмы "Колумбия" для записи на её пластинки. Это произошло в 1933 году, и этот год стал началом новой, фантастической "пластиночной" эры в жизни уже входившего в моду певца. Его пластинки стали издаваться во всём мире неисчислимыми тиражами, не уступавшими шаляпинским. Очень хочется верить легенде, исходящей от Оскара Строка, что именно Фёдор Иванович "наградил" П Лещенко титулом "пластиночного" певца. Помимо работы над выпуском грампластинок, Лещенко почти ежевечерне пел на эстраде. Нередко он выступал вместе с младшими сёстрами – Валентиной и Екатериной, одарёнными танцовщицами. Так, постепенно, сложился семейный музыкально-хореографический ансамбль – "Трио Лещенко". Сёстры исполняли русские танцы. Последний раз Лещенко приезжал в Ригу в 1939 году – сделал студийные записи песен, которые вскоре стали шлягерами, – "Студенточка", "Два сердца", "Катя" и некоторых других. Однако чаще всего Лещенко выступал в Бухаресте. Там у него был собственный ресторан "Пётр Лещенко". Располагался он на главной улице города и был, по свидетельству очевидцев, одним из самых модных и престижных. Посещала его, как правило, весьма состоятельная публика, в основном из числа русских эмигрантов, деловых людей и фанатичных поклонников таланта певца. "Оформление модного ресторана было прекрасным, – вспоминала известная певица Алла Баянова. – На столиках абажуры разного цвета. На стене – огромная несущаяся русская тройка, нарисованная талантливым художником Виктором Малишевским. Оркестром руководил музыкант и композитор Жорж Ипсиланти. Среди солистов выделялись скрипач Николай Черешня, баянист Сафоня Соколов. Пётр Константинович пел, играл на гитаре. Выступал небольшой цыганский хор, три солистки. Одной из них была я. Ресторан пользовался огромной популярностью". Гвоздём программы всегда был сам хозяин этого заведения. Он заканчивал концертную часть уже после полуночи, и во время его выступления в зале запрещалось есть и пить. "Голубые глаза" ( музыка и слова Оскара Строка )
В репертуаре Лещенко, помимо народных русских, украинских и цыганских песен, старинных романсов, были широко представлены произведения советских композиторов – братьев Покрасс, Исаака Дунаевского, Оскара Строка, Бориса Фомина, Никиты Богословского. Но всё же лучшими в его исполнении были песни в популярных ритмах танго и фокстрота. Именно они и принесли певцу мировую славу. В 1944 году в Румынию вошла Красная армия. …Весной 1951 года во время антракта в концертной программе, шедшей в городе Брашове, Пётр Константинович Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии и впоследствии осуждён на пять лет, предположительно за службу в румынской армии, воевавшей, как известно, против Советского Союза. По некоторым данным, полученным от родственников Петра Лещенко, он умер в тюремной больнице 16 июля 1954 года. О последней встрече с мужем, состоявшейся спустя девять месяцев после ареста, вторая жена Лещенко, певица Вера Георгиевна Белоусова, писала так: "Колючая проволока, и за ней измученное, потемневшее от горя, осунувшееся лицо Петра Константиновича. Рядом конвоиры, между нами метров пять расстояние. Ни прикоснуться, ни обмолвиться словом с самым дорогим и близким человеком. Такой была наша последняя встреча… Три десятилетия минуло, а забыть не могу. Крик в его глазах, что-то шепчущие губы… и проволока, и конвоиры…" Так завершилась легенда по имени Пётр Лещенко. Однако время показало со всей очевидностью, что слава Петра Лещенко опрокинула временные преграды, намного пережив его самого, а голос певца свободно звучит на его родной земле, радуя поклонников его таланта. "Моё последнее танго" ( музыка и слова Оскара Строка )



 

 

 


Рубрики:  музыка

ЭММА_МУР   обратиться по имени Понедельник, 20 Июня 2011 г. 21:08 (ссылка)
Спасибо за пост!Это классика!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 20 Июня 2011 г. 21:34ссылка
согласна, классика на все времена!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку