СОБОРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
Сегодня воскресенье, 16 ноября 2014 года.
Наши друзья пригласили нас на автобусную экскурсию, которая называлась "Соборы Петербурга".
Я когда-то писал и о буддизме, и об исламе, и об иудаизме и о католицизме. Но так сложилось, что в Питерских храмах мне удалось побывать только сегодня. Приглашаю прогуляться вместе со мной.
Мы посетим Буддийский храм, Татарскую мечеть, Католический храм, Синагогу и Лютеранский храм на Васильевском острове. Но прежде вспомним, о чем говорили раньше о сущности трех мировых религий.
Христианство возникло в Х в. до н.э. в восточной части Римской империи — в Палестине. Христианская религия — это религия, обращенная ко всем народам. В основе ее лежат идеи мессианства, связанные с надеждами на божественного избавителя, и эсхатология, т.е. вера в сверхъестественный конец существующего мира. Имя Христос — это перевод на греческий язык иудейского религиозного термина «мессия» — «помазанник, спаситель людей».
Христианство впитало в себя идеи и представления ряда других религий, прежде всего иудаизма, из которого оно заимствовало несколько основных идей (претерпевших определенную трансформацию).
1. Идея монотеизма, т.е. признание одного Бога, сотворившего мир и управляющего им. В христианстве эта идея ослаблена учением о Божественной Троице (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — дух Святой).
2. Идея мессианства, идея Божественного посланца, призванного спасти людей. В христианстве развивается учение о спасении всех людей (а не только еврейского народа) через искупительную жертву Иисуса Христа.
З. Идея эсхатологии — идея гибели существующего мира в результате Божественного вмешательства. В христианстве эта идея связывается с верой во второе пришествие Христа, которая заимствована из идеологических воззрений кумранской общины — иудейской религиозной секты. Члены этой секты считали, что Мессия по своей природе человек, первое пришествие которого уже состоялось и ожидается второе. Цель первого пришествия состоит в принесении людям истинной религии и в искуплении их грехов. Второе пришествие означает конец света, прекращение жизни на Земле, воскрешение мертвых и Страшный Суд.
Основные догматы вероучения христиан:
1. Догмат о Троице. Единый Бог существует в трех лицах. Все лица существуют вечно, но Святой дух исходит от Бога-Отца (или, как полагают католики, от Отца и Сына). Единый Бог в трех лицах — образ, непостижимый для человеческого разума.
2. Основу христианства составляет вера в Спасителя — Иисуса Христа. Второе лицо Троицы, Бог-Сын, и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы (Божественную и человеческую).
З. Третий догмат связан с верой в загробную жизнь.
4. Признание существования сверхъестественных существ, например ангелов — бесплотных добрых духов, злых духов, бесов, и их повелителя — Сатаны.
Уже в 4 веке император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Ныне христианство не является единым религиозным направлением. Оно распадается на множество течений. В 1054г. христианство разделилось на западную, или римско-католическую (слово «католическая» означает «вселенская»), церковь, и церковь восточную, православную. В ХУI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появилось третье главное направление христианства — протестантизм.
И православие, и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропонимание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения западных и восточных христиан является Библия. Различия состоят в основном в следующем: в православии нет единого главы церкви, отсутствуют представления о чистилище; западные и восточные христиане неодинаково принимают догмат о Троице.
Католики рассматривают чистилище как место временного загробного пребывания душ, попадающих затем в ад, иди в рай. Во главе католической церкви стоит Папа Римский (от греческого «папас» — «предок, старейший, дед со стороны отца»). Папе избирается пожизненно. Центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько городских кварталов в Риме.
В протестантизме различаются три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его личную в искупительную жертву Иисуса Христа. Во время Реформации протестанты провозгласили принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать для протестантов характерна аскетичностъ в обрядах, например, число таинств сокращено до двух.
Ислам возник в УII в. н.э. среди арабов Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Первоследователи ислама, мусульмане, живут в основном в Африке и Азии (слово «ислам» переводится как «покорность»; слово «мусульманин» происходит от арабского «муслим» — «верный»). Основатель ислама, Мухаммед, — личность историческая. Он родился около 570г. в Мекке. Мекка была крупным городом на пересечении торговых путей (Мухаммед в молодости занимался торгов лей). В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храм Кааба.
Мухаммед рано осиротел. Его отец умер через месяц после рождения сына. Мать умерла, когда Мухаммеду исполнилось шесть лет. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он поступил в услужение к богатой мекканской вдове и вскоре женился на ней. В 40 лет, около 610г., Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось в 622г. перебраться в город Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления, а Мекка — центром мусульманской религии.
Основа мусульманского вероучения, Коран (буквально «чтение»), представляет собой обработанные записи высказываний Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Лишь спустя два десятилетия после смерти Мухаммеда они были записаны и составили Коран. Книга состоит из 114 глав.
В вероучении мусульман большую роль играют сунна — сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда — и шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульманина (слово «шариат» переводится как «правильный путь») Наиболее тяжкими грехами у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.
Культовые помещения мусульман называются мечетями. Ислам запрещает изображать человека и животных, поэтому мечети украшаются разнообразным орнаментом.
В исламе нет четкого и строгого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы (шариат) и правила богослужения. Культ ислама прост. Мусульманин должен выполнять пять основных требований:
1. Произнесение формулы исповедания Веры — «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк».
2. Совершение обязательной пятикратной молитвы (намаз).
3. Соблюдение поста в месяц рамадан. В течение этого месяца нельзя есть и пить от восхода до захода солнца.
4. Раздача милостыни бедным.
5. Совершение паломничества в Мекку.
В мире насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.).
Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов.
Христианство исповедует больше всего людей в мире, большинство из них - католики.
Все религии — это попытки человека познать истину Бога
В основе христианства, ислама и иудаизма в основе всего лежала огромная часть Священного Писания — Ветхий Завет. На Ветхом Завете было построено христианство, явление Христа произошло в рамках Ветхого Завета, потом вскоре же образовался иудаизм, и через несколько столетий возник ислам. Все эти три религии называются монотеистическими, то есть исповедующими веру в единого Бога, в единого Творца.
Бог единый, подходы к Нему различны.
Звезда Давида - это не только символ иудаизма. Она изображена также и на входе в Троице-Сергиеву Лавру. Дело в том, что только невежественные люди считают ее исключительно знаком иудаизма. Шестиконечная звезда была и древним христианским символом, на протяжении всего средневековья широко применялась в храмах, и на половине священных сосудов в церквах у нас имеется эта звезда. Иудаизм долго искал свой знак, и знаков таких было много, но в XVIII–XIX веке остановились на этой звезде. Звезда Давида означает Мессию — Спасителя. Если для иудаизма это Спаситель грядущий, то для нас это Спаситель пришедший. И звезда Давида воссияла в Вифлееме, над городом, и привела волхвов. Это была звезда Мессии. Так что этот знак мы толкуем с иудаистами по-разному, но обозначает он Спасителя мира.
Несколько слов надо сказать и об иудаизме.
Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.
Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.
Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.
По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.
В международном справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.
Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).
Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,— высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании, как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фавор; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).
Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.
Как остроумно заметил Н.Бор, “человечество сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть, второе — что Бога нет”. И, возможно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый из нас в своём самоопределении в мире, а важно найти ту дорогу, которая приведёт нас к Храму.
БУДДИЗМ
Итак, первым местом нашего паломничества в конце Приморского проспекта был Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй». Тибетское слово «дацан» означает «монастырская школа», в которой монахи живут по законам винаи (канон монашеской дисциплины) и изучают различные разделы Учения. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во время строительства Петропавловской крепости, с которой, как известно, и началась новая столица России. Это были волжские калмыки - подданные Калмыцкого ханства, еще не вошедшего окончательно в состав России, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости (после 1706г.). Жили они неподалеку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось. В более поздних источниках XVIII - середины XIX веков мы, однако, уже не находим упоминаний ни о калмыках, ни о каких-либо других представителях буддийской конфессии среди жителей российской столицы. Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869г., в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897г. насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 - 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки, выходцы с "восточных окраин" Российской Империи. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).
Представитель Далай-ламы в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в столице в 1900 году. Деньги на строительство были пожертвованы Далай-ламой XIII, Агваном Доржиевым, а также собраны буддистами Российской империи. Храм был построен архитектором Г. В. Барановским в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, однако первые службы в храме начали уже в 1913 году. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Настоятелем был лама Агван Лобсан Доржиев.
Новому Буддийскому храму Санкт-Петербурга посчастливилось стать самым первым в Европе буддийским монастырем.
В годы революции 1917 года, храм был разграблен и закрыт. Затем, здание передавали то одному государственному учреждению, то другому. Пока, в 1990 году, не вернули буддистам.
На территории, окруженной высокой стеной присутствуют все атрибуты буддийской символики – молитвенные барабаны, платки ветра, вход стерегут тибетские тигры.
В основе буддизма лежит теория круга причинности (день сегодняшний является следствием дня вчерашнего и причиной завтрашнего) и концепция перевоплощения душ (если человек несчастлив, значит, он расплачивается за грехи, совершенные в своем предыдущем существовании). Кроме того, краеугольным камнем буддизма являются еще «четыре возвышенные истины».
1. Жизнь человеческая полна страданий.
2. Причина страданий заключается в неосуществленных желаниях.
3. Чтобы избежать страданий, надо подавлять свои желания.
4. Достичь этого можно, если идти по пути из восьми шагов – сделать праведными свои воззрения, намерения, поступки, быт, речь, стремления, мысли, волю.
Тот, кто пройдет эти восемь шагов, достигнет Нирваны – просветления и вырвется из бесконечного круга перевоплощений. Будда был первым человеком, кто прошел длинный круг перевоплощений и достиг просветления.
И лишь напомню вам то, что считаю важным.
14 заповедей Будды
1. Самый большой враг в жизни человека - это он сам.
2. Самая большая глупость в жизни человека - это ложь.
3. Самое большое поражение в жизни человека - это надменность.
4. Самая большая печаль в жизни человека - это зависть.
5. Самая большая ошибка в жизни человека - потерять самого себя.
6. Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность.
7. Самое достойное сожаления в жизни человека - умаление своего достоинства.
8. Самое достойное восхищения в жизни человека - подняться после падения.
9. Самая большая утрата в жизни человека - потеря надежды.
10. Самое большое достояние в жизни человека - здоровье и разум.
11. Самый большой долг в жизни человека - искренние чувства.
12. Самый большой дар в жизни человека - великодушие.
13. Самый большой недостаток в жизни человека - непонимание.
14. Самое большое утешение в жизни человека - добрые дела.
Во дворе можно покрутить барабаны, и тогда вознесутся 10800 молитв, послушать, как ветершелестит записочками, привязанными к ветвям деревьев и потом проийти в храм и подумать о мироздании. Низойдет к вам просветление и наступит нирванна. У буддистов существует поверье: если загадать самое невероятное желание и, думая о нем, повязать возле храма цветную ленточку, оно непременно сбудется. Благодаря этому, ограда храма, а также, все деревья и кусты на подходах к нему, украшены разноцветными кусочками ткани от тех, кто пришел сюда со своей мечтой.
Послушайте, как хорошо Борис Гребенщиков рассказывает о том,что такое буддизм и посмотрите фильм и вы сможете стать просветленным
А еще послушейте восхваление Кришне в исполнении все того же Гребенщикова.
Адрес:
Приморский проспект, дом 91
Как добраться:
От метро Старая деревня по Торфяной дороге направо. Она переходит в Липовую аллею, которая упирается в приморский проспект и набережную Большой Невки. Здесь, на углу и находится Буддийский храм. (примерно 600 метров)
Проехав через мост Ушакова по пути на Каменноостровский прспект экскурсовод обратила наше внимание на церковь Рождества Иоанна Предтечи и рассказала об ее истории.
Осенью 1765 года Екатерина II подарила Каменный остров, бывший пригородом Петербурга, своему сыну, наследнику престола, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Возникла необходимость строительства здесь Каменноостровского дворца - летней резиденции наследника престола. И обязательной при нём домовой церкви, которая и была построена менее чем за два года, - гораздо раньше, чем достроили сам дворец и отделали его интерьеры. Архитектура православной церкви, порой смущающая наших современников своим готическим видом, сохранилась до наших дней почти неизмененной. Выбор неоготического стиля вполне соответствовал вкусам наследника престола, интересовавшегося западноевропейским культурным наследием, и отвечал вообще архитектурным изыскам петербургского общества эпохи, переходной от барокко к классицизму, в которых часто обращались к "древнему?заморскому", интересному и необычному - от китайских мотивов до древнеримских, итальянских.
Цесаревич Павел Петрович оказался оригинален в выборе художественных форм для своей церкви, - неоготическая стилизация под западноевропейскую средневековую капеллу была с большим изяществом воплощена в постройке выдающимся архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном, в то время директором Академии Художеств. Церковь заложили 17 мая 1776 года и по окончании строительства освятили в память Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1778 года.
Возведена церковь, как писалось в путеводителе по Санкт-Петербургу 1839 года, "собственным иждивением императора Павла I"1 в бытность его еще наследником престола. Государю угодно было во время своего пребывания на любимом им Каменном острове иметь молитвенный дом для своей особы, а вместе с тем удовлетворить необходимой душевной потребности обывателей Каменного острова, состоявших из придворных служителей, воинских нижних чинов, живших в казармах на сем острове и пансионеров, содержавшихся в Каменноостровском Инвалидном доме на адмиральском жаловании цесаревича".
Мало кто знает и Каменноостровском дворце Павл Петровича. Который в полной красе можно увидеть только со стороны Невы или из Лопухинского садика.
Каменноостровский дворец является блестящим памятником архитектуры классического стиля. Бывшая загородная резиденция российских царей была построена в Санкт-Петербурге на Каменном острове, подаренном в 1765 году Екатериной Второй своему сыну Павлу I. Строительство велось под надзором архитектора Михаила Фельтена в период с 1776 по 1779 годы, и было завершено Джакомо Кваренги в 1782. Если посмотреть на план, то можно заметить, что дворец выстроен в виде буквы «П».
Павел I и его супруга довольно быстро охладели к этой резиденции. И в 1797 году после коронации император предоставляет Каменный остров и, соответственно, сам дворец в распоряжение последнего польского короля Станислава-Августа Понятовского.
Дворец снова становится любимой резиденцией императорской семьи в 1801 году после вступления на престол Александра I. Он проводит здесь столько времени, что даже поручает архитектору Луиджи Руска сделать проект своего кабинета, который и был возведен в 1808-1811 годах над вторым этажом жилого флигеля. Именно здесь в 1812 году Александр I поручает Кутузову возглавить русскую армию в борьбе с Наполеоном.
После национализации 1918 года во дворце в разное время размещались госпиталь, колония для беспризорников и дом отдыха. Говорят, что год назад во дворце была проведена реставрация, но для посетителей он еще не открыт.
Следующую остановку мы сделали на Троицкой площади около Соборной мечети.
Ислам в переводе с арабского значит покорность, от этого слова образуется слово «муслим», что значит «покорный», «покорившийся Богу», Слово «муслим» в нашем языке произносится как «мусульманин». Поэтому когда мы слышим слово «мусульманин», мы должны знать, что это не просто последователь Мухаммада (мир ему), как например христианин последователь Христа, кришнаит Кришны, а иудей представитель клана иудеев. Мусульманин — это человек покорившийся своему Создателю, смирившийся перед Ним, поклоняющийся только Ему Одному и ни кому кроме Него.
Какова же история Ислама, история покорности Богу? Когда появились первые мусульмане?
Давайте вернемся во времена предшествовавшие созданию этого мира.
Вначале Всевышний сотворил письменную трость и велел ей написать все сущее до самого Судного Дня в Хранимой Скрижали и перо выполнило приказ, данный ему Аллахом — оно вписало в небесной Книге всё, что произойдет в будущем, тем самым покорившись своему Создателю и став первым представителем религии Ислам.
Затем Аллах создал ангелов, Он создал их из света и все они были покорны Ему, все они были мусульманами, никто из них не ослушался приказов Всевышнего. Они и по ныне выполняют всё, что велит им их Господь. Аллах укрепил их настолько сильной верой и одарил их такой праведностью, что они никогда не прекращают быть покорными-мусульманами и всегда остаются в лоне Ислама.
В мае 1881 года татарская община Санкт-Петербурга обратилась к правительству Российской империи с прошением о разрешении строительства мечети в Санкт-Петербурге, но инициатива петербургских мусульман понимания у властей не нашла. Вопрос о постройке Соборной мечети снова был поднят в 1904 г. при встрече русского императора Николая II с эмиром Бухарским и получил высочайшее дозволение. Петербургским татарам разрешалось приобрести участок земли для строительства мечети. Тогда же эмир пожертвовал крупную сумму для покупки земли на Петербургской стороне, был проведен архитектурный конкурс и в дальнейшем начались проектные и строительные работы.
На конкурсе первой и второй премиями были отмечены проекты архитектора Н.В.Васильева, соавторами проекта были гражданский инженер С.С.Кричинский, который занимался конструктивными решениями, и архитектор А.И. фон Гоген. Рекомендации для конкурса были разработаны ахуном Атауллой Баязитовым. Требовалось соорудить мечеть в два яруса, с хором, со строгим внутренним убранством, с дополнительным подвальным помещением для размещения верующих во время ежегодных мусульманских праздников.
Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 года. Всего было рассмотрено 45 проектов. Архитектор Н.В. Васильев предлагал за образец взять мавзолей Гур-Эмир в Самарканде
Церемония официальной закладки Соборной мечети была приурочена к 25-летнему юбилею правления эмира Бухарского и состоялась 10 февраля 1910 года. 21 февраля 1913 г. в здании мечети, в присутствии почетных гостей было совершено первое торжественное богослужение, приуроченное к празднованию 300-летия царской династии Романовых.
В августе 1911 года Н. В. Васильевым был составлен проект дома для омовений. В сентябре получено разрешение на строительство, разобран деревянный флигель, на его месте к осени 1913 года появилось новое сооружение. К концу 1914 г. основные работы по внутренней отделке здания были завершены, но техническое оснащение и декоративная отделка здания продолжались и после революции. Начало Первой Мировой войны существенно замедлило ход работ.
В сентябре 1915 года Соборная мечеть была открыта для платного осмотра, таким образом, собирались деньги необходимые для достройки храма.
Первое богослужение в мечети произошло в феврале 1913 года и было приурочено к 300-летию дома Романовых.
В 1924 г. была конфискована часть имущества мечети. Были изъяты и переданы в Антиквариат большой ковер, четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. В июне 1940 года богослужения были прекращены, имущество мечети изъято (в т.ч. Коран, написанный в 1236 г., серебряные лопатка и молоточек, которые использовались при закладке, а также иное имущество). Здание было передано Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования. Многочисленные обращения верующих ленинградской мусульманской общины в послевоенные годы, которая к началу 1950-х годах насчитывала 15 000 человек, ходатайства президента Индонезии доктора Сукарно, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру возымели действие, и в 1955 г. здание мечети было возвращено Религиозному обществу мусульман Ленинграда.
18 января 1956 года богослужения в мечети были возобновлены. В 1968 году здание Соборной мечети Решением исполкома Ленгорсовета было поставлено под государственную охрану как памятник архитектуры и зодчества.
Размеры здания мечети: длина - 45 м., ширина - 32 м., высота главного купола - 39 м., высота 2-х минаретов (Западного и Восточного) по 48 м., вместимость - до 6000 человек.
Сколько в Петербурге мусульман, не знает никто. По оценке их от нескольких десятков тысяч до 800 тысяч человек.
Сколько в Петербурге мусульманских общин, и где они собираются, как оказалось, тоже никто не знает.
Более того, никто не знает, сколько человек в России исповедуют ислам, и где все они молятся. Такая странная ситуация сложилась из-за того, что у мусульман в России нет ни единого лидера, ни какого-либо централизованного управления. Сегодня на территории страны действуют три - пять крупных мусульманских центров.
Самые влиятельные мусульманские структуры на сегодня: Совет муфтиев России (СМР) в Москве , Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) в Уфе и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) в Черкесске. Этим централизованным объединениям подчиняются мусульманские общины, расположенные по всей стране. По их собственным подсчетам, московскому Совету муфтиев подконтрольны более 2000 общин, уфимскому ЦДУМу - более 1500, а Северокавказскому центру - более 3500. Но последний действует только на территории Северного Кавказа, Калмыкии и Краснодарского края. Поэтому основная борьба за мусульманские души на всей остальной территории страны идет между двумя оставшимися структурами - Советом муфтиев России и Центральным духовным управлением мусульман.
Мусульман объединяют их общие праздники. Но по-настоящему об исламе люди знают мало.
Адрес:
Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, дом 7
Как добраться:
Метро Горьковская. Из метро повернуть направо, по подземному переходу перейти Каменноостровский проспект и пройти по Кронверкскому проспекту (вдоль трамвайных путей) 150 метров.
Римско-католическая церковь в Санкт-Петербурге
Следующая остановка нашего автобуса состоялась на 1-й Красноармейской улице около военмеха.
Я никогда не знал, что здесь в неприметном снаруже доме №11 находится главный Храм Римской католической церкви в Санкт-Петербурге Собор Успения Пресвятой девы Марии.
Вплоть до царствования Екатерины II система управления латинскими церквами и общинами, вследствие многочисленности органов по наблюдению за ними без четко очерченных рамок их компетенции, являлась несовершенной. Из-за отсутствия специальных правил деятельности общин и закрепленных за определенными ее членами полномочий поступало в имперские канцелярии огромное количество жалоб от российских подданных-католиков на служителей их церквей. Петербургские прихожане жаловались императрице на своего настоятеля, который, по их мнению, «считает деньги костела как свои собственные». В ответ Екатерина II повелела Коллегии юстиции разработать специальный Регламент, охватывающий деятельность петербургской и прочих католических церквей.Очень важно, что Петербургский костел св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте официально был признан главным католическим храмом страны, а начальник петербургского прихода, получивший статус патера-супериора, имел власть над католическим духовенством всей России. Такое правовое признание соответствовало реальному положению петербургского прихода, переживавшему пору расцвета и посещаемому знатью.
Известно, что правовой статус Римско-католической церкви в России коренным образом изменился с учреждением Могилевского (Белорусского) епископства, которое окончательно разорвало формальную подчиненность российских католиков папе Римскому и одновременно внесло ясность в дела управления Римской церковью и ее прихожанами. Повеление императрицы от 14 декабря 1772 г. («О препоручении в духовное управление католическому епископу римских католических монастырей и церквей, как в присоединенных от Польши провинциях, так и во всех городах находящихся») предписывало всем католическим церквам и монастырям Российской империи подчиняться только юрисдикции будущего епископа, который должен был отвечать за духовные дела всех приходов и деятельность всех приходских священников. Именной указ об учреждении Белорусской епархии от 22 ноября 1773 г. утвердил в должности епископа Станислава Богуша-Сестренцевича и распространил его епископские решения на католические приходы, в том числе и петербургский
После присоединения к России земель Речи Посполитой для окормления многочисленного католического населения империи, 17.01.1782 года Екатерина 2 основала Могилевскую архиепарию. После переговоров с Апостольским Престолом архиепископия была утверждена канонически, ее столицей стал город Могилев(совр. республика Беларусь), а кафедральным собором- бывшая кармелитская церковь Успения Пресв. Богородицы. Соответствующая булла,Pastoralis sollicitudo, была издана нунцием Дж. Аркетти 19.07.1783 г. Митрополиты, начиная со Станислава Богуш-Сестрженцевича, почти постоянно проживали в Петербурге.
13.11.1801г. Александром 1 был подписан указ о создании Римско-Католической Коллегии МИД- государственного органа по контролю за Католической церковью в России (аналог Святейшего Синода в Православной церкви).
В функции коллегии входили сбор и регистрация сведений о католических храмах и монастырях России, решение дел лиц, изъявивших желание принять монашество, а также лиц, желающих перейти в католичество из ислама, иудаизма и язычества (переход в католичество изправославия до 1905 года был в России запрещён). Коллегия также вела финансовый контроль средств, расходуемых на нужды Католической церкви в России, решала вопросы строительства новых и ремонта существующих храмов. В 1805 году коллегия была разделена на два департамента — римско-католический и греко-католический, последний был преобразован в 1828 году в отдельную Греко-католическую коллегию.
Существовавшая с самого своего основания в Санкт-Петербурге, Коллегия не однократно меняла место пребывания (значительную часть времени она "временно" находилась в здании Двенадцати Коллегий ). 08.03.1837г. ее председатель просил министра Д.Н.Блудова "исходатайствовать разрешение на покупку дома для архива и присутствия". В 1848г. Римско-Католическая Коллегия приобрела у наследников поэта Г.Р. Державина участок земли и дом по Фонтанке(д.118). К 1852г. здания были основательно перестроины и расширены по проекту архитектора А.М. Горностаева.Коллегия существовала до 1917года.
Строительство собора на территории, примыкающей к резиденции архиепископа шло с 1870 по 1873 год. Автором первоначального проекта собора был архитектор В. И. Собольщиков, после его смерти строительство заканчивалось под руководством архитектора Е. С. Воротилова.
Освящение кафедрального собора архиепископом Антонием Фиалковским состоялось 12 апреля 1873 . Часть церковной утвари нового собора была перевезена из Могилёва.
К 90-м годам XIX века приход Успенского собора увеличился настолько, что встал вопрос о расширении собора. Работы по расширению проходили в 1896 — 1897 годах. Вместимость храма была увеличена с 750 до 1 500 человек. Были пристроены боковые приделы, изменён внутренний интерьер, обновлена роспись. Также были заменены боковые алтари, кроме того, их украсили бронзовыми статуями. 23 декабря 1897 года перестроенный собор был повторно освящён.
В 1900 году в здание архиепархиального дома, расположенное рядом с собором, была переведена католическая семинария, а резиденция архиепископа переехала в находящийся неподалёку дом № 118 на набережной Фонтанки. Приход Успения постоянно рос и перед революцией 1917 года насчитывал около 15 — 20 тысяч прихожан.
После октябрьской революции для храма Успения, как и для всей католической Церкви в России, наступили тяжёлые времена. В 1918 году была закрыта семинария, в 20-х годах властями предпринимались несколько попыток закрыть и собор, однако приходу удалось продержаться до 1930 года, когда храм был окончательно закрыт.
После Великой Отечественной войны здание церкви, пострадавшее от попаданий бомб, было переделано под нужды конструкторского бюро.
Рубрики: | Путешествия по России/Петербург |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |