Техника Синель представляет собой имитацию мелкого лоскутного набора из полосок ткани. Лицевая сторона готовой синели имеет вид аккуратно пришитых на какую-либо основу разноцветных полосок. Однако достигается эффект не прямым лоскутным шитьем, когда из мелких деталей создается более крупная, а другим, оригинальным обратным приёмом: взятые изначально большие куски ткани в результате особых приёмов работы превращаются в ровные полоски и воспринимаются как ворсовая ткань.
С техникой синель можно чинить одежду, особенно здорово - протёртые места на джинсах и других плотных тканях.
Если синель очень сильно разлохматить жесткой пластиковой щеткой, то получается эффект вельвета в очень крупный рубчик, мягкий и пушистый. После каждой стирки, правда, надо "лохматить" заново.
Заготовка синели имеет три основные составляющие:
нижний слой (основа),
средняя составляющая - это несколько слоёв тканей - наполнителей для придания объемного эффекта и утепления модели,
верхний красочный слой.
Подробно о каждой составляющей.
В зависимости от назначения изделия нижний слой (основа) может быть из плотной или, наоборот, более тонкой и мягкой хлопчатобумажной или шерстяной ткани.
Выбор слоёв - наполнителей особенно важен, так как их задача не только "помочь" верхнему красочному слою проявить себя в цветовом отношении, но и поднять, как бы вытолкнуть его при последующей влажной обработке заготовки.
Количество слоев - наполнителей может быть различным, обычно это 2 - 6 подходящих по цвету слоёв тонкой хлопчатобумажной ткани (ситец, бязь и др.). Можно в качестве слоев-наполнителей брать и более плотные ткани, например фланель, шерсть, реже используют трикотаж.
Нужно учитывать, что более плотные ткани из-за малой подвижности нитей при последующей влажной обработке не так активно мохрятся, как ткани с подвижным переплетением нитей.
Цвет слоёв-наполнителей зависит от верхнего красочного слоя, обычно это окрашенные с двух сторон однотонные ткани. Причём для одной заготовки все слои-наполнители могут быть как одного тона (цвета), так и разных оттенков одного цветового тона. При расположении слоев ткани последовательно от самого светлого к самому насыщенному после влажной обработки (стирки) получается глубокий объемный эффект.
Верхний красочный слой ткани диктует выбор всех других внутренних слоёв. В качестве верхнего слоя можно использовать самые разные по цвету и фактуре ткани. Так для простых моделей хорошо подойдет яркий цветастый ситец, фланель с набойкой, тонкая шерстяная ткань (типа шотландки) и другие.
Без опыта работы в технике синель трудно сразу получить желаемый результат. Сначала лучше воспроизвести свою идею в нескольких образцах, экспериментируя с количеством слоёв-наполнителей, их цветом, а главное - с верхним слоем ткани.
Потрясающий эффект получается, если в качестве верхнего слоя использовать павловопосадские платки. Глубоко прокрашенные волокна павлово-посадского кашемира (это тонкая шерсть), взаимодействуя с подобранными в тон слоями-наполнителями и основой придают заготовке бархатистый эффект. Сшитая из этого одежда несёт в себе черты истинно русского стиля.
Технология синели
Когда все три составляющие заготовки подобраны..
Собрать заготовку синели на столе в определённом порядке. Сначала на поверхность стола выложить слой-основу лицевой стороной вверх. Затем поверх основы аккуратно выложить наполнители слой за слоем. Поверх расположить последний красочный слой синели, укладывая его лицевой стороной вверх.
Нужно соблюдать следующие условия:
долевые нити на всех слоях должны располагаться в одном направлении, либо при недостатке кроя быть перпендикулярными друг другу;
самый нижний слой синели (то есть основа) должен быть примерно на 2-3 см со всех сторон больше, чем остальные слои. Это необходимо для удобства последующего разрезания слоев синели.
Скрепить булавками по периметру заготовки.
Шить на расстоянии 1-2 см по косой, чтобы потом не лезли нитки.
Прорезаем слои, кроме нижнего.
Можно прокладывать строчки под углом не 45 градусов, а 30, но никак не по долевой или поперечной нити. Следующие строчки прокладываются параллельно первой строчке на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние может варьироваться в зависимости от качества ткани и желания получить тот или иной эффект ткани, но в среднем это 1, 1,5 или 2 см.
Синель бывает разная. Можно и отдельные полосы косой бейки нашивать, эффект тот же.
Когда все полоски прорезаны, начинается самое интересное. Необходимо распушить синель.
Это делается с помощью щётки для одежды. Трите в разные стороны, можно немного намочить, чтобы убрать пропитки с ткани.
Чтобы хорошо распушить ткань можно к щётке использовать стиральную машину, для этого заготовки нужно отжать в центрифуге на самых больших оборотах.
http://www.hnh.ru/handycraft/2010-11-26-1