-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Leonilla

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Пир_на_весь_мир Лучшие_сериалы_мира Charles_Michael_Palahniuk FC_Zenit_Spb Клуб_Фотопутешествий
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Цитаты_и_Афоризмы притчи_мифы_сказки

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 5398


Без заголовка

Четверг, 20 Октября 2016 г. 19:39 + в цитатник
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи




Kuinji-moonlight-night-1 (700x519, 76Kb)



А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880 | Фото: art-assorty.ru



«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи.



Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу.



Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами,



и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу.



Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах.



Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции



и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия. 



Kuinji-moonlight-night-2 (700x481, 110Kb)



Знаменитый художник Архип Куинджи | Фото: pravkonkurs.ru и abmortitua.xyz



Над этой картиной художник работал летом и осенью 1880 г.



Еще до начала выставки распространились слухи о том, что Куинджи готовит что-то совсем невероятное.



Любопытных нашлось столько, что по воскресеньям живописец открывал двери своей мастерской и пускал туда всех желающих.



Еще до начала выставки картину купил великий князь Константин Константинович.



Kuinji-moonlight-night-3 (700x534, 198Kb)



В. Васнецов. Портрет А. И. Куинджи, 1869. Фрагмент | Фото: artcontext.info



Куинджи всегда очень ревностно относился к экспонированию своих картин, но в этот раз он превзошел сам себя.



Это была персональная выставка, и на ней демонстрировалась всего одна работа – «Лунная ночь на Днепре».



Художник велел задрапировать все окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света



– при дневном освещении лунное сияние смотрелось не так эффектно.



Посетители входили в темный зал и, будто под гипнозом, замирали перед этой магической картиной.



Kuinji-moonlight-night-4 (700x489, 82Kb)



И. Крамской. Портреты А. И. Куинджи 1872 г. и к. 1870-х гг. | Фото: artcontext.info и tanais.info



Перед залом Общества поощрения художников в Петербурге, где проходила выставка, целыми днями стояла очередь.



Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки.



О невероятном эффекте картины ходили легенды.



Сияние лунного света было настолько фантастическим,



что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок,



привезенных из Японии или Китая, и даже обвиняли в связях с нечистой силой.



А скептически настроенные зрители пытались отыскать с обратной стороны полотна спрятанные лампы.



 



Kuinji-moonlight-night-5 (700x527, 33Kb)



И. Репин. Портрет художника А. И. Куинджи, 1877. Фрагмент | Фото: artscroll.ru



Конечно, весь секрет заключался в необычайном художественном мастерстве Куинджи,



в умелом построении композиции и таком сочетании красок, которое создавало эффект сияния



и вызывало иллюзию мерцающего света.



Теплый красноватый тон земли контрастировал с холодными серебристыми оттенками,



за счет чего углублялось пространство.



Однако одним мастерством даже профессионалы не могли объяснить



то магическое впечатление, которое картина производила на зрителей



– многие уходили с выставки в слезах.



Kuinji-moonlight-night-6 (700x526, 61Kb)



Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907 | Фото: newconcepts.club



И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»:



«Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих,



и те жили в такие минуты лучшими чувствами души



и наслаждались райским блаженством искусства живописи».



Поэт Я. Полонский удивлялся:



«Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались...



Что это такое? Картина или действительность?».



А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна



написал стихотворение «Ночь на Днепре»,



которое позже было положено на музыку композитором Брауном.



***



Прекрасна эта ночь с ее красой печальной,



С ее мечтательным, болезненным лицом.



О, если б жизнь цвела, как этот отблеск дальний



Померкнувшей зари на небе голубом!



О, если б дум моих неверное теченье,



Как эти облака, стремились вглубь небес:



Какое б подарил тебе я вдохновенье,



Какой бы мир открыл, мир красок и чудес!



Но жизнь моя темна, и дума безотрадна;



Как облетелый сад, пуста моя душа,



И ходит ветер в нем стремительно и жадно,



И гнет вершины лип, порывисто дыша.



Я не пущу тебя в мой сад осиротелый,



- Там осень, там туман, а здесь перед тобой



Сияние весны и этот отблеск белый



Лазури голубой.  



***



Kuinji-moonlight-night-7 (700x505, 35Kb)



Краски со временем потемнели | Фото: rubooks.org



И. Крамской предвидел судьбу полотна:



«Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой



и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того,



что потомки будут пожимать плечами в недоумении:



от чего приходили в восторг добродушные зрители?



Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол,



что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».



Kuinji-moonlight-night-8 (700x535, 72Kb)



Краски со временем потемнели | Фото: art-assorty.ru



К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины,



так как до наших времен она дошла в искаженном виде.



А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.



Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.



Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас:



«Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной,



благодаря соленым испарениям воздуха».



Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен.



Kuinji-moonlight-night-9 (700x479, 83Kb)



Картина Куинджи вдохновляет и современных фотографов | Фото: flickr.com



К несчастью, писатель оказался прав:



пропитанный солью морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок, и они стали темнеть.



Поэтому сейчас «Лунная ночь на Днепре» выглядит совсем по-другому.



Хотя лунное сияние и сегодня действует на зрителей магически,



а пейзажная философия прославленного художника вызывает неизменный интерес.



Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/171016/31808/

Рубрики:  Живопись:искусство всего мира

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку