Без заголовка |
А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880 | Фото: art-assorty.ru
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи.
Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу.
Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами,
и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу.
Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах.
Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции
и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.
Знаменитый художник Архип Куинджи | Фото: pravkonkurs.ru и abmortitua.xyz
Над этой картиной художник работал летом и осенью 1880 г.
Еще до начала выставки распространились слухи о том, что Куинджи готовит что-то совсем невероятное.
Любопытных нашлось столько, что по воскресеньям живописец открывал двери своей мастерской и пускал туда всех желающих.
Еще до начала выставки картину купил великий князь Константин Константинович.
В. Васнецов. Портрет А. И. Куинджи, 1869. Фрагмент | Фото: artcontext.info
Куинджи всегда очень ревностно относился к экспонированию своих картин, но в этот раз он превзошел сам себя.
Это была персональная выставка, и на ней демонстрировалась всего одна работа – «Лунная ночь на Днепре».
Художник велел задрапировать все окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света
– при дневном освещении лунное сияние смотрелось не так эффектно.
Посетители входили в темный зал и, будто под гипнозом, замирали перед этой магической картиной.
И. Крамской. Портреты А. И. Куинджи 1872 г. и к. 1870-х гг. | Фото: artcontext.info и tanais.info
Перед залом Общества поощрения художников в Петербурге, где проходила выставка, целыми днями стояла очередь.
Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки.
О невероятном эффекте картины ходили легенды.
Сияние лунного света было настолько фантастическим,
что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок,
привезенных из Японии или Китая, и даже обвиняли в связях с нечистой силой.
А скептически настроенные зрители пытались отыскать с обратной стороны полотна спрятанные лампы.
И. Репин. Портрет художника А. И. Куинджи, 1877. Фрагмент | Фото: artscroll.ru
Конечно, весь секрет заключался в необычайном художественном мастерстве Куинджи,
в умелом построении композиции и таком сочетании красок, которое создавало эффект сияния
и вызывало иллюзию мерцающего света.
Теплый красноватый тон земли контрастировал с холодными серебристыми оттенками,
за счет чего углублялось пространство.
Однако одним мастерством даже профессионалы не могли объяснить
то магическое впечатление, которое картина производила на зрителей
– многие уходили с выставки в слезах.
Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907 | Фото: newconcepts.club
И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»:
«Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих,
и те жили в такие минуты лучшими чувствами души
и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Поэт Я. Полонский удивлялся:
«Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались...
Что это такое? Картина или действительность?».
А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна
написал стихотворение «Ночь на Днепре»,
которое позже было положено на музыку композитором Брауном.
***
Прекрасна эта ночь с ее красой печальной,
С ее мечтательным, болезненным лицом.
О, если б жизнь цвела, как этот отблеск дальний
Померкнувшей зари на небе голубом!
О, если б дум моих неверное теченье,
Как эти облака, стремились вглубь небес:
Какое б подарил тебе я вдохновенье,
Какой бы мир открыл, мир красок и чудес!
Но жизнь моя темна, и дума безотрадна;
Как облетелый сад, пуста моя душа,
И ходит ветер в нем стремительно и жадно,
И гнет вершины лип, порывисто дыша.
Я не пущу тебя в мой сад осиротелый,
- Там осень, там туман, а здесь перед тобой
Сияние весны и этот отблеск белый
Лазури голубой.
***
Краски со временем потемнели | Фото: rubooks.org
И. Крамской предвидел судьбу полотна:
«Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой
и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того,
что потомки будут пожимать плечами в недоумении:
от чего приходили в восторг добродушные зрители?
Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол,
что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».
Краски со временем потемнели | Фото: art-assorty.ru
К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины,
так как до наших времен она дошла в искаженном виде.
А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.
Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.
Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас:
«Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной,
благодаря соленым испарениям воздуха».
Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен.
Картина Куинджи вдохновляет и современных фотографов | Фото: flickr.com
К несчастью, писатель оказался прав:
пропитанный солью морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок, и они стали темнеть.
Поэтому сейчас «Лунная ночь на Днепре» выглядит совсем по-другому.
Хотя лунное сияние и сегодня действует на зрителей магически,
а пейзажная философия прославленного художника вызывает неизменный интерес.
Рубрики: | Живопись:искусство всего мира |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |