Никто не будет спорить, что удовлетворенность и счастье совместной жизни непосредственно связаны с личностными особенностями обоих партнеров. В качестве наиболее "благоприятных” для семейной жизни и ученые выделяют качества, связанные с устойчивостью к стрессам. Ощущение счастья в семье связано с такими качествами личности, как:
- экстраверсия;
- способность к самоуправлению и сдерживанию эмоций;
- отсутствие внутренних конфликтов;
- высокая общительность;
- наличие широких интересов и межличностных связей;
- увлеченность и целенаправленность;
- творческая деятельность;
- умение планировать время и интересно организовать досуг. Прослеживается также связь семейного «счастья» с такими качествами личности, как интеллект и привлекательность (то, что у нас называется обаянием). Таким образом, «счастье», или то, что мы называем счастьем, является частью целого комплекса личностных проявлений, включающих:
- выбор благоприятных ситуаций;
- умение выделить приятную сторону жизни;
- высокую самооценку личности (!) и т.п.
Значение законов совместимости для служб знакомств, служб семьи и брака трудно переоценить. Развенчивается иллюзия, что для удачного брака нужно сходство характеров и что подобному – нужен подобный. Такие браки хороши только на первых порах, поскольку тождественные типы хорошо и легко понимают друг друга. Но впоследствии партнеры останавливаются перед одними и теми же трудностями, не в силах помочь друг другу, имея одинаковые (общие) слабости. И если человек ищет психического дополнения, то значит, его дополняет не каждый физически привлекательный партнер, а лишь индивидуум с определенными психическими качествами. В какой-то мере правы утверждающие, что для дополнения нужны противоположные качества, но исследования показали, что не каждую противоположность можно назвать дополнением. Есть противоположности, вызывающие постоянную напряженную конфликтность или погашение активности одного активностью другого. Но есть и дополняющие противоположности, уравновешивающие психику партнера, активирующие его жизнь.
Выбор брачного партнера – это как раз тот случай, когда следует довериться интуиции. Она всегда эмоционально (не сексуально, а эмоционально) окрашена. И если на протяжении длительного времени супруги сохраняют чувство романтической любви, их поведение характеризуется:
- вербальным проявлением любви (типа «Солнышко», «Котик», или уж так прямо «Любовь моя...»);
- постоянной нежностью и заботой;
- сексуальными отношениями;
- восхищением и высокой оценкой друг друга;
- взаимопониманием;
- эмоциональной поддержкой в трудные периоды жизни;
- вещественным выражением любви (например, подарки, цветы и т.д.);
- терпимым отношением к требованиям и недостаткам супруга;
- желанием проводить много времени наедине друг с другом и т.п.
А теперь расслабьтесь... Перечисленные выше особенности могут считаться необходимым условием лишь на этапе создания гармоничной семьи. В семейной жизни все складывается совсем иначе, но не обязательно плохо... По мере того, как супруги больше узнают друг друга и больше времени проводят вместе, появляется и больше разногласий, раздражения, конфликтов. Кто виноват? Это первый «русский» вопрос (второй вопрос – «Что делать?»). Любовь и мы Виной всему конечно общество. Нельзя обойти стороной противоречие между эмоциональными отношениями внутри семьи и обществом.
В настоящее время уже никто не задумывается над тем, каковы физиологические механизмы состояния влюбленности, однако именно с этих позиций рассматривали категорию любви. Зигмунд Фрейд в «Сексуальной жизни человека» утверждал, что опыт романтической любви опирается на сексуальную фрустрацию, отчего после удовлетворения сексуальной потребности любовь должна погибнуть, – чем и вызвал критику в свой адрес.
Значение любви как страсти, преодолевающей отчуждение между людьми, которое порождено чувством стыда, вины или волнения. "Любовь отмечена всей человеческой деятельностью... Любовь – единственный, удовлетворительный ответ на вопрос о причине существования человека”. Он выделяет следующие обстоятельства, мешающие постижению искусства любви: 1) позиции типа "как быть любимым, а не как самому любить"; 2) представления типа: «проблема в самой любви, а не в способности любить»; 3) неразделенность понятий "влюбленность” и «состояние любви». Теория страстной любви описана у Стендаля, который выделяет семь стадий ее развития: восхищение, предвкушение, надежда, романтическое влечение, первая кристаллизация, вторая кристаллизация, сочетание эффекта первой кристаллизации с чувством мщения. По Стендалю, индивид, обладающий высокоразвитым воображением, более подвластен чувству страстной любви, чем тот, у кого воображение «хромает». Страстно любящий постоянно внемлет своим романтическим фантазиям, но должен при этом чувствовать неуверенность, ибо Э...уверенность убивает любовь. Страстная любовь мужчины и женщины, называемая романтической, может принести большое счастье, но и доставить глубочайшее страдание. Для тех, кто считает романтическую любовь чувством иррациональным, любовь есть не более чем невроз, «недолговечная эмоциональная буря». Те же, кто рассматривает романтическую любовь как чувство идеальное и в принципе недостижимое, считают саму идею о том, что интенсивная эмоциональная привязанность может стать основой длительных плодотворных отношений, неким невротическим продуктом современной западной культуры. Бренден называет романтической любовью «духовно-эмоционально-сексуальное влечение двух людей друг к другу, отражающее их высокое мнение о ценности друг друга». Страстная привязанность, глубокая эмоциональная увлеченность, сильное сексуальное влечение, взаимное восхищение – таковы компоненты романтической любви. Тем самым романтическая любовь удовлетворяет множество потребностей: потребность в человеческом общении; любить и быть любимым; испытать духовное родство; сексуального общения; самореализации и самоосуществления (самоактуализации) как личности.